Создание доступной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения
статья по коррекционной педагогике

Лобанова Татьяна Геннадьевна

В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад №27.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal_lobanova_t.g.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

рубрика журнала: Клуб специалистов.

Информация об авторе: Лобанова Татьяна Геннадьевна, старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №27»

Название статьи, материала: «Создание доступной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»

Аннотация статьи, материала (30–50 слов): В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад №27.

Ключевые слова (5-7 слов); доступная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды

Текст статьи:

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования. Создание доступной среды регламентирует Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в реализации которой в 2017 году участвовал наш детский сад.

«Доступная среда» – это без барьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения и воспитания, основная идея которых заключается в исключении любой дискриминации и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Эти условия должны гарантировать возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми воспитанниками;
  • использования обычных и специфических шкал оценки достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
  • индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
  • целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
  • включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
  • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.

Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от нозологии каждый из приведенных ниже компонентов специальных условий, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимальной степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей, как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьютеров) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на первый план выступают условия по созданию без барьерной архитектурной среды, а также построение программно-методического обеспечения в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка-инвалида вследствие ДЦП.

В Детском саду №27 города Костромы функционирует 3 группы компенсирующей направленности: две для детей с тяжелыми нарушениями речи и одна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Категория наших детей-инвалидов определяет наличие целой системы специальных образовательных условий: материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение и т. д.

Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования детьми с особыми потребностями.

Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АООП, на основе которой выстраивается АОП для конкретного ребенка с НОДА.

Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения детей в общеразвивающих группах. Однако в коррекционной части программы предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций, развитию познавательной деятельности и речи детей: занятия адаптивной физкультурой, логопедические занятия, особенность которых заключается в использовании компьютерных программ, индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных психических функций. Содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры тех или иных нарушений для каждого ребенка индивидуально.

В учебный план включены: изодеятельность, развитие речи, трудовое воспитание, а также организуется совместная деятельность педагога с ребенком по формированию навыков самообслуживания, бытовая ориентировка, сенсорное воспитание. Формируются представления о трудовой деятельности, осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, производится обучение элементарным навыкам работы с материалами и инструментами (пластилин, краски, нитки, ножницы и др.). Особо следует обратить внимание на то, что необходимо применение адекватных возможностям и потребностям воспитанников современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательного процесса, а также адаптация содержания материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ объема, адаптация имеющихся или разработка необходимых дидактических материалов и др. Именно поэтому большая часть материала изготавливается своими руками или с помощью родителей воспитанников. Важным компонентом является создание условий, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни детского сада. Наши воспитанники групп компенсирующей направленности активно принимают участие и в творческих конкурсах и фестивалях, таких как «Поверь в себя», «Фестиваль Преподобного Никиты Костромского», «Поэтическая семья». Принимают участие в спортивных мероприятиях «Все на футбол», «Велогонки», «Шахматный турнир», «Малые зимние олимпийские игры», «Лыжня зовёт», а также в социальных акциях.

Но все вышесказанные условия будут эффективны только при наличии кадровых условий, которые должны обеспечивать:

  • укомплектованность образовательного учреждения специалистами и педагогами, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии.

В штат специалистов нашего дошкольного учреждения входят педагог-психолог, педагог-дефектолог, 2 учителя-логопеда, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, которая получила дополнительное образование по адаптивной физкультуре. Все специалисты имеют высшее профессиональное образование, и непрерывно повышают свои профессиональные компетенции.

Даже если в штате вашей организации отсутствуют те или иные специалисты, для удовлетворения особых потребностей детей-инвалидов необходимо использовать сетевые формы сотрудничества, привлекая специалистов других организаций. Такая практика имеется в городе Костроме.

Неотъемлемой частью создания доступной «без барьерной» среды является материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.

Условия для детей с НОДА нашего детского сада обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм, возможности для беспрепятственного доступа воспитанников к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Для этого уложено новое асфальтовое покрытие на территории образовательного учреждения, при входе в здание и внутри его оборудованы различные пандусы, вдоль стен закреплены поручни, в физкультурном зале перенесен и расширен дверной проем, что позволяет беспрепятственно передвигаться детям даже на коляске. С этой же целью установлены раздвижные двери в кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.

Для детей созданы все необходимые специальные санитарно-бытовые условия с учетом их потребностей. А также социально-бытовые условия: наличие адекватно оборудованного пространства дошкольного учреждения, «рабочего» места ребенка и т. д.

Имеется специальное оборудование для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: кресло-каталка, коляски, трехколесные велосипеды, специальные ортопедические приспособления, пособия для развития манипулятивных функций рук, вертикализатор. Пространственная организация среды связана, прежде всего, с вертикализацией и движением. Вертикализация обеспечивает необходимый уровень активности ребенка, направленный на правильное восприятие окружающего мира, ориентировку в нем. Вертикализация пространства обеспечивается специальными приемами адаптивной физкультуры, а также ортезами – специальными приспособлениями, такими как вертикализаторами, фиксаторами головы и конечностей. Организация движения связана с соблюдением индивидуального ортопедического режима для каждого ребенка.

В Детском саду №27 на сегодняшний день создана достаточно современная информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы. Оборудована сенсорная комната, в которой педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, а также тренинги и консультации для родителей (законных представителей) и педагогов.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. В комнате имеется необходимое оборудование для психомоторной коррекции и коррекционной гимнастики: пучки фиброоптических волокон, световая панель «Галактика», пузырьковая панель, интерактивный стол, световые столы-песочницы, сухой бассейн с подсветкой.

Оборудован интерактивный класс. Для занятий с учителем-логопедом приобретён и активно используется в работе специальный логопедический тренажер «Дельфа».

Обеспечивая все необходимые условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, адекватного их возможностям является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, и в дальнейшем, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки  по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном ...

«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».

«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...

Интегрированные здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольного учреждения как средство оптимизации психофизического развития детей 5-6 лет

Проблема исследования заключается в поиске и выборе средств здоровьеформирующих мероприятий, улучшающих здоровье и оптимизирующих психические процессы дошкольников....

« Физкультурно - образовательное пространство дошкольного учреждения как условие подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО»

« Физкультурно - образовательное пространство дошкольного учреждения как условие подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО»...

«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»

Предметно развивающая среда ДОУ нацелена на наиболее эффективное развитие и коррекцию психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных особенностей....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нозологиями в инклюзивно-образовательном пространстве дошкольного учреждения

Направления, виды, формы и методы психолого-педагогичесого сопровождения детей ОВЗ в дошкольном учреждении....