Проблемы адаптации детей в дошкольных учреждениях.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Михайлова Татьяна Николаевна

Причины возникновения детской нервности. Основные принципы методов педагогического воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_adaptatsii_detey_v_doshkolnyh_uchrezhdeniyah.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы адаптации детей в дошкольных учреждениях.

Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

     Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.  

     В младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки. В период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней.

      Хуже всех себя чувствуют дети с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс привыкания протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши. Левшество подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию эмоциональных факторов.                          

       Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, но есть и общие черты. До 3 лет дети, скорее будут проявлять беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность), в детском саду будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду напряжения.

     Адаптационный стресс изменяет реактивность– защитные силы организма и ребёнок начинает часто болеть. Дети с флегматическим темпераментом в ответ на стресс склонны скорее затормаживаться, в то время как дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут в первую очередь возбуждаться. Происходит аффективное заострение свойственного детям темперамента.

      Большие затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днём и имеющие плохой аппетит. Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от неё, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, не способные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры, неумения принимать и играть роли.

      Детская нервность возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Поэтому необходимо разобраться в источниках и видах нервности, вовремя обратить внимание на болезненные проявления ребёнка, как проявления нервности.

     Наблюдая за детьми, педагог без труда заметит робких, нерешительных и неуверенных в себе детей. А также, не трудно заметить и раздражительных, обидчивых детей с неустойчивым, легко меняющимся настроением.

     Эти дети испытывают беспокойство, находясь в группе, болезненно ждут родителей, с другими детьми не общаются, то есть обстановка травмирует их. Дети младшего дошкольного возраста чаще играют отдельно и трудности, испытываемые ими в группе, ещё больше осложняют контакты.

     Цель работы педагога в этот непростой период: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. В первую очередь это переживания, возникшие в результате беспокойства, страха, обиды и неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства и, наконец, переживания по поводу самих переживаний.

      Очень важно в группе создать такие условия, которые помогут сделать пребывание в детском саду желанным для каждого малыша. Сформировать структуру группы так, чтобы дети могли вести себя свободно и непринуждённо на праздниках, занятиях, в играх и повседневной жизни. А для этого необходимо защищать, любить и принимать каждого ребёнка таким, каков он есть, понимать, приходить на помощь, содействовать, сопровождать. Именно в этом природный смысл присутствия взрослого рядом с ребёнком в процессе его роста. При этом дети обретут условия для гармоничного, психического и интеллектуального развития.

     

      Основные принципы методов педагогического воздействия:

- не навязывайте себя никому, в том числе и детям. Если занятие не нравится, лучше его отложить и попробовать понять, что вы сделали не так;

- если не знаете, как воздействовать – остановитесь;

- устраните из вашего общения с детьми те способы и формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте ребёнка, а просто не воспринимайте незрелые формы его поведения;

- соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми;

- не фиксируйте внимание на неудачах, избыток внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребёнка;

- давая качественные оценки, похвалите ребёнка, чтобы дети проявляли себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицание и осуждение;

- не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример;

- не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме;

- используйте разные формы несловесной поддержки ребёнка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи, в общем всё, что подскажут ваши руки и сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Повестка дня 1. Выбор родительского комитета на учебный год. 2. Информация о МДОУ (воспитателя Воронцовой П.П.) 3. Результаты адаптации. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Навыки самообслу...

Эссе "Проблемы психологической адаптации детей в дошкольных учреждениях разных типов".

«Я твердо убежден, что есть качества души,без которых человек не может стать настоящим воспитателем,и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка»    ...

Консультация для родителей. Тема: Проблемы адаптации детей в детском учреждении пути их реализации

Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детском дошкольном учреждении....

"Проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению"

В данной статье говорится о проблемах адаптации детей к дошкольному учреждению и о том , как можно разрешить данную ситуацию...

План психопросветительской работы по проблеме адаптации ребенка к дошкольному учреждению

План психопросветительской работы по проблеме адаптации ребенка к дошкольному учреждению СрокМероприятиеКатегория участниковСентябрьВыступление на родительском собрании на тему «Адаптация д...

Протокол родительского собрания во второй младшей группе на тему:«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Протокол родительского собрания во второй младшей группе на тему:"Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению"...