Адаптивная дополнительная общеобразовательная программа по профилактике табакокурения «Быть свободным от курения»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Храмова Елена Александровна

Программа дополнительного образование «Быть свободным от курения» направлена на то, чтобы изменить мысли, потребности, поведение, ориентиры подростков, научить подростков принимать решения, сформировать внутреннее убеждение, что никогда не стоит начинать курить.
Работа воспитателя в данной программе направлена на то, чтобы помочь подростку осознать вред курения и научить его тактично отказываться от курения. В данной программе предлагаются тренинги для поднятия самооценки подростка, для улучшения коммуникации и преодоления эмоционального дискомфорта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_net_kureniyu.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ» (ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

                                                                            Рассмотрена и утверждена методическим

                                                                                                                   объединением  29.08.2019

Адаптивная дополнительная общеобразовательная программа

по профилактике табакокурения

«Быть свободным от курения»

                                                                                Составитель программы

        Храмова Е.А.

Группа: дети с ОВЗ 12-18 лет

Срок реализации  1 год.

        

Москва

Содержание:

  1.  Целевой раздел программы
    1.1. Направленность
    1.2. Актуальность
    1.3. Новизна
    1.4. Педагогическая целесообразность
    1.5. Цель программы
    1.6. Задачи программы
  2. Содержательный раздел.
    2.1. Методы и приемы программы
    2.2. Формы организации деятельности
    2.3. Ожидаемые результаты
    2.4. Формы контроля
    2.5. Режим занятия
    2.6. Общие мероприятия для детей
  3. Организационный раздел программы 
    3.1. Учебный план.
    3.2. Календарно-тематическое планирование
    3.3. Список литературы.

1 .  Целевой раздел программы

  1. . Направленность программы.

Программа дополнительного образование «Быть свободным от курения» направлена на то, чтобы изменить мысли, потребности, поведение, ориентиры подростков, научить подростков принимать решения, сформировать внутреннее убеждение, что никогда не стоит начинать курить.
Работа воспитателя в данной программе направлена на то, чтобы помочь подростку осознать вред курения и научить его тактично отказываться от курения. В данной программе предлагаются тренинги для поднятия самооценки подростка, для улучшения коммуникации и преодоления эмоционального дискомфорта.

  1. . Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в обучении жизненно важным навыкам подростка, а именно в умении сказать «нет» на предложение закурить. Профилактика подросткового табакокурения  должна быть аргументирована и обоснована. Самое главное - объяснить  влияние курения на организм и рассказать о последствиях. Подросток должен научиться самостоятельно   принимать обдуманные решения, а не следовать чужому примеру. От социальной компетентности подростка во многом зависит его самореализации как личности. Так,  актуальность программы по профилактике табакокурения «Быть свободным от курения» заключается в поддержке подростков, в освоении и раскрытии личностных ресурсов подростков.

«Не курить никогда», «Жизнь без сигарет»,  к этому призывает воспитатель, работая с подростками по данной программе.  Ведь по статистике именно в старших классах курит половина учащихся, именно поэтому,  в России подростковое курение остается самой распространенной  вредной привычкой. Ежегодно табак убивает 4 миллиона человек во всем мире, и, по прогнозам всемирной организации здравоохранения к 2025 году число жертв увеличится в два раза. Поэтому, борьба с подростковым курением, а особенно профилактика особенно важна и актуальна для сохранения здорового поколения.

Профилактика подросткового курения – актуальная тема не только в нашей стране, но и во всем мире. Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с юношеского возраста. Никотин в форме сигарет – наиболее распространенное психоактивное. Ситуация в нашей стране неблагоприятная, число молодых курильщиков неуклонно растет. Необходимо  активно проводить профилактику подросткового курения:  проводить антирекламу курения  и рекламу здорового образа жизни. Борьбу с курением  и профилактику необходимо начинать уже с младшего подросткового возраста. Привитие подросткам здорового образа жизни, формирование  умения отказаться от предложенной сигареты – это актуальное направление работы воспитателя.

  1. Новизна программы.

Негативная социальная установка по отношению к курению отчетливо прослеживается у младших подростков 10-11 лет. Однако с 12-13 лет уменьшается процент подростков, признающих вредные последствия курения, в итоге их отношение к этой привычке меняется на более лояльное.

Подобная закономерность говорит о необходимости более активных форм профилактических работ, стимулирующих у подростков  отказ от курения. Новизна программы по профилактике табакокурения «Быть свободным от курения» заключается в формировании умения подростков сделать свой индивидуальный выбор в критической ситуации, оказать сопротивление негативному давлению и в тоже время уметь уважать точку зрения другого человека. Вопрос о формировании жизненных навыков подростков и возможностях обучения этим навыкам, в этом и заключается новизна программы. Работая по программе воспитатель развивает общую культуру поведения подростка, формирует его мироощущение: что помимо курения есть много всего интересного, чем можно успокоить себя в трудный, критический момент жизни. (музыка, рисование,, спорт, итд.) В этом и заключается очевидная новизна программы «Быть свободным от курения»

  1. Педагогическая целесообразность.

Адаптивная дополнительная общеразвивающая программа по профилактике табакокурения «Быть свободным от курения» позволяет решать воспитателю образовательные и практические задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность подростка. Он не только получает знания , умения, навыки, но и одновременно закрепляет информацию полученную на занятиях. Все это помогает подростку сделать свой индивидуальный, правильный выбор  в критической ситуации, поможет оказать сопротивление негативному давлению.

Профилактика табакокурения станет эффективной в полной мере, когда подростку будет предложена положительная альтернатива: игры, спорт, музыка, рисование, театр, танцы итд.

  1. Цель программы

Цель программы предупреждение и профилактика подросткового курения путем развития навыков принятия осознанных решений, формирования сопротивления негативному социальному давлению и формирование устойчивой ориентации на здоровый образ жизни.

  1. Задачи программы
  • Расширение и углубление знаний подростков о вреде курения
  • Формирование устойчивой антитабачной установки
  • Расширить знания подростков по теме «Курение и здоровье»
  • Обучить подростков навыкам и методам решения жизненных проблем, преодолению стресса, снятию напряжения без табакокурения.
  • Формировать и развивать навыки принятия подростками решений, критического мышления , сопротивлению негативному давлению сверстников.
  • Повышение самооценки подростков
  • Формировать установку на ведение здорового образа жизни
  • Способствовать осознанию и освоению подростками человеческих ценностей.

2. Содержательный раздел программы

2.1. Методы и дидактические приемы организации работы воспитателя по программе «Быть свободным от курения»

1.  Мини-леции: это один из дидактических способов быстрой подачи необходимой информации.

2. Чтение: оно наиболее полезно для подростков, лишь в сочетании способами обучения.

3. Использование наглядных пособий

4. Просмотр видеофильмов с последующим пробуждением

5.  Встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях в жизни.

6. Встречи со специалистами

7. Чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных человеческих ситуациях

8. Беседы о профилактике вредных привычек

9. Проведение тренингов общения, коммуникативных умений , личностного роста, тренинговых занятий по профилактике табакокурения.

10. Ролевые игры.

11. Проведение анкетирования , работы, проводимой в рамках профилактики курения и формирования собственного отношения к вредной привычке.

Практические методы:

На занятиях подростки рисуют плакаты и рисунки, пишут рефераты, шьют костюмчик для спектакля, изготавливают куклы и декорации для кукольного спектакля. В результате развиваются творческие и художественные способности, мелкая моторика рук.

Словесные методы:

Это беседы, чтение художественной литературы, ответы на вопросы, обсуждения. Словесные методы и приемы сочетаются с практическими и наглядными и игровыми. Все вышеперечисленные методы делают работу воспитателя более продуктивной.

Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение , пример, разъяснение)
  • Организация деятельности (упражнение, показ)
  • Стимуляция и коррекция (поощрение, похвала, соревнование)
  • Сотрудничество, позволяющее воспитателю и подросткам быть партнерами в работе по профилактике подросткового табакокурения.

2.2 Формы организации работы по профилактике подросткового табакокурения.

- групповая - она дает возможность подросткам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы , а так же позволяет размышлять, сопоставлять, делать собственные выводы и выслушивать разнообразные мнения своих сверстников.

-индивидуальная: позволяет дать подросткам дополнительные знания, умения и навыки.

- выставка или творческий конкурс: любуясь результатами своей работы, подростки получают эмоциональное удовлетворение, тем самым они повышают свою самооценку.

Необходимые материалы:

Ватманы, листы А4, А3, карандаши, фломастеры, кисти, баночки, цветной и белый картон, ножницы, плакаты о вреде табакокурения, плакаты ЗОЖ, магнитофон.

2.3 Особенности организации работы по программе.

Работа по профилактике курения ведется один год. Собранно много материала по данной теме. Особенности работы в том, чтобы:

-способствовать формированию системы представлений подростка о факторах риска для здоровья.

-комплексность работы,  опираясь на точные данные диагностики, позволяющие в полной мере осуществлять индивидуальный подход.

-оформление группы (лозунги о вреде курения, выпуск стенгазет на тему «Курению- нет, здоровью- да»

-изготовление кукол и подготовка театрального кукольного представления  «Курить или не курить?»

-подготовка и проведение конкурса рисунков  «У курильщика нет выбора»

-написание рефератов по данной теме

-организация встреч с врачом, психологом, со старшей медсестрой. Гости объяснили, как сберечь здоровье, как курение может его подорвать, ответили на многие другие вопросы, интересующие подростков.

Работа воспитателя организована таким образом, чтобы у подростков не было свободного времени. Ведь, если  у подростка появляется правильно организованный досуг, исключено безделье, он увлекается искусством, творчеством, наукой, спортом, постоянно обогащается духовно и интеллектуально, то ему некогда будет интересоваться и приобщаться к курению.

2.4 Ожидаемый результат.

  • Формирование негативного отношения к табакокурению у подростков
  • Повышение уровня развитий умений и навыков:
    -уверенного позитивного поведения
    -конструктивного общения между собой и взрослыми
    -отстаивание и защита своей точки зрения
    -осознанного и уверенного умения сказать курению «Нет»
  • Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека

Подростки должны знать:

-болезни, связанные с курением.

-причины и последствия табакокурения.

-вредное влияние табака на организм человека.

Подростки должны уметь:

-применять полученные знания на практике

-уметь говорить «Нет»

-вести активный здоровый образ жизни

Подростки должны приобрести навык:

-работы в коллективе.

-высказывание своих мыслей.

2.5. Формы контроля.

Ребята заполняют анкету перед первым занятием и после последнего занятия. Сравнивания ответы, можно судить о том, узнали ли ребята что-то новое для себя, считают ли они курение вредной привычкой.

Смотри приложение 1.

2.6 Режим занятия

Занятие проводятся один раз в две недели по 30 минут. 18 занятий год.

3.Организационный раздел программы

3.1.Учебный план

Занятие проводятся один раз в две недели по 30 минут. 18 занятий год.

  1. Календарно-тематический план.

№ занятия

Тема

Форма проведения

Месяц

Дата

Занятие 1

Диагностическое

Беседа, анкетирование

Сентябрь    1-2 неделя  

Занятие 2

Просмотр, обсуждение
видеофильма «Курить-здоровью вредить»

Просмотр видео, беседа, обсуждение

Сентябрь
3-4 неделя

Занятие 3

Выпуск стенгазеты «Прежде чем закурить, подумай»

Практическое занятие

Октябрь
1-2 неделя

Занятие 4

Познавательное с социальным педагогом «Курение и профессия» Анализ статистических данных.

Лекция, работа в группах

Октябрь
3-4 неделя

Занятие 5

Круглый стол «Девушка и сигарета»

Лекция, просмотр DVD

Ноябрь
1-2 неделя

Занятие 6

Встреча с врачом «Здоровье . Как сберечь?»

Беседа вопросы
ответы

Ноябрь
3-4 неделя

Занятие 7

Вечерняя гостиная
Жизнь без курения

Лекция, игры

Декабрь
1-2 неделя

Занятие 8

Встреча с волонтерами
«Умей сказать нет курению»

Беседа
Упражнения

Декабрь
3-4 неделя

Занятие 9

Беседа «Что такое пассивное курение? Какой вред оно оказывает на организм»

Беседа
Ролевые игры

Январь
1-2 неделя

№ занятия

Тема

Форма проведения

Месяц

Дата

Занятие 10

Встреча с психологом
«Взгляд в будущее»

Беседа, Вопросы, ответы

Январь
3-4 неделя  

Занятие 11

Конкурс рисунков
«У курильщиков нет выбора»

Практическое
занятие

Февраль
1-2 неделя

Занятие 12

Встреча с психиатром
«Влияние никотина на умственные способности»

Лекция, обсуждение

Февраль
3-4 неделя

Занятие 13

Конкурс рефератов
«Курению нет, здоровью да»

Практическое занятие

Март
1-2 неделя

Занятие 14

Игры, тренинги
«Умей сказать нет»

Игры, упражнения

Март
3-4 неделя

Занятие 15

Изготовление кукол для спектакля

Практическое занятие

Апрель
1-2 неделя

Занятие 16

Кукольный спектакль «Курить, или не курить?»

Репетиция

Апрель
3-4 неделя

Занятие 17

Итоговое занятие
«Что выбираешь ты?»

Спектакль, игры

Май
1-2 неделя

Занятие 18

Диагностическое

Анкетирование

Май
3-4 неделя

Литература
1. «Здоровый образ жизни» К.Байер, Л. Шейнберг, М: «Мир», 2011

2. Гаткин Е. Вредные привычки и их социальные последствия.//ОБЖ №2 1999, с 54-56.

3. «Почему это опасно» Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков «Просвещение», 2011

4. «Работа с курящими подростками»  Рыбакова Л.Н. 2006
5. «Подросток и наркотики»  Радионов А.В., Радионов В.А.2004.

        

Приложение 1.

Анкетирование

ФИО…………………………………………………………………..

Возраст………………………………………………………………..

  1. Как вы относитесь к табакокурению?
    А)Положительно
    Б)Отрицательно
    В)Нейтрально
  2. Какие болезни связаны с табакокурением?
    …………………………………………………………………
  3. Какие последствия табакокурения вы можете назвать?
    …………………………………………………………………
  4. Сможешь ли ты сказать «нет» на предложение закурить?
    А)Да
    Б)Нет
    В) Не знаю
  5. Какие вредные вещества содержит сигарета?
    ………………………………………………………………….
  6. Что такое пассивное курение?
    ………………………………………………………………….
  7. Является никотин наркотиком?
    А)Да
    Б)Нет
  8. Считаешь ли ты курение вредной привычкой?
    А)Да
    Б)Нет
    В)Не знаю
  9. Будете ли вы курить когда станете взрослым?
    А)Нет
    Б)Да
    В)Не знаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет

Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка»  по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...

"Детство - территория свободная от курения"

Цель: показать негативное влияние курения на растущий организм.Задачи:- раскрыть причины, ведущие к привязанности от курения;- показать последствия этой вредной привычки для детского организма;- форми...

Дополнительная общеобразовательная программапо робототехнике «Маленькие инженеры» для детей 5-7 лет

Цель- формирование  у  старших  дошкольников  интереса к  техническим  видам  творчества  и  развитие конструктивного  мышления  средствами робот...

Адаптивная основная общеобразовательная программа (АООП) инструктора по физической культуре для группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития

Российская ФедерацияБрянская городская администрация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №130«ДЕСНЯНСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ» Г. БРЯНСКА ...