Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конорова Татьяна Анатольевна

«В Стране веселых гласных звуков».

 Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных»

 для детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно - развивающие цели и задачи занятия.

1.    Закрепить знания детей о гласных звуках, закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э].

2.    Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.

3.    Учить определять гласный звук в начале и середине слова. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.

4.    Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.

5.    Развивать зрительное, слуховое восприятие.

6.    Развивать межполушарное взаимодействие.

7.    Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.

8.    Обогащение экспрессивного словаря по теме «Животные».

Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya1.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

«В Стране веселых гласных звуков».

 Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных»

 для детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно - развивающие цели и задачи занятия.

  1. Закрепить знания детей о гласных звуках, закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э].
  2. Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.
  3. Учить определять гласный звук в начале и середине слова. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
  4. Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
  5. Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  6. Развивать межполушарное взаимодействие.
  7. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.
  8. Обогащение экспрессивного словаря по теме «Животные».
  9. Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.

Материалы и пособия:

  • схемы маски настроения;
  • красные ленты;
  • дидактические картинки «Гласные звуки» по Агранович;
  • предметные картинки в конвертах и аналогичные картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками - экскаватор, утка, аист, иглы, окна, медведь (по количеству детей);
  • карточки букв;
  • буквы разрезанные на детали;
  • предметные картинки: рысь, бык, лось, кот, гусь, рак, лис, лоб, нос, дом, дым, кит, сок, бак, сыр, мак, лук, сук, бок, жук;
  • парные картинки: павлин-ворона, белка-лиса, дятел-баран, свинья-воробей, слон-бегемот, конь-лев, лев-петух, енот-крокодил, петух-кенгуру, сова-комар, лягушка-воробей, медведь-слон, заяц-черепаха, медведь-волк, жираф-ёж, соловей-медведь, ёж-слон, волк-жираф;

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дидактическая игра «Правильно ли это?» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

- Дети, я каждому из вас буду произносить предложение. А вы должны подумать, и сказать, правильно это или не правильно. Затем можно сесть на своё место:

- Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку. Деревья растут в лесу. Ручка пишет мальчиком.

II. Основная часть.

Развитие мимической мускулатуры.

Используем маски настроения.

http://festival.1september.ru/articles/517467/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/517467/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/517467/img1.gif

- Дети, давайте повяжем красные ленты, посмотрим друг на друга и удивимся.

Мы умеем удивляться! Дети удивленно поднимают брови.

Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады. Дети улыбаются.

К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмуримся.

Дети нахмуривают брови.

 А теперь повторим нашу зарядку несколько раз под стихотворение:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Сообщение темы

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали именно красный цвет?

Дети: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

Соотнесение гласных звуков с конкретным образом

Показ картинок

Логопед: Дети, посмотрите, здесь плачет малышка Аня. Давайте вспомним, какую песенку ей нужно спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?

Дети: Гласный звук [а]. Логопед предлагает успокоить малышку нескольким детям, пропев звук [а].

Логопед:

Широко откроет рот,

Песню голосок споет – АААА

Наш рот широко открывается, воздух выходит свободно, поем голосом, значит, звук [А] - гласный звук.

Логопед: Ребята, а вот у девочки Оли заболели зубки. Какой звук она произнесет, держась за щечку?

Дети: Звук [о].

Логопед: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем своим зубкам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети: Тянут ниточку [оооооо].

Логопед:

Голосок откроет рот колечком,

Встанет солнце за крылечком – ООООО

Наши губки как кружок, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [О] - гласный звук.

Логопед: Ну, вот и у Оли зубки перестали болеть, она даже улыбаться начала и захотела спать. Спою ей колыбельную:

Баю-баюшки - баю,

Не ложися на краю

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок

Давайте вспомним, как воет серенький волчок.

Дети: [у]

Логопед: Давайте споём песенку волка громко, а потом тихо.

Дети: Тянут звук О сначала громко, потом тихо.

Логопед:

Сдвинет голосок губы трубочкой,

Пропоет он звонкой дудочкой - УУУУ

Наши губки как трубочка, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [У] - гласный звук.

А вот кто это к нам в гости идёт и подарки нам везёт, приехал к нам ослик Искорка. Давайте вспомним, как Искорка поёт свою песенку.

Дети: [иии]. Дети длительно тянут ниточку [ииии].

Логопед: 

Губки улыбаются,

Зубки появляются - ИИИИИ

Наши губки улыбаются, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [И] - гласный звук.

Логопед: Еще с осликом к нам приехал котёнок, а зовут его Эдик, он оказывается шалун и пока Оля спала, он разбросал её краски, как Оля ругает Эдика?

Логопед: Конечно, это еще один гласный звук [э]. Потянем ниточку [ээээ]

Дети: [эээ]. Дети длительно тянут ниточку [ээээ].

Логопед:

Любит голосок резвиться,

Любит голосок дразниться.

Он тогда кричит тебе:

“Ну – ка спой мне песню – Э”

Наш ротик открыт, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [Э] - гласный звук.

Дети, мы с вами продолжаем наше путешествие в Страну гласных звуков.

Сядем на пароход и поплывём, как гудит пароход, нас в дорогу зовёт:

Дети: [ыыы]. Дети длительно тянут ниточку [ыыыы].

Логопед:

Если голосок ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ

Наш ротик открыт воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [Ы] - гласный звук.

Занимаем места на пароходе приготовили наши двигатели кулачки Поехали – поплыли!

Упражнение на развитие моторики, координации движений

Сели мы на пароход                                (сложить ладони лодочкой

И поплыли мы вперёд                        (руки сжаты в кулачки,

Пароход гудит                                        вращение друг от друга)

Двигатель шумит

Кулачок ладошка постучим немножко                 (правая рука)

Кулачок ладошка постучим немножко

Кулачок ладошка постучим немножко                (левая рука)

Кулачок ладошка постучим немножко

А теперь быстрей, быстрей,                                (Обеими руками)

Постучим мы веселей

Логопед: Вспомните, какие гласные звуки плыли с нами на пароходе, какие звуки мы с вами сейчас произносили.

Дети: Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Логопед  дублирует произнесение звуков показом ручных символов.

Логопед: Как называются эти звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Почему они гласные?

Дети: Их можно петь, во рту нет преграды.

А мы с вами звуки знаем, и даже без голоса их определяем: дети по беззвучной артикуляции логопеда отгадывают гласный звук и показывают соответствующий звук ручным символом.

Давайте раз мы плыли с вами на пароходе по волнам поиграем в морскую игру «Звук волнуется», теперь вы будете мне без голоса показывать наши гласные звуки:

звук волнуется – раз                        раскачивают руками,

звук волнуется – два                         изображая волны.

звук волнуется - три

во рту звук О – замри.                Имитируют произнесение звука

 без голоса.

Игра проводится со всеми гласными звуками.

Формирование направленного длительного выдоха

Логопед: Дети, посмотрите, мы приплыли в Страну гласных звуков и сразу попали на волшебную поляну. Посмотрите, здесь “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.

Вышли на полянку,
Сели все в кружок.

Угадай картинку,
Милый мой дружок!

Дети садятся в круг. Перед ними лежат конвертики, с приклеенными тонкими полосками из цветной бумаги, под ними спрятана в прозрачном кармашке картинка

Логопед: Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Ребёнок называет картинку и гласный, с которого она начинается, затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

Соотнесение гласных звуков с буквой. Закрепление умения придумать слово на заданный звук.

Логопед: Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь выберите себе букву - символ звука, с которого начинается ваше слово, звуки слышим - буквы пишем. Дети выбирают букву, подходящую к слову на конверте.

Логопед: Дети, давайте посмотрим, какие буквы у наших гласных звуков, я стих вам буду рассказывать, а вы мне буквы показывать.

Логопед произносит стихотворение, предварительно предложив детям сопровождать чтение символами гласных звуков, показывая свою букву.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать (ААА) и закричать (ООО),

Громкий гудок паровозу подать (УУУ),

Нежно лошадкой могут заржать (ИИИ),

Эхом далёким в лесу отвечать (ЭЭЭ),

Даже медведем могут рычать (ЫЫЫ)

Логопед: Давайте подумаем, какие картинки можно было бы добавить к вашим буквам, придумайте слова на ваш звук. Дети подбирают слова, начинающиеся с такого же звука, как буква в руке.

Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки

Логопед: Наши приключения еще не закончились.

Ребята, посмотрите, у нас в стране гласных звуков повсюду расставлены картинки. Я предлагаю вам их собрать. Но собирать мы их будем не просто, а каждый со своей буквой, отправляйтесь на поиски слова со своим звуком.

Молодцы. Все отыскали свои картинки. (Во время поисков звучит сказочная, волшебная музыка)

Логопед: Посмотрите на эти домики, в Стране гласных звуков переполох, животные, которые здесь живут, потеряли свои квартиры, давайте поможем им заселиться, каждое животное может занять квартиру только со своим гласным звуком, он светится в окошке. Дети расселяют картинки: рысь, бык, лось, кот, гусь, рак, лис, кит.

Логопед: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить зверей в их квартиры, а то они так и жили бы на улице. Их мочил бы дождь, заметало снегом. А мы им помогли. Теперь вы понимаете, как важны гласные звуки?

Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

А теперь к нашим жителям в гости пришли ещё друзья животные, давайте послушаем стихи, посмотрим картинки и попробуем их отгадать.

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (жираф).

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (слон).

Под луною песню петь

Сел на веточку… (медведь).

Длиннее шеи не найдешь

Сорвёт любую ветку… (ёж).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк).

Быстрее всех от страха

Несется… (черепаха).

Зимой в берлоге

Видит сон

Лохматый,

Косолапый…(слон).

По горной круче проходил

Обросший шерстью...(крокодил).

В теплой лужице своей

Громко квакал...(воробей).

Над лесной поляной

Ночью

Долго слышался

Кошмар:

Ухал, ахал,

Выл по-волчьи

И пугал зверей…(комар).

На заборе по утру

Кукарекал…(кенгуру).

Ест осоку

В речке Нил

Неуклюжий…(крокодил).

Над лесом

Солнца луч потух,

Крадется

Царь зверей…(петух).

Все преграды одолев,

Бьет копытом верный…(лев).

Сено хоботом берет

Толстокожий…(бегемот).

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать…(воробей).

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу…(баран).

Кто любит по ветвям носится?

Конечно, рыжая…(лисица).

Хвост веером, на голове корона

Нет птицы краше, чем…(ворона).

Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие)

Логопед: Чтобы выполнить следующее задание в нашей Стране гласных звуков, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Сначала натянем “умную шапку”. (Указательными и большими пальцами оттягиваем мочки ушей вниз или имитируем завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем “умную сову”. (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.

На суку сидит,
На всех глядит.

Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.

Закрепление произношения гласных звуков

Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.

– Какой гласный звук в слове кот? (Логопед выставляет картинку кота).

Дети:[о]

Логопед ставит букву [о], затем заменяет его букву [и]. – Во что превратился кот?

Аналогично проводится “превращение” следующих слов:

Кот —> кит,         дом —> дым,         ухо —> эхо,

бык —> бок,         бок —>бак,         сок —> сук

Логопед: Ой, посмотрите- ка, ребята, какой ветер налетел на нашу весёлую Страну и что это случилось с нашими буквами

Какие буквы странные,

Совсем как иностранные!

Ребята! Я догадалась, эти буквы “поломались” и их надо “отремонтировать”.

Дети “ремонтируют” буквы, и прикрепляют их на доску.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Три!

А какая буква?

- И!

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла

И теперь овальная.

У – улитка на дорожке-

Смело выпустила рожки.

Уходите – ка с пути!

Не мешайте дом везти!

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны

Взял я лук и крикнул: - Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

- Э – Э – Э!

III. Итог занятия

Логопед: Вот наше путешествие и закончилось. Мы повторили гласные звуки, починили их буквы и навели порядок в их Весёлой стране. В стране, каких звуков мы путешествовали? Пора нам отправляться домой, сядем снова на пароход, пусть домой он нас везёт.

Сядем мы на пароход                                (сложить ладони лодочкой

Пусть домой нас отвезёт                        (руки сжаты в кулачки,

Пароход гудит                                                вращение друг от друга)

Двигатель шумит

Кулачок ладошка постучим немножко                 (правая рука)

Кулачок ладошка постучим немножко

Кулачок ладошка постучим немножко                (левая рука)

Кулачок ладошка постучим немножко

А теперь быстрей, быстрей,                                (Обеими руками)

Постучим мы веселей

Мы помашем вам рукой

Всем пока, пошли домой!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Конспект занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «В стране веселых шаров и мячей»

Великая ценность каждого человека – здоровье. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений ...

Конспект занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста "В стране веселых мячей"

Итоговое занятие по физической культуре в рамках проекта "Мяч" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В стране веселых мячей"

Движение — это то, без чего невозможно полноценное развитие ребёнка. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях, кроме обязательного элемента непосредственной образовательной деятел...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Кукла Аленка и гласные звуки»

Программное содержание:Дать понятие о гласных звуках;Продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком....

Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста «В стране веселых мячей»

Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста«В стране веселых мячей»...