Учимся писать, играя (консультация для родителей)
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Предлагаю Вашему вниманию консультацию от учителя-дефектолога на тему: "Учимся писать, играя"в которой Вы найдете много интересных игровых приемов, применимые при освоении письма начиная с возраста 3 -х лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_igraya.docx605.83 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся писать, играя

(консультация для родителей)

Нужно ли учить писать буквы ребенка, которому исполнилось 3 года? Если это и делать, то только в веселой игре!

Волшебные узоры

Допустим, ваш кроха уже хорошо знаком с красками, фломастерами, и цветными карандашами. Теперь нужно научить его хорошо ориентироваться на листе бумаги: пусть отыщет верхний левый угол, нижний правый, верхний левый, правый нижний угол, середину листа. Эти слова ребенку 3 лет мало понятны? Тогда предложите ему такую занимательную сказку.

«Жилет с кармашками»

Ежиная семья дружно работала в саду на уборке урожая. Еж и ежиха ловко накалывали на свои иголки яблоки и груши. А у маленького ежонка ничего не получилось. Его тоненькие иголки гнулись под тяжестью плодов.

- Не огорчайся,- попросила ежиха-мама. – И твои иголки станут крепкими и прочными. А пока собирай сухие листочки. Посмотри, какие они красивые и яркие, сухие и легкие.

Ежонок с удовольствием принялся за дело. Скоро вся ежиная нора была засыпана шуршащими осенними листьями. Ежонок опять загрустил: так хотелось заниматься настоящим взрослым делом.

- Я, кажется, придумал! – сказал еж – папа. – Надо ежонку сшить жилет с кармашками, и он тоже будет нам помогать. Уж из карманов-то фрукты не выпадут.

Ежиха отправилась в ателье и заказала для ежонка белый жилет с кармашками. Когда сшили жилет, в саду уже собрали весь урожай. Осыпались последние желтые листочки с деревьев. В воздухе порхали первые снежинки. – Скоро наступит зима, - сказал еж, - пора нам на покой.

И повел свое семейство в норку. Как известно, зимой ежи спят.

Маленький ежонок удобно устроился на мягкую подстилку из сухих листьев. Свой белый жилет он положил рядом с собой и уснул крепким сном.

Ему приснился фруктовый сад, где растут яблоки и груши, лимоны и бананы, мандарины и апельсины, сливы и киви, вишни и черешни, персики и абрикосы.

Ежонку захотелось набрать много разных фруктов. Принести домой и порадовать маму,  папу и своих друзей, маленьких ежат.

Он быстро наполнял карманы своего нового белого жилета по очереди: верхний левый карман, верхний правый карман, нижний левый карман, нижний правый карман.

Наполнил и два кармана, которые находились посередине, на пряжке. Ноша была очень тяжелая, но это нисколько не беспокоило ежонка. Веселый и радостный, он отправился домой. И вдруг услышал папин голос: - Вставай, вставай лежебока! Уже весна на дворе!

  • Ребенку стало интересно? Попросите своего малыша помочь ежонку «донести» фрукты до дома. Пусть на листе бумаги раскрашивает цветными карандашами «карманы», контуры которых заранее заготовили взрослые.
  • После этого предложите для раскраски контуры фруктов: яблоки, большие и маленькие, груши, бананы, апельсины, гранаты, сливы, киви и т.д.
  • Если ребенок будет испытывать трудности при выполнении этого задания, предложите ему «волшебный экран» на котором можно рисовать палочкой. Возьмите ручку малыша в свою и помогите ему провести палочкой по поверхности экрана в нужном направлении. Удавшийся рисунок оставьте для образца и предложите крохе нарисовать самостоятельно.
  • После того как ребенок научится раскрашивать заготовки, не выходя за их пределы, можно предложить штриховку:

C:\Users\polzovatel\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20201023_151821.jpg          C:\Users\polzovatel\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20201023_151838.jpg         C:\Users\polzovatel\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20201023_151908.jpg

Верхний левый карман          Правый – сверху вниз.     Нижний левый -

заштриховать карандашом                                                 наклонными линиями

слева направо.                                                                      сверху вниз.

C:\Users\polzovatel\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20201023_151926.jpg         C:\Users\polzovatel\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20201023_151940.jpg        C:\Users\polzovatel\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20201023_151955.jpg

Правый нижний –                  Маленькие кармашки           или точками, движение

наклонными линиями            на пряжке                              карандаша – слева

снизу вверх.                           пунктирными линиями.        направо.

Предложите ребенку освоить и движение карандаша по спирали. На пластиковой дощечке взрослый рисует фломастером контур апельсина, яблока или какого – то другого фрукта.

Пусть кроха выберет фломастер в соответствии с цветом названного фрукта, поставит точку в центре и ведет линию по спирали.

C:\Users\polzovatel\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20201023_152013.jpg                                                              C:\Users\polzovatel\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20201023_152037.jpg

«Яблочко растёт» (раскручиваем                      «Слива высохла» (на уменьшение,

спираль до контура яблока).                                до центра сливы).

Первая буква

Когда эти задания малыш будет выполнять самостоятельно и аккуратно, переходим к следующему этапу. Читаем ребенку стихи, напоминающие содержание нашей сказки:

«Самый маленький ежонок
Говорит отцу спросонок:
«Мои иголки не так еще колки.
Не могут фрукты донести,
Мне б немножко подрасти!»

Говорит ежиха – мать:
«Надо урожай собрать.
После мы найдем портного
И сошьем тебе обнову.

В день рожденья, на пять лет
Подарю тебе  жилет.
Жилет будет с кармашками,
С конфетками, бумажками».

В ателье портной умелый!
Шьет ежонку жилет белый.
«Ты карманы прострочи.
Будут там лежать ключи,
Яблоки, продукты,
Овощи и фрукты».

«Я в большой карман положу банан.
В карман поменьше положу орешки.
В верхний левый – апельсин спелый.
В нижний правый -  ананас кудрявый.
Еще на пряжке остались кармашки.
Туда положу я сливы и киви,
Чтоб поясок был красивее.
А этот карман лишний?
Нет! Для алычи и вишни!

  • Приготовьте «кармашки» из белого картона (прямоугольники размером 10X7 сантиметров.) Это будет заготовка для каждой буквы.

Писать буквы лучше фломастерами. Покажите малышу, ка это делать.

  1. Возьмите фломастер ярко-красного цвета.
  2. Произнесите нараспев несколько слов с определенным звуком, например и-ней, и-ра, и-рисы.
  3. «Какой звук долго звучал?»
  4. «Сфотографируем» этот звук (то есть напишем). Поставим точку в верхний правый уголок, проведите палочку сверху вниз до нижнего левого уголка. Такую же палочку проведите с правой стороны.
  5. А теперь поясок – наискосок.
  6. Поставьте точку в верхний правый угол и проведите фломастером до нижнего левого угла.
    -Что, получилось?
    -Да!
    «Вы узнали или нет
    Звука (И) большой портрет?
  • Не обязательно добиваться от ребенка названия углов и сторон прямоугольника. Важно, чтобы он правильно ориентировался в микропространстве. Для лучшей ориентировки на одном из заготовленных картонных «карманов» можно нарисовать в верхнем левом углу солнышко, в нижнем левом углу – травку, в верхнем правом углу – тучку, в нижнем правом – дождик и лужу, в середине самолет.
    Продолжаем писать:
    «Этот звук услышишь ты,
    Если позовешь цветы:
    А-стры, А-стры…
    Назови еще скорей имена детей:
    А-ня, А-лик – поймал звук?»
  1. Поставьте фломастером между солнышком и тучкой посередине.
  2. А теперь проведите наклонную палочку в нижний левый уголок, туда где растет травка.
  3. Вторую палочку видите туда, где льют дожди.
  4. А теперь эти две наклонные палочки соедините короткой линией. И проведите ее там, где летит самолет, слева направо.
  5. Подытожьте пройденное:
    - Ответь мне буква А от звука (А) отличается?
    - Ага!
    - Звуки слышим, а буквы пишем.

Поймай звук!

  • Малышу понравилось писать портреты звуков? Он понял, что сначала звук нужно поймать, то есть выделить его из слова? Малышу это легче сделать, если нужный звук стоит под ударением:
    Э-э-эдик, Э-э-эмма, э-э-эхо;
    У-у-уля, у-у-улица, у-у-утки;
    О-о-оля, о-о-озеро, о-о-облако.
    Пусть еще поупражняется на звуки. Если ребенок выделяет звуки с большим трудом, потренируйте его слуховое понимание.
    Поиграйте в игру «Подскажи словечко». Вспомните хорошо знакомые стихи. В каждой строчке стихотворения пропускайте последнее слово. Пусть это слово подскажет ребенок;
    «Мы потопаем…(ногами),
    Мы хлопаем …(руками),
    Качаем…(головой).
    Мы руки…(поднимаем),
    Мы руки…(опускаем),
    Мы руки …(подаем),
    Попрыгаем…(вдвоем).
    Наша Таня громко …(плачет),
    Уронила в речку…(мячик)».
    Или стихи из нашей сказки:
    «Я в большой карман положу…(банан)» и т.д.
  • После того как пять портретов гласных звуков написаны, можно предложить «отловить» последний гласный звук (Ы). Объясните малышу, что этот звук живет в конце слова: слив-ы-ы, банан-ы-ы, апельсины-ы-ы, шкафы-ы-ы.
    Если ребенок не сумел выделить звук (Ы) в конце слова, дайте подсказку: «Как гудит пароход? - Ы-ы-ы»
    «А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!»
  • После гласных можно приступать к согласным звукам и буквам: Н, Т, Х, П. Выделять согласные звуки лучше в тех словах, где они стоят в начале слова и в твердой позиции: Надя, Таня,  Хобот, Поезд. Обычно дети 3 лет не испытывают трудностей при освоении перечисленных звуков.
    Можно детям давать и изолированные звуки «Как дедушка храпит? – «Х-х-х»; «Как ежик пыхтит? – «П-п-п».
    В дальнейшем нужно брать те согласные звуки, которые ребенок правильно произносит.
  • Предложите малышу «портреты звуков», то есть буквы, написанные им, разложить в разные места детской комнаты и «познакомить» с ними свои игрушки. Дети любят заниматься «взрослыми делами», учить кого-то чему-то. Такая «работа» поможет ребенку скорее запомнить буквы, подготовит руку к письму, создаст хорошее настроение и базу для овладения чтением.

Валентина Дмитриевна Тонкаль

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся отгадывать загадки (консультация для родителей)

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предме...

Учим детей петь (консультация для родителей).

Учим  детей  петь (консультация для родителей). Пение – важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач гармонического развития ребёнка, развива...

«Учите детей рассказывать». Консультация для родителей.

Формирование связного высказывания – одна из основных задач развития речи детей, так как умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литера...

"Учите, играя!" консультация для родителей

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра....

Учим слушать и слышать. Развиваем активную речь малыша в игре – Консультация для родителей

Учим слушать и слышать. Развиваем активную речь малыша в игре – Консультация для родителей...

Дидактическое пособие "Учимся писать играя. Занимательная азбука"

Цель: Познакомить детей с буквами, научить читать, писать.Учить детей по образцу рисовать кистью.Задачи:-Познакомить с графическим изображением буквы;-закрепить умение мыслить логически;-Развиват...

"Учимся играя" Консультация для родителей «Коррекционно-развивающая среда в домашних условиях»

Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комна...