Особенности обучения грамоте детей с нарушением зрения.
методическая разработка

Чильдинова Анна Викторовна

               Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Особенности обучения грамоте детей с нарушением зрения

               Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письменной речи.

Известно, что психофизическая основа чтения и письма – это взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. При таких заболеваниях как астигматизм, амблиопия, гиперметропия, миопия, различные виды косоглазия зрительное восприятие у детей имеет некоторые особенности:

  • сокращение и снижение скорости зрительного восприятия;
  • снижение поля зрения;
  • смешение сходных форм.
  • неустойчивость фиксации взора;
  • неравномерность движения глаза;
  • нарушение зрительно – моторных координаций;

 В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в нарушении всех структурных компонентов речи. Объясняется это тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Для детей с нарушением зрения характерна бедность представлений, недостаточное понимание значения слова. Низкий уровень зрительного восприятия оказывает отрицательное влияние на психофизиологическое развитие ребенка. У детей со зрительной патологией отмечаются трудности в установлении смысловых связей, классификации предметов, операциях анализа, сравнения и обобщения.

       В работе по обучению грамоте детей с нарушением зрения педагоги учитывают и те факторы, что неполноценность зрительного восприятия  способствует  задержке развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации. При печатании и письме наблюдается зеркальное и расчлененное написание различных элементов, соскальзывание со строки. Кроме общих недостатков, которые следует учитывать при организации обучения грамоте детей с нарушением зрения, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные отдельным воспитанникам. В нашем учреждении встречаются дети со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности, гиперактивные дети. Все это создает дополнительные трудности в усвоении детьми навыков чтения.

Подготовка к обучению грамоте включает в себя комплексное развитие всех компонентов родного языка, психических процессов, различных параметров зрительных функций и пространственной ориентировки на макро- и микроплоскости.

Работу по обучению грамоте невозможно отделить от системы всей коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия, направленной на формирование системы сенсорных эталонов цвета, светлот, размера, формы, ориентации, коррекцию недостатков прослеживающей функции глаз, зрительно-моторных координаций, фоновых различий. С этой целью используем различные игры и упражнения: обводки, штриховки, мозаики, лабиринты, траектории, специальные графические упражнения.

Обучение грамоте детей с нарушением зрения осуществляется через интегрированные занятия тифлопедагога и воспитателя. Занятие по обучению грамоте стоится в соответствии со следующими требованиями:

  • дети рассаживаются по местам с учетом диагноза и остроты зрения;
  • длительность занятия не превышает 25 минут;
  • темп занятия снижен;
  • обязательный этап – специальная гимнастика для глаз, физминутка, пальчиковая гимнастика;
  • зрительная нагрузка четко регламентируется соответственно возрасту и возможностям зрительного анализатора;
  • освещение, мебель соответствуют гигиеническим нормам.

Подбор наглядных пособий, используемых на занятии осуществляется в соответствии с  офтальмо– педагогическими требованиями:

  • каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (до 60 % - 100 %);
  • хроматические объекты должны иметь насыщенные цвета;
  • размеры изображений подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения  и состояния поля зрения.

     К сожалению, не существует комплексной специальной методики по обучению грамоте детей с нарушением зрения.  Перепробовав различные методики по обучению грамоте детей (Т.Р. Кисловой, Л.Е. Журовой, Н.В.Нищевой) и пытаясь их адаптировать к нашим воспитанникам, мы остановили свой выбор на методике Е.В.Колесниковой «От звука  к букве».

 Основные плюсы и достоинства данной программы:

         - выстроена на принципах целостности и преемственности с учетом возрастных особенностей детей;

       - в основу положен проблемно-поисковый метод, ведущий в развивающем обучении (автор Д.Б.Эльконин)

        - проблема обучения малышей первичным элементам грамоты решается в комплексе с развитием  речи и подготовкой руки ребенка к письму, т.е. система действий включает не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, буквой..

         - возможность широкого использования наглядности (рабочие тетради с игровыми заданиями, слоговыми моделями, пособия с картинками, стихами, рисунками).

          - наличие четкого планирования, охватывающего все основные направления деятельности педагога в работе с детьми с нарушением зрения по обучению грамоте: развитие звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа, развитие интереса и способности к чтению.

         - опора на игровые методы и приемы.

        - вариативность : зависимость от темпа усвоения программного материала ребенком, возможность вносить изменения в сценарий занятий.

     Наши педагоги в всегда помнят о том, что каждое занятие – это прежде всего  обучающая игра.

Дети узнают о том, что  Звуковички , жители звукового леса, невидимы. Каждому Звуковичку соответствует определенный цвет. Цвет отражается в звуковой модели слова. Красный цвет – это гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

У Звуковичков есть чемоданчики, куда они собирают слова со своим звуком. Смысл жизни Звуковичков – забота о звуках и звуковое строительство. В стране слов есть и еще жители: Мастер слоговых дел делит все слова на слоги, а Мастер ударных дел ударяет молоточком по гласным звукам и от этого кричит еще громче. Приключения звуковичков – главная интрига занятий по обучению грамоте.

Все это способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, снижает утомляемость, формирует усидчивость, желание узнавать что-то новое.

     При планировании порядка изучения звуков и букв мы руководствуемся несколькими факторами:

  • степенью трудности соотнесения звука и буквы. Сначала вводим гласные, затем сонорные – [м], [н], так как все дети их хорошо произносят. Глухие согласные вводятся раньше звонких, так как последние оглушаются на конце слова. После этого можно начинать обучение слиянию звуков в слоги.
  • уровнем развития звукопроизношения. Изучение звуков, которые   нарушены в речи детей, переносим на более поздние сроки.
  • частотностью употребления звука в речи.

             Далее хочу остановиться на некоторых особенностях знакомства с буквой и звуком, наиболее трудных для детей с нарушением зрения.

При определении наличия звука в слове, слоге, при определении позиции звука идет непосредственная работа по развитию фонематического восприятия и речевого слуха. Для этого мы используем различные игровые приемы: «Сундучок - Звуковичок», «Звуковое дерево», «Теремок», «Построим мостик», «Крестики-нолики», «Витрина», «Звуковой коврик», моделирование слов на звуковых линейках.

Процесс овладения звуковым анализом кропотлив и монотонен. Во избежание утраты интереса у детей можно стандартные квадратики  заменить мозаикой, магнитами, пробками, игрушками соответствующих цветов.

На этапе знакомства с буквой используем приемы, способствующие прочному запоминанию образа:

  • прорисовывание в воздухе пальцами, носом;
  • рисование по точкам;
  • сравнение с реальными предметами (например, л – лестница, н - ноги);
  • ассоциации с предметами, начинающимися на первый звук;
  • оживление буквы (дети рисуют букву, превращая ее в кого-либо);
  • используем тактильные возможности ребенка – лепим букву, выкладываем из мозаики, спичек, скрепок, кнопок, семечек, выгибаем из проволоки, узнаем на ощупь рельефные изображения;
  • показ букв пальцами;
  • рисование буквы по клеточкам, графические диктанты.

Благодаря этим приемам мы преодолеваем трудности в запоминании графического образа буквы.

На этапе чтения слогов обязательно используем слоговые таблицы. Именно этот вид работы развивает скорость зрительного восприятия и расширяет поле зрения.

         Мы уверены в том, что знания и навыки полученные в детском саду,  позволят  нашим детям успешно продолжить обучение и быстро адаптироваться в общеобразовательных школах города.

Литература:

  1. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96.
  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  3. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
  4. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
  5. Чевычелова Е.А Зрительная гимнастика для детей 2 -7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.- 123 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием).

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Обучение грамоте детей с нарушением зрения

Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими патологию зрения...