Агрессивное поведение дошкольника
консультация по коррекционной педагогике

Мухомадеева Надежда Сергеевна

В данной статье дается характеристика агрессии, ее формам и симптомам. Прописаны рекомендации педагогам при работе с агресивными детьми. Описываются методы коррекции агрессии у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение дошкольника и меры педагогического воздействия.

Агрессивное поведение –вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить.

Формы агрессии:

  • Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;
  • Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;
  • Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;
  • Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;
  • Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;
  • Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.

Симптомы недостатка, в чем проявляется?

  • Нарушение прав другого;
  • Разрушение чего-либо;
  • Нецивилизованные формы общения (грубость);
  • Аффективные вспышки гнева.

Непрямая агрессия:

Распространение сплетен, клеветы за спиной человека.

Реакция педагога на агрессивный поступок

1. Быстродействие: Пресечь – остановить поведение (решительно-спокойно-молча) Дать знать, что так действовать не разрешается — сразу же после проступка.

2. Игра по сценарию: ровно и одинаково каждый раз без лишних сцен и драм - санкции. Пусть он знает, что если плохо себя поведет — будет методично наказан,

3. Обсуждение проблемы: После того, как ребенок придет в норму — уточни зачем и почему он совершил этот поступок и считает ли его справедливым.

4. Ответственность за свои поступки - метод естественных последствий (сломал – нечем играть, дрался – один остался). Показать непродуктивность действий для развития ответственности за поступки, но не как наказание!!

5. Заглаживание вины («Пошутил» – убери за собой!) Даже если для того, чтобы ребенок извинился его придется вести к обиженному за руку — делай это, как бы ни было неловко.

Правила экстренного вмешательства при агрессивном поведении ребенка

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии:
  • полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения (цель – привлечь внимание);
  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...») вместо запрета на негативные эмоции!
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
  1. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки – просто картина происходящего!

  1. Контроль над собственными негативными эмоциями.
  • Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
  • Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
  1. Снижение напряжения ситуации (т.е. избегание типичных ошибок реагирования на агрессию ребенка)
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди, «чтение морали»,
  • наказания или угрозы наказания;
  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;  сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
  • команды, жесткие требования, давление;
  • оправдания, подкуп, награды
  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы.

5 принципов реагирования на драку детей

(Кэтрин Кволс «Радость воспитания»):

  1. Успокоить дерущихся
  2. Опишите происходящее
  3. Не берите роль судьи или заступника
  4. С пониманием к чувствам детей
  5. Дать другие стратегии для решения конфликта.

Симптоматическая коррекция агрессивного поведения дошкольников

  1. Коррекция способов выражения эмоций и снятие напряжения;
  2. Развитие коммуникативных умений и способов защиты своих прав.

Причины недостатка чем вызвано? Чего недостает?

  • Нехватка внимания и любви;
  • Усталость;
  • Страх и незащищенность;
  • Жажда власти (нарушенная привязанность);
  • Негативное самовосприятие;
  • Социальное научение;
  • Отсутствие культурных форм общения.

Каузальная (причинная) коррекция

  • Развитие умения сопереживать другому;
  • Повышение самооценки, позитивное самовосприятие и опыт уверенного поведения;
  • Снятие тревожности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение дошкольника .Консультация для родителей

Данная статья предназначена родителям.Дошкольный возраст -время, когда формируются межличностные и социальные отношения рбёнка.Окружающие ребёнка взрослые несут ответственность за то , какими вырастут...

"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"

Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...

Агрессивное поведение дошкольников

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. ...

"Удивительный мир капель" Конспект занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников

Начальный этап реализации программы по профилактике агрессивного поведения дошкольников...

Агрессивное поведение дошкольников

Консультация для педагогов...

Агрессивное поведение дошкольников и методы его преодоления

консультационная беседа с родителями  содержащая советы по общению с агрессивным ребёнком...