Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»
методическая разработка по теме
Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений» на базе культурно-выставочного центра «Радуга» г. Саратова в МБОУ «Начальная школа – детский сад №1» г. Энгельса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с КВЦ "Радуга"г Саратов | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектного метода
в рамках региональной экспериментальной площадки
по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»
на базе культурно-выставочного центра «Радуга» г. Саратова
в МБОУ «Начальная школа – детский сад №1» г. Энгельса
Процесс развития художественно-творческой активности личности рассматривается в современной науке как один из центральных содержательных компонентов в образовании. В нашем учреждении осуществляется целенаправленная и планомерная работа по творческому развитию, в общем, и по развитию художественно-творческой активности детей в частности. Коллектив педагогов дошкольного отделения ведёт работу по Программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А.Лыковой. В 2011 – 2012 учебном году являемся федеральной экспериментальной площадкой по теме «Проблемы проектирования образовательной области «Художественное творчество»», куратором которой является институт художественного образования РАО.
Анализируя деятельность педагогов, определили отсутствие у них опыта работы по использованию художественных репродукций картин в процессе развития художественно-творческой активности дошкольников.
С января 2011 года наше учреждение является сетевой региональной проектной площадкой по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активностьи детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений» на базе культурно-выставочного центра «Радуга» г. Саратова. Координатором была назначена старший воспитатель Куликова Антонина Ильинична.
Посетив авторские встречи, семинары, круглые столы, организованные сотрудниками КВЦ «Радуга», был составлен план по реализации эксперимента и учебно-тематический план дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста. В сентябре месяце 2011 года были проведены родительские собрания в двух старших и в двух подготовительных группах дошкольного отделения МБОУ, где родителей познакомили с целью эксперимента и учебно-тематическим планом. После анкетирования родителей оказалось: более 80% - отнеслись положительно к эксперименту, 17% – нейтрально и 3% родителей ответили, что в музей они и сами могут своих детей отвести. Так же анкетирование показало, что не у всех есть возможность посещать вместе с ребёнком учреждения культуры, но они считают необходимым знакомить детей с шедеврами мировой живописи.
На начало учебного года провели обследование детей старшего дошкольного возраста. В обследовании принял участие 81 ребёнок.
Набрали баллов:
81-90 б. – 7 детей;
71-80 б. – 31 ребёнок;
61-70 б. – 43 ребёнка.
В сентябре прошло первое занятие со специалистом КВЦ «Радуга» - «Мой город Энгельс». Дети с интересом слушали историю города, смотрели репродукции старого города и современного. Узнали, что раньше город назывался Покровская слобода и откуда произошло это название. Узнали об озере Эльтон и что через наш город на быках перевозили соль. Вот почему эмблемой города является бык с чашей соли. Эта тема настолько затронула детей, родителей и педагогов, что решили эту тему продолжить. Воспитатель подготовительной группы Павлова Ю.А. составила долгосрочный проект «Родной свой край люби и знай». Актуальность проекта в воспитании любви и уважении к родному городу.
Цель проекта – воспитание гражданина, патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Формы и методы реализации проекта охватили все направления и образовательные области. В том числе и художественно-эстетическое развити: музыка и художественное творчество.
На педагогическом часе педагогов дошкольного отделения и начальной школы, было принято решение внедрить этот проект в работу со старшими дошкольниками и с учащимися школы.
В октябре старшие дошкольники и учащиеся начальной школы посетили Краеведческий музей и поучаствовали в театрализованном календарном празднике «Нам на Покров колокола звонят недаром раз в году…». Уже сама поездка в музей была для детей событием. Дети смотрели на современный город уже другими глазами. Вспоминали названия улиц старой слободы и современного города, сравнивали, как изменился город. А на самом театрализованном празднике дети узнали, что это за праздник Покров, как к нему готовились, как праздновали. Даже поучаствовали в сватовстве «невесты». Ведь на Покров игралось много свадеб. Вернувшись из поездки, дети изобразили все свои впечатления в рисунках.
В ноябре 2011 года, в рамках недели педагогического мастерства, Павловой Ю.А. была проведена викторина «В поисках ускользающей истории». Викторина проходила совместно с детьми и родителями. Использовались репродукции старой Покровской слободы и современного города Энгельса. Заказаны и приобретены репродукции были в КВЦ «Радуга». С огромным интересом родители принимали участие в викторине, с интересом выслушивали ответы детей. После викторины, по просьбе родителей, старший воспитатель рассказала о каждой репродукции и как бы провела экскурсию в прошлое г. Энгельса.
В декабре и январе 2012 года в холе МБОУ была создана галерея «Покровск-Энгельс».
Занятие, «Дивные краски осени», проведённое экскурсоводом центра «Радуга», показало детям всю красоту осенних пейзажей, многообразие и буйство красок. Дети увидели художественный образ осени, воплощённый на полотнах художников. Познакомились с репродукцией И.И.Шишкина «Осенний пейзаж», «прошли» по тропинкам осеннего леса репродукций В.Д.Поленова и И.С.Остроухова «Золотая осень». Рассмотрели грибное семейство на репродукции А.Г.Горавского «Грибы». Даже определили и объяснили, кто из грибов «мама» и «папа». Рассмотрели «Натюрморт с овощами» Е.Т.Иванова. Очень помогают запоминать репродукции и их авторов календарики и маленькие открытки, которые дети получают после занятий. На прогулках и экскурсиях дети рассматривали осенние пейзажи и сравнивали их с пейзажами, которые они видели на репродукциях.
В образовательной области «Художественное творчество» дети рисовали осенние пейзажи и лепили грибы. Было отрадно слышать, что делясь друг с другом впечатлениями о своей работе, дети вспоминали репродукции и говорили: «А это, как на той картине, которую нам показывали.»
В феврале месяце были проведены занятия по темам «Зима – чародейка» и
«И ныне живы русские традиции». Дети познакомились с репродукциями С.Ю.Жуковского, Л.И.Бродской, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, Ю.Ю.Клевера.
В ходе занятия дети увидели художественный образ зимы, воплощённый на полотнах великих художников. Познакомились с репродукцией
Б.А. Смирнова-Русецкого «Слобода Берендеев.» Узнали кто такие берендеи, как они жили.
Рассматривая репродукции Б.М.Кустодиева «Масленица», Ф.В. Сычкова «Катание с гор», Н.К.Пимоненко «Святочные гадания» - дети познакомились с русскими народными традициями, запечатлёнными на полотнах художников. Узнали названия дней масленичной недели. Услышали рассказ, как праздновали масленицу у нас на Руси. А через неделю дети сами стали участниками театрализованного представления «Масленица хороша – широка её душа», который был организован в нашем учреждении с привлечением работников дома культуры «Покровск». Дети познакомились с тем, как праздновали масленицу в Покровской слободе. По рекомендации наших педагогов, многие родители с детьми побывали на городском праздновании Масленицы.
В марте 2012 г. учащиеся начальных классов посетили музейное занятие в краеведческом музее «Долгожданная Пасха Красная» , где познакомились с традициями празднования Пасхи в России и в Покровской слободе.
В этом же месяце, в продолжении темы знакомства дошкольников с нашим краем и теми событиями, которые здесь происходили, была создана галерея «Космос – человечеству». Работники КВЦ «Радуга» оказали помощь в приобретении репродукций и оформлении их в багет. С 9.04 по 13.04.2012г. в нашем учреждении была проведена тематическая неделя «Созвездие Гагарина». Воспитанники средней, старших и подготовительных групп, а так же учащиеся начальной школы, посетили галерею и прослушали цикл интересных занятий.
Со 2 по 14 апреля в городе Энгельсе проходил третий открытый районный конкурс «Пасха в Покровске» («Светлая Пасха»).
Организаторы конкурса:
- Фонд социально-экономического развития Саратовской области «Наша жизнь»;
- Александро - Невский храм г. Энгельса;
- Покровское Православное Общество Милосердия ( при Александро – Невском храме);
- ОГУ «Государственный исторический архив немцев Поволжья»;
- МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Энгельса и др.
Учащиеся начальной школы и воспитанники старших и подготовительных групп дошкольного отделения МБОУ «Начальная школа – детский сад №1» стали активными участниками этого конкурса. Дети рисовали пасхальные яйца, разрисовывали деревянные заготовки яиц и заготовки слепленные детьми из солёного теста. Оплетали заготовки бисером и различными блёстками. Во всём этом конечно же помогли те занятия, которые проводились с детьми нашими педагогами и специалистами КВЦ «Радуга». По результатам конкурса ученица
3-го класса Елисеева Женя заняла первое место в номинации «Рисунок на тему «Пасхальное яйцо»».
Сотрудничество с КВЦ «Радуга» натолкнуло педагогов нашего учреждения на создание проекта по ознакомлению детей с родным городом, краем, его историей и традициями. Специалистами центра оказана большая помощь в работе педагогов по воспитанию у детей художественного вкуса и чувства гармонии, развитии эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира. Дети познакомились с именами великих художников и их творчеством. Стало возможным создание картинных галереи в учреждении.
Хочется сказать , что осуществление данного проекта, это только часть работы по оптимизации процесса развития художественно-творческой активности детей.
Дошкольное отделение МБОУ работает по Комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» образовательной системы
«Школа 2100». В познавательную деятельность этой программы входит курс «Синтез искусств». Этот курс включает в себя: развитие речи, музыку, изобразительное искусство, пластику, ритмику, театральные формы.
Целью курса является создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребёнка, и художественного образа. Пособие «Путешествие в прекрасное» является методическим обеспечением данного курса. Занятия по этому пособию знакомят детей с портретом, пейзажем, натюрмортом, жанровой живописью. Учат детей определять жанры призведений, составлять жанровые композиции (аппликация из природного материала и цветной бумаги.) Знакомя детей с картинами великих художников, используем звуковое сопровождение А.Пинегина и А Усачёва.
У каждой картины своя удивительная песня. О чём задумалась Алёнушка на берегу озера? Кто рассмешил Несмеяну-царевну? Куда скачет Иван-царевич на сером волке? И о чём рассказывают охотники на привале? Останавливаясь у каждой картины, дети слушают живые голоса шедевров. Начиная работать по данному курсу, педагоги МБОУ испытывали большие трудности. Было много вопросов - как доступнее преподнести материал детям, где взять нужные картины и т.д. и т.п. Сотрудничество с КВЦ «Радуга» очень помогло в решении многих вопросов.
В июне месяце, по плану, будет проводиться диагностическое исследование детей, но уже сейчас наблюдается динамика в художественно-творческой активности детей и заинтересованность родителей в проведение занятий специалистами центра «Радуга».
В мае месяце мы планируем ещё занятие со специалистами центра и приобретение репродукций на тему Великой Отечественной войны. В дальнейшем, так же будем приобретать репродукции на тему «Защитники Отечества» и создание галерей по этим темам.
На следующий учебный год планируем приобретение репродукций известных художников, которые перекликаются с занятиями по Синтезу исскуств.
Что же касается продолжения работы по ознакомлению детей с родным краем, то сейчас ведётся подборка материала по возникновению посёлка Мясокомбинат и посёлка Приволжский, т.к. МБОУ «Начальная школа – детский сад №1» находится на их территории.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад №1»
Использование проектного метода
в рамках региональной экспериментальной площадки по теме: «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений» на базе культурно-выставочного центра «Радуга» г. Саратова
Старший воспитатель
МБОУ НШ-Д/С №1
Куликова Антонина Ильинична.
г. Энгельс
2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».
«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...
Интегрированные здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольного учреждения как средство оптимизации психофизического развития детей 5-6 лет
Проблема исследования заключается в поиске и выборе средств здоровьеформирующих мероприятий, улучшающих здоровье и оптимизирующих психические процессы дошкольников....
«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
Предметно развивающая среда ДОУ нацелена на наиболее эффективное развитие и коррекцию психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных особенностей....
Создание доступной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения
В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного о...
Тема самообразования воспитателя «Развитие художественно – творческих способностей у детей, через технику – пластилинографии» 2017 -2018 уч.год
Занятия пластилинографией способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчик...
Тема самообразования воспитателя «Развитие художественно – творческих способностей у детей, через технику – пластилинографии» 2018 -2019 уч.год
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета,...
«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...