Тема "Педагогические арт-технологии"
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Примерный вариант реализации плана самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный вариант реализации плана по самообразованию

 «Педагогические арт-технологии»

Учитель-логопед: Гиль Т.Л.

Тема: Детско-родительский проект

Вид проекта: Познавательно-исследовательский

Продолжительность: долгосрочный

Участники: воспитанники 4-7 лет, учитель-логопед, родители воспитанников.

Актуальность проекта:  Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологического и педагогического воздействия на ребенка, основанный на творчестве и игре, ненавязчиво действующего на речевое и познавательное развитие, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть его вокруг себя прекрасным и рассказать о нем. Также занятия с использованием элементов арт-терапий могут снимать психическое напряжение, очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь и позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.

Цель проекта: поиск эффективных инновационных средств сохранения психического здоровья и коррекций познавательного и речевого развития дошкольников с ОВЗ создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников, выявление и поддержка одаренных детей.

Задачи проекта:

- создание благоприятных условий для выявления и развития различных индивидуальных наклонностей к деятельности по интересам ребенка;

- реализация потенциальных способностей и всестороннего развития детей по средствам сочетания элементов технологий арт-терапий;

- обеспечение и расширение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности через интеллектуально-творческие мероприятия;

- дальнейшее развитие способностей и дифференцированного обучения, согласно возрастным требованиям по ФГОС;

- совершенствование традиционных педагогических технологий и внедрение в образовательный процесс в рамках требований ФГОС;

- создание системы взаимосотрудничества с родителями;

- психологическая и педагогическая поддержка детей с ОВЗ и их семей.

Предварительная работа по смежной теме «Использование метода цветотерпии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» проводилось опосредованно. Полученный анализ, показывает, что использование элементов метода цветотерапии не оказало негативного влияния на психофизическое состояние детей, а способствовало росту положительной динамики. При сравнении работы двух логопедических групп на начало и конец учебного года, мы получили следующие результаты: в группе, где учитель-логопед на коррекционных занятиях активно использовал цветовой фон, уровень развития внимания у детей выше, чем в группе, в которой такая работа не проводилась (25,3% - 18,6%).

- Диплом победителя I степени Всероссийского сетевого конкурса педагогов дошкольных образовательных учреждений «Панорама педагогических достижений» Тема: конспект тренинга для родителей «Речевые игры в часы семейного досуга с использованием элементов цветотерапии», 2013 г.

- Районный конкурс «Образование и здоровье». Тема: «Использование метода цветотерапии на подгрупповых логопедических занятиях с детьми 5-7 лет, имеющими речевые нарушения»,2011 г., сертификат

- Размещение материала на сайте Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с тяжелым нарушением речи с использованием метода цветотерапии « Буратино и его друзья» https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/31/buratino_i_ego_druzya._s_tnr.doc

Название этапа

Примерное содержание деятельности педагога

Сроки выполнения

Подготовительный этап 

Цель: Обеспечение условий для реализации проекта

1.

Диагностический

Изучение литературы по проблеме

В течение всего периода

Анкетирование с целью выявления интереса к проблеме у родителей, воспитанников

Начало -конец

текущего года  

2.

Прогностический

Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности.

Сентябрь-октябрь 2019 г

3.

Организационный

Создание предметно-развивающей среды

В течение всего периода

Основной этап 

Цель: Внедрение проектной деятельности в практику ДОУ, как формы взаимодействия с родителями

4.

Практический

Педагогическое наблюдение за результативностью процесса

Начало-конец текущего года

Реализация проекта

В течение всего периода по циклограмме

Участие в конкурсных и других педагогических и детских мероприятиях

В течение всего периода

Публикации материала на информационных ресурсах.

В течение всего периода

Просветительская и практическая работа с родителями

В течение всего периода

Заключительный этап 

Цель: Подведение итогов проекта

5.

Обобщающий

Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, позитивные результаты работы с семьями воспитанников

Отчет в конце текущего года

Обобщение опыта работы, методическая разработка

2023 г.

Дорожная карта проекта

Интеграция содержания проекта в различные образовательные области

Направления

Содержание, формы работы

Взаимодействие с детьми

1.

Познавательное развитие

Беседы с учетом лексических тем;

Развитие сенсорных эталонов;

2.

Речевое развитие

Презентация и обыгрывание цикла «Разноцветные сказки» Н.В. Нищевой;

Развитие связной речи и лексико-грамматических категорий;

Коррекция речевых нарушений

3.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка, рисование, аппликация, оформление фотопрезентаций  с включением элементов арт-технологий

4.

Социально-коммуникативное развитие

Обучение правилам безопасности при работе с различным материалом;

Развитие умения сотрудничества, соблюдая правила поведения и действия по инструкции

5.

Физическое развитие

Игры для сохранения психофизического здоровья;

Игры для развития мелкой моторики и тактильных ощущений;

Игры для развития зрительно-двигательной координации;

Взаимодействие с родителями

1

Обучение созданию условий для фоторепортажа в «Дни цвета»

2

Организация мастер-классов и консультирование по теме проекта

3

Итоговое мероприятие по арт-технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...