Методическая разработка "Технология создания специальной образовательной среды".
методическая разработка по коррекционной педагогике

Рифель Наталья Васильевна

В работе представлен материал на тему: "Технология создания специальной образовательной среды ДОУ". Приводятся критерии и показатели оценки образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательная среда43.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология создания специальной образовательной среды»

Подготовила: Рифель Наталья Васильевна


Оценка образовательной среды дошкольного учреждения, направленной на познавательно-речевое развитие детей с речевыми нарушениями

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия. Необходимо заметить, что эти характеристики тесно взаимосвязаны и носят динамический характер. Динамика определяется как состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов. Следовательно, говоря о динамических характеристиках образовательной среды, мы будем иметь в виду, что они могут быть подвергнуты изменению под воздействием каких-либо факторов, и сами, в свою очередь, оказывают влияние на состояние образовательной среды. С учетом содержания проведенного теоретического анализа, нами была определена взаимосвязь динамических характеристик образовательной среды ДОУ, направленной на реализацию задач познавательно-речевого развития детей с речевыми нарушениями. Эту взаимосвязь можно представить в виде рисунка 1:

Где:

Aoс l –особенности организации предметной среды;

Аос 2 – характер взаимодействия педагогов с детьми;

Аос З – характер взаимодействия педагогов с семьей;

Аос 4 – содержание образования;

Аос 5 – разнообразие форм, методов и средств обучения (мощность и интенсивность образовательной информации);

Аос 6 – степень удовлетворения познавательных и коммуникативных потребностей детей;

Аос 7 – уровень познавательно-речевого развития детей.

На наш взгляд, взаимосвязь перечисленных характеристик отражает в достаточной степени состояние образовательной среды ДОУ, направленной на познавательно-речевое развитие детей. Ниже приводятся норма-образец образовательной среды в дошкольном учреждении.

Aoс 1: особенности организации предметной среды: Материально-техническая база соответствует требованиям к организации деятельности ДОУ. Группы обеспечены мебелью, игрушками, техническим и спортивным инвентарем, соответствующими возрастным особенностям детей. Предметная среда в группах имеет развивающий характер, т. е. обеспечивает условия для организации всех видов деятельности, физического и психического развития детей, стимулирует проявление их познавательной и речевой активности. Для нее характерно многообразие материалов, а с другой стороны, ее организация отвечает принципам рациональности, логичности, эстетичности, яркости, красочности. Предметная среда гибко зонирована, что предоставляет возможность для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Составляющие предметной среды трансформируемы, полифункциональны, проблемно насыщены, подлежат периодическому обновлению. Она соответствует принципам безопасности, системности, модульности, статичности и подвижности. Обеспечивая функциональный комфорт, содержание предметной среды отвечает программным требованиям, возрастным и половым особенностям детей, уровню их психологического развития, что в результате приводит к повышению уровня успешности детской деятельности при сниженных нервно-психических затратах.

Аос 2: характер взаимодействия педагогов с детьми: Взаимодействие педагогов с детьми носит личностно-ориентированный характер. Педагог умело сочетает в своей деятельности функции обучения, воспитания и педагогической поддержки, включает каждого ребенка в деятельность по присвоению социального опыта, обеспечивает условия для полноценного проявления познавательно-речевой активности. Педагог и дети являются равноправными участниками педагогического процесса. В ходе организации совместной деятельности детям предоставляется возможность оказать влияние на ее ход в зависимости от своих потребностей и интересов. Функция же педагога заключается в создании благоприятной среды, поиске условий для наиболее эффективного развития каждой личности. Он строит доверительные отношения с детьми, совместно с ними определяет пути преодоления трудностей, регулирует степень своей включенности в деятельность, являясь равноправным партнером, наставником и создателем развивающей среды одновременно.

Аос 3: характер взаимодействия педагогов с семьей: Взаимодействие педагогов с родителями характеризуется высокой степенью сотрудничества. Со стороны педагога можно проследить продуманную и четко организованную систему работы с семьями воспитанников, знание и учет особенностей каждой семьи. Позиция родителей основана на заинтересованности и желании сотрудничать. Такое сотрудничество направлено на обеспечение преемственности работы по познавательно-речевому развитию детей в ДОУ и семье. Система работы с родителями характеризуется активными формами взаимодействия, проведением совместных мероприятий с детьми и родителями и отличается систематичностью. 

Аос 4: содержание образования: Содержание дошкольного образования, реализуемое в ДОУ, включает в себя все элементы, зафиксированные в государственном стандарте, отражающие задачи познавательно-речевого развития детей. Его реализация спланирована логично, системно, прослеживается взаимосвязь учебного материала, усваиваемого в различных видах деятельности, проблемная насыщенность информации. Характерно постепенное усложнение учебного материала в зависимости от возрастных особенностей детей. Он осваивается в разнообразных видах деятельности путем обобщения опыта. При этом выполняются принципы учета зоны ближайшего развития и индивидуализации и дифференциации обучения.

Аос 5: разнообразие форм, методов и средств обучения (мощность и интенсивность образовательной информации): Образовательный процесс конструируется в виде организации различных видов деятельности с учетом возрастных особенностей детей. В нем органично сочетаются разные формы обучения (специально организованные занятия, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная игровая деятельность детей), в ходе которых происходит усвоение, закрепление и перенос знаний, умений и навыков. В основном совместная деятельность организуется при помощи активных методов на основе учета ведущего вида деятельности – игры. В качестве средства обучения выступает умело организованная предметно-развивающая среда, стимулирующая проявление познавательной и речевой активности детей. При организации педагогического процесса учитывается требование смены видов деятельности, что способствует охране и укреплению физического и психического здоровья детей. В то же время все эти условия обеспечивают наиболее интенсивное усвоение учебного материала за счет мощного потока информации познавательного характера.

Аос 6: степень удовлетворения познавательных и коммуникативных потребностей детей: Образовательная среда в полной мере способствует удовлетворению познавательных и коммуникативных потребностей детей. Проблемная насыщенность и динамичность среды стимулирует возникновение познавательного интереса и познавательной активности детей, позволяет им получать нужную информацию, проявлять речевую активность с целью закрепления, уточнения и передачи полученных знаний и умений.

Аос 7: уровень познавательно-речевого развития детей: Состояние образовательной среды способствует полноценному усвоению содержания образования, соответствующего возрасту. Дети могут переносить полученные знания, умения и навыки в более сложные ситуации, способны передавать свои знания при помощи речи, проявляют познавательный интерес и творческую познавательно-речевую активность.

Таким образом, модель образовательной среды ДОУ, направленной на познавательно-речевое развитие дошкольников с речевыми нарушениями, отражает взаимосвязь характеристик предметной среды, взаимодействия педагогов с детьми и семьями воспитанников, содержания, форм, методов и средств образования, которые способствуют удовлетворению познавательных и коммуникативных потребностей детей и, как следствие, стимулируют их познавательно-речевое развитие.

Оценка эффективности образовательной среды ДОУ в реализации задач познавательно-речевого развития дошкольников с речевыми нарушениями может осуществляться в соответствии со шкалами, представленными ниже.

Каждая их характеристик образовательной среды оценивается по десятибалльной шкале. При этом 9–10 баллов соответствуют оптимальному состоянию данной характеристики, которая полностью отвечает требованиям нормы-образца. 6–8 баллов соответствуют допустимому уровню характеристики (в основном соответствует требованиям нормы-образца). 4–5 балла – критическому уровню (не в полном объеме соответствует требованиям нормы-образца). 0–3 балла – недопустимому уровню (полностью не соответствует требованиям нормы-образца).

Шкала Aoс  l

Оценка предметно-развивающей среды

Уровень

Качественная характеристика

Оценка

Оптимальный

Материально-техническая база соответствует требованиям к организации деятельности ДОУ. Группы обеспечены мебелью, игрушками, техническим и спортивным инвентарем, соответствующими возрастным особенностям детей. Предметная среда в группах имеет развивающий характер, т.е. обеспечивает условия для организации всех видов деятельности, физического и психического развития детей, стимулирует проявление их познавательной и речевой активности. Для нее характерно многообразие материалов, а с другой стороны, ее организация отвечает принципам рациональности, логичности, эстетичности, яркости, красочности. Предметная среда гибко зонирована, что предоставляет возможность для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Составляющие предметной среды трансформируемы, полифункциональны, проблемно насыщены, подлежат периодическому обновлению. Она соответствует принципам безопасности, системности, модульности, статичности и подвижности. Обеспечивая функциональный комфорт, содержание предметной среды отвечает программным требованиям, возрастным и половым особенностям детей, уровню их психологического развития, что в результате приводит к повышению уровня успешности детской деятельности при сниженных нервно-психических затратах.

9–10

Допустимый

Материально-техническая база отвечает требованиям к организации деятельности ДОУ. Предметно-развивающая среда в основном соответствует требованиям к ее организации. Однако, отмечаются случаи нерегулярности ее обновления, не всегда используются полифункциональные возможности ее составляющих, что приводит к снижению эффективности деятельности педагогов по познавательно-речевому развитию детей.

6–8

Критический

При создании материально-технической базы учтены не все требования к организации деятельности ДОУ. Она бедна, не всегда учитывает возрастные особенности детей. Содержание предметно-развивающей среды не всегда отвечает требованиям к ее построению. Организация предметной среды не носит зонированного характера. Обновление ее содержания происходит не систематично, не всегда учитываются принципы разнообразия материалов, проблемной насыщенности, системности. Это не может предоставить возможности для организации познавательно-речевой деятельности детей, способствующей функциональному комфорту в процессе обучения и воспитания.

4–5

Недопустимый

При организации предметно-развивающей среды не учитываются перечисленные требования. Ее содержание не соответствует уровню психического развития детей, не обеспечивает зону ближайшего развития, проблемно не насыщено, нелогично, не может предоставить условия для организации различных видов деятельности и проявления познавательной и речевой активности детей. Оформление предметной среды неэстетично, неярко, неполифункционально, не носит зонированного характера. Эта среда статична, не соответствует возрастным особенностям детей, программным требованиям, не обеспечивает функционального комфорта, что не может подвести их к новому уровню развития.

0–3

Шкала Аос 2

Оценка характера взаимодействия педагогов с детьми

Уровень

Качественная характеристика

Оценка

Оптимальный

Взаимодействие педагогов с детьми носит личностно-ориентированный характер. Педагог умело сочетает в своей деятельности функции обучения, воспитания и педагогической поддержки, включает каждого ребенка в деятельность по присвоению социального опыта, обеспечивает условия для проявления познавательно-речевой активности. Педагог и дети являются равноправными участниками педагогического процесса. В ходе организации совместной деятельности детям предоставляется возможность оказать влияние на ее ход в зависимости от своих потребностей и интересов. Функция же педагога заключается в создании благоприятной среды, поиске условий для наиболее эффективного развития каждой личности. Он строит доверительные отношения с детьми, совместно с ними определяет пути преодоления трудностей, регулирует степень своей включенности в деятельность, являясь равноправным партнером, наставником и создателем развивающей среды одновременно.

9–10

Допустимый

Взаимодействие педагога с детьми в основном отвечает требованиям личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Педагог создает благоприятную среду для познавательно-речевого развития детей, оказывает помощь в преодолении трудностей. Однако, не всегда предоставляет свободу выбора, занимая позицию «наставника», «учителя», поскольку испытывает затруднения в определении необходимой степени включенности в деятельность.

6–8

Критический

Характер взаимодействия педагога с детьми редко носит диалогический, субъект-субъектный характер. Часто используются авторитарные методы воспитания, навязываются требования. Это препятствует построению доверительных отношений в группе. Реализовывая функцию воспитания, педагог не всегда оказывает педагогическую поддержку, включает в активную деятельность не всех детей, тем самым не предоставляя возможности для полноценного познавательно-речевого развития каждой личности.

4–5

Недопустимый

Характер взаимодействия педагога с детьми не отвечает принципам личностно-ориентированной парадигмы образования. Организация педагогического процесса не носит деятельностного характера, обучение и воспитание осуществляется авторитарными методами, в основном на занятиях, носящих форму «урока». Педагог занимает позицию «сверху», не является другом, партнером для детей. Психологический климат в группе напряженный. Ребенок не занимает позицию субъекта деятельности, что препятствует проявлению познавательно-речевой активности.

0–3

Шкала Аос 3

Оценка характера взаимодействия педагогов с семьей

Уровень

Качественная характеристика

Оценка

Оптимальный

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников характеризуется высокой степенью сотрудничества. Со стороны педагога можно проследить продуманную и четко организованную систему работы с семьями воспитанников, знание и учет особенностей каждой семьи. Позиция родителей основана на заинтересованности и желании сотрудничать. Такое сотрудничество направлено на обеспечение преемственности работы по познавательноречевому развитию детей в ДОУ и семье. Система работы с родителями характеризуется активными формами взаимодействия, проведением совместных мероприятий с детьми и родителями и отличается систематичностью.

9–10

Допустимый

Взаимодействие педагогов и родителей в основном имеет характер сотрудничества. Видна заинтересованность обеих сторон. Однако, работа с семьей по определению единых требований к познавательно-речевому развитию детей не всегда продумана, системна, что приводит к нерегулярности взаимодействия.

6–8

Критический

Взаимодействие педагогов с родителями носит несистематический характер. Педагог не всегда учитывает особенности семейного воспитания, не стремится обеспечить единство требований к организации познавательно-речевого развития детей. Иногда взаимодействие с родителями происходит в виде лекций, без использования активных форм сотрудничества. В результате пропадает заинтересованность родителей в проявлении инициативы.

4–5

Недопустимый

Контакты педагогов с родителями редки, осуществляются по мере возникновения трудностей; в основном носят характер жалоб по поводу трудностей усвоения знаний детьми. Родители не заинтересованы во взаимодействии с педагогами, поскольку не получают ценной информации из общения с ними. В результате отсутствует единство требований к организации процесса познавательного и речевого развития детей со стороны семьи и ДОУ.

0–3

Шкала Аос 4

Оценка содержания образования

Уровень

Качественная характеристика

Оценка

Оптимальный

Содержание дошкольного образования, реализуемое в ДОУ, включает в себя все элементы, зафиксированные в государственном стандарте, отражающие задачи познавательно-речевого развития детей. Его реализация спланирована логично, системно, прослеживается взаимосвязь учебного материала, усваиваемого в различных видах деятельности, проблемная насыщенность информации. Характерно постепенное усложнение учебного материала в зависимости от возрастных особенностей детей. Он осваивается в разнообразных видах деятельности путем обобщения опыта. При этом выполняются принципы учета зоны ближайшего развития и индивидуализации и дифференциации обучения.

9–10

Допустимый

Планирование реализации содержания образования в основном соответствует вышеизложенным принципам. Однако, не всегда можно проследить взаимосвязь учебного материала, в результате чего нарушается требование системности.

6–8

Критический

Планирование содержания образования не в полном объеме соответствует требованиям. Плохо прослеживается взаимосвязь учебного материала. Поэтому знания, умения и навыки формируются не системно, а отрывочно, что ведет к искажению представлений об окружающем у детей. Содержание образования усваивается на специально организованных занятиях без закрепления его в ситуациях, требующих применения знаний и умений в более сложных ситуациях, предполагающих проявление творческой познавательно-речевой активности детей. В результате реализация содержания образования носит неярко выраженный развивающий характер.

4–5

Недопустимый

Содержание образования не соответствует государственному стандарту образования, не носит развивающего характера, поскольку бессистемно, нелогично, не учитывается принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Полученные знания, умения и навыки не используются в других ситуациях, так как не обобщаются и не систематизируются. Они отрывочны, не способствуют переходу ребенка на новый уровень познавательно-речевого развития.

0–3

Шкала Аос 5

Оценка степени разнообразия форм, методов и средств обучения

Уровень

Качественная характеристика

Оценка

Оптимальный

Образовательный процесс конструируется в виде организации различных видов деятельности с учетом возрастных особенностей детей. В нем органично сочетаются разные формы обучения (специально организованные занятия, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная игровая деятельность детей), в ходе которых происходит усвоение, закрепление и перенос знаний, умений и навыков. В основном совместная деятельность организуется при помощи активных методов на основе учета ведущего вида деятельности – игры. В качестве средства обучения выступает умело организованная предметно-развивающая среда, стимулирующая проявление познавательной и речевой активности детей. При организации педагогического процесса учитывается требование смены видов деятельности, что способствует охране и укреплению физического и психического здоровья детей. В то же время все эти условия обеспечивают наиболее интенсивное усвоение учебного материала за счет мощного потока информации познавательного характера.

9–10

Допустимый

Образовательный процесс в основном организуется как смена различных видов деятельности, сочетая в себе разные формы обучения (занятия, совместная и самостоятельная деятельность). Усвоение знаний, умений и навыков происходит через обобщение опыта, полученного в процессе деятельности в специально организованной среде. Однако, усвоенный материал не всегда обобщается, так как не создаются условия для его творческого использования.

6–8

Критический

Образовательный процесс в основном строится в виде усвоения учебного материала на специально организованных занятиях, редко используются активные методы обучения. Не в полном объеме используются потенциал предметной среды как средства обучения. В результате знания детей бессистемны, отрывочны, поскольку поступающая образовательная информация также отрывочна и бессистемна.

4–5

Недопустимый

Обучение строится только в виде специально организованных занятий. Не используется потенциал ведущей игровой деятельности. Полученный опыт не обобщается. Словесные методы передачи информации преобладают, в результате чего не прослеживается взаимосвязь чувственного и рационального способов познания. Окружающая среда не рассматривается как средство обучения. Однообразие деятельности приводит к утомлению детей и отрицательно влияет на их здоровье.

0–3

Шкала Аос 6

Оценка степени удовлетворения познавательных и коммуникативных потребностей детей

Уровень

Качественная характеристика

Оценка

Оптимальный

Образовательная среда в полной мере способствует удовлетворению познавательных и коммуникативных потребностей детей. Проблемная насыщенность и динамичность среды стимулирует возникновение познавательного интереса и познавательной активности детей, позволяет им получать нужную информацию, проявлять речевую активность с целью закрепления, уточнения и передачи полученных знаний и умений.

9 – 10

Допустимый

Образовательная среда построена с учетом познавательных и коммуникативных потребностей детей. Однако, педагог не всегда может использовать ее возможности для организации проблемных ситуаций и активизации познавательно-речевой активности детей.

6 – 8

Критический

Образовательная среда не в полной мере способствует удовлетворению познавательных и коммуникативных потребностей детей, поскольку не носит проблемноориентированного характера и не побуждает детей к поиску и осмыслению новых знаний и способов деятельности. Педагог затрудняется в организации проблемно-ориентированных ситуаций, которые способствовали бы проявлению познавательной и речевой активности детей.

4 – 5

Недопустимый

Образовательная среда не удовлетворяет познавательных и коммуникативных потребностей детей, поскольку не созданы условия для самостоятельной и совместной деятельности, направленной на поиск и применение полученных знаний.

0–3

Шкала Аос 7

Оценка уровня познавательно-речевого развития детей

Уровень

Качественная характеристика

Оценка

Оптимальный

Состояние образовательной среды способствует полноценному усвоению содержания образования, соответствующего возрасту. Дети могут переносить полученные знания, умения и навыки в более сложные ситуации, способны передавать свои знания при помощи речи, проявляют познавательный интерес и творческую познавательно-речевую активность.

9–10

Допустимый

Большинство детей овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, соответственно программным требованиям, способны использовать их в новых условиях. Уровень их познавательно-речевого развития соответствует возрастной норме. Однако, в результате недостаточной системности в деятельности педагога, некоторые дети не способны проявить творчество и находятся на репродуктивном уровне усвоения содержания образования.

6–8

Критический

Большинство детей находится на репродуктивном уровне усвоения содержания образования. И лишь малая часть их способна к применению полученных знаний, умений и навыков на творческом уровне, проявляя познавательно-речевую активность.

4–5

Недопустимый

Дети либо не усваивают содержания образования, соответствующего программным требованиям, либо способны воспроизвести учебный материал лишь на репродуктивном уровне без установления причинноследственных связей, что свидетельствует о низком уровне познавательно-речевого развития.

0–3

Итоговый коэффициент эффективности образовательной среды в ДОУ в решении задач познавательно-речевого развития детей (КЭОС) определяется в соответствии с формулой. Она имеет следующий вид:

КЭОС=(Аос1+Аос2+Аос3+Аос4+Аос5+Аос6+Аос7):7

Если 8,48 ≤ КЭОС ≤ 10, то состояние образовательной среды в ДОУ на оптимальном уровне способствует достижению задач познавательно-речевого развития детей.

Если 6,67 ≤ КЭОС ≤ 8,47 – на допустимом уровне.

Если 4,84 ≤ КЭОС ≤ 6,66 – на критическом уровне.

Если 0 ≤ КЭОС ≤ 4,83 – на недопустимом уровне.

Таким образом, проводя мониторинговое исследование состояния образовательной среды и в соответствии с полученными результатами корректируя, совершенствуя особенности ее организации в группе и ДОУ в целом, можно оптимизировать процесс познавательно-речевого развития детей путем создания условий для успешного овладения программными задачами и подготовки к обучению в школе.


Оценка образовательной среды

на логопедическом занятии О.А.Булыгиной

Тема:  «Звукобуквенный анализ односложных слов».

Форма работы: индивидуальная.

Занятие проводилось с Ксюшей, с ученицей 3-го класса, которая занимается по индивидуальной образовательной программе.

Шкала Аос 1. Оценка предметно-развивающей среды находится на оптимальном уровне 9 баллов. Материально-техническая база соответствует требованиям организации деятельности. Мебель соответствует возрасту ребёнка. Посторонние предметы и игрушки находятся в шкафу в недоступном для детей месте, тем самым они не отвлекают внимание детей на себя, что способствует  эффективному проведению занятия. Предметная среда в кабинете имеет развивающий характер, при этом все предметы направлены на процесс логопедического занятия.  Другие виды деятельности (массаж, ЛФК)  и другие занятия по развитию располагаются в другом помещении. Содержание предметной среды отвечает программным требованиям, возрастным и половым особенностям детей, уровню их психологического развития, что в результате приводит к повышению уровня успешности детской деятельности при сниженных нервно-психических затратах.

Шкала Аос 2. Оценка характера взаимодействия педагогов с детьми.  Данная оценка находится на оптимальном уровне, что соответствует оценке 10 баллов. Взаимодействие педагога с Ксюшей носит личностный характер, то есть педагог находит контакт с Ксюшей, в зависимости от особенностей здоровья и способностей и навыков ребенка. Программа  Булыгиной О. А., позволяет Ксюше проявить себя и активно участвовать в процессе обучения. Педагог создает благоприятную эмоциональные среду, позволяющую наиболее эффективному развитию личности, в тоже время она контролирует работу Ксюши, поправляет, показывает как правильно.

Шкала Аос 3. Оценка характера взаимодействия педагогов с семьей.

Не оценивается. Так как, родители на занятии не присутствовали.

Шкала Аос 4. Оценка содержания образования.

Оценка содержания образования находится на допустимом уровне, 8 баллов. Так как на данном занятии присутствовал ребёнок гиперактивного характера. Ксюша, часто отвлекалась и не слышала педагога, что нужно делать. Логопеду трудно оценить усвоения материала из-за отсутствия речи, что же касается системности и логичности подачи материла, то она полностью, на мой взгляд, обоснована и лаконична.

Шкала Аос 5. Оценка степени разнообразия форм, методов и средств обучения. 10 баллов. В процессе занятия основной деятельностью была учебная, также, когда Ксюша стала отвлекаться, логопед сделала физкультминутку, позволившую переключиться и отдохнуть, и перейти на другой вид деятельности, игровой. В конце занятия Ксюша угадывала кто как разговаривает из животных, и раскрасила раскраску с животными, что позволило закончить занятие на положительной ноте. Также следует отметить, что педагог в процессе занятия стимулировала Ксюшу на общения, помогала, как правильно нужно говорить и делать, то или иное задание, показывая на своём примере.

Шкала Аос 6. Оценка степени удовлетворения познавательных и коммуникативных потребностей детей 3 балла. ОС не удовлетворяет познавательную и коммуникативную потребность, так как не были созданы условия для самостоятельной деятельности, которая бы направила на поиск полученных знаний.

Шкала Аос 7.  Оценка уровня познавательно-речевого развития детей. Данный показатель трудно оценить, из-за возраста и программы ребёнка, её особенностей и развитие. Если рассмотреть итог занятия, то можно оценить  его на 8 баллов, так как после занятия у Ксюши проявился интерес к животным, то есть педагог дал ребёнку мотивацию на следующий приход к логопеду.

Расчет итогового коэффициент эффективности образовательной среды

КЭОС= (9+10+8+10+3+8)/6 = 8

Следовательно состояние образовательной среды в ДОУ можно характеризовать оптимальным уровнем, что способствует достижению задач познавательно-речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.

В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...

Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.

Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...

Методическая разработка: «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относител...

Тема : «Развитие восприятия цвета через создание специальной предметной среды».

Тема: «Развитие восприятия цвета через создание специальной предметной среды»....

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации

Рекомендации  по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации...

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"...