Роль игры в коррекции агрессивного поведения детей
статья по коррекционной педагогике

Шахнина Ольга Владимировна

Наиболее эффективной для ребенка - дошкольника является игровая коррекция агрессивного поведения, т. к. ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игровой. Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Использование игры для коррекции детской агрессии»

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок  с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом становится «грозой» всего детского коллектива и источником огорчений воспитателей и, конечно же, родителей.  Этого ребенка, ершистого, драчливого, грубого очень трудно «принять» таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако, агрессивный ребенок,  как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых,  потому что агрессия – это прежде всего отражение  его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессия – (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям  (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997).

Каковы же причины появления агрессии у детей? Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Огромную роль  играет воспитание в семье, причем с первых дней  жизни ребенка.  На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают  родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия – либо снисходительность, либо строгость. Так вот, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком «мягких» родителей и у чрезмерно строгих.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют страх  и беспокойство в окружающих, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся  и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств, в основном, преобладают мрачные тона, а количество реакций на даже стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Кроме того, агрессивный ребенок имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это умение чувствовать состояния другого человека, умение вставать на его позицию.  Агрессивных  же детей чаще всего  не волнуют  страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Задача взрослого – педагога  и родителей – научить агрессивных детей оценивать свою агрессивность, брать ответственность на себя (а не обвинять в  неудачах окружающих), а также показать различные способы выхода из конфликтных ситуаций, дать возможность посмотреть на себя глазами других детей.

Наиболее эффективной для ребенка - дошкольника является игровая коррекция агрессивного поведения, т. к. ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игровой. Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.
                   В целях коррекции агрессивности следует использовать и индивидуальную и групповую формы игровой коррекции. Несмотря на очевидные различия, групповая и индивидуальная игротерапия едины в том, что фокусом психологического воздействия в том и другом случае является каждый ребенок, а не группа в целом. По мнению большинства специалистов в области игровой терапии, групповая игротерапия, безусловно, обладает большей эффективностью, однако само наличие широкой практики индивидуальной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение.
Игра способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной децентрации, что, в свою очередь, развивает у ребенка умение более эффективно разрешать проблемные ситуации. В ходе выполнения той или иной роли ребенок моделирует значимые для него межличностные отношения, в которых отражаются эмоциональные переживания, связанные с данной ролью; эти действия дают ребенку возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить смыслы и значения своей деятельности, а также формируют новые социальные мотивы деятельности.

Агрессивные дети, как и все дети на свете, любят и хотят играть. Играя с ними, надо помнить: для того, чтобы снизить их агрессивность, следует подбирать игры, которые:

- научат их выражать гнев приемлемыми способами;

- будут способствовать развитию саморегуляции.

Одной их форм работы педагога с детьми может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок сможет поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла драка, во время группового сбора можно разобрать эту ситуацию, пригласив в гости, Котенка и Тигренка или любых известных детям сказочных героев. На глазах у ребят гости от своего лица  разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла недавно в группе, а затем просят детей помирить их. Дети, сидя в кругу, с удовольствием предлагают варианты выхода из конфликта и сами учатся друг у друга вести себя в подобных ситуациях. Общее обсуждение проблемы способствует сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

 Игр на снижение уровня агрессивности, снятие мышечных зажимов и напряжения существует множество; ниже приведено описание лишь некоторых из них.

1. Игра «Обзывалки»

Цель: эта игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев  в приемлемой форме, полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь педагогу провести занятие по классификации.

Содержание: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели.) Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,….морковка!»

В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты ….солнышко!»

Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

2. Игра « Два барана»

Цель: Игра предоставляет ребенку «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Педагог при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло.

Содержание: Педагог говорит: «Рано – рано два барана повстречались на мосту.» Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е-е».

Примечание:  Педагог должен следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

3. Игра « Давайте поздороваемся»

Цель:  разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

 Содержание: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку

2 хлопка – здороваемся плечиками

3 хлопка – здороваемся спинками.

Примечание: для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

4. Игра «Да и  Нет»

Цель: игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости; на пробуждение жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос.

Содержание: Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять из этих двух слов.

 Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик), остановитесь, сделайте несколько вдохов. Обратите внимание, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Примечание: Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой  собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить  понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

- информирование  (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих)

- обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять своим гневом.  Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

Литература:

1. А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова. Практический психолог в детском саду – М.:Мозаика-Синтез. 2014. – 144с.

2.Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: Речь, 2000 -190с.

3.Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Как помочь ребенку. – Спб: Институт «Открытое общество», 1999 – 88с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...

Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...