РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Луканина Галина Александровна

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе».

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Итак, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков;
  • Умение различать звуки речи на слух;
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;
  • Словарный запас;
  • Сформированность грамматического строя речи;
  • Связную речь;
  • Речевую коммуникацию

Звукопроизношение и фонематический слух

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:

  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки глас¬ный, согласный, звонкий, глу¬хой, твердый, мягкий.

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа:

1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки),

2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры),

3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова). Умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки чтения.

Слоговая структура слова.

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

* Назови животных и их детенышей.

У курицы – цыпленок; у кошки… у собаки… у коровы...

у медведя… и т.д.

* Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.

Рыба – плавает, змея…, лягушка…, собака – лает, свинья…корова…т.д.

* Назови, одним словом каждую группу предметов.

Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень. Волга, Днепр, Енисей, Кама. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т.д.

* Кто что делает? Учитель – учит детей, врач…, маляр, художник…т.д.

* Названия, каких предметов отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Карандаш – что?, заяц…, книга…, ребенок…, рубашка…т.д.

* Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы.

Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…, лыжи…, зонт…, голова…, туча…т.д.

* Отгадывание загадок.

* Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д.

Грамматический строй речи

Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

* Назови предметы в единственном и множественном числе.

Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.

* Составь одно слово из двух. Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.

* Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.

* Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, Вы…, Он…, Они…т.д.

* Правильно употреби предлоги в предложениях. Мальчик плавает в воде. Выходит из воды. Загорает у воды. Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д.

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь:

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
  • составлять рассказ по картинке, по серии картин;
  • отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обратите внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));

- на лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Речевая коммуникация

- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;

- уметь слушать и понимать речь;

- строить общение с учетом ситуации;

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- пользоваться формами речевого этикета;

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к учителю-логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Папка - передвижка для родителей...

Речевая готовность ребенка к школе.

Речевая готовность ребенка к школе.  Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности ...

Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».

Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая готовность ребенка к школе"

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая гоовность ребенка к школе"...