«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».
материал на тему

Пятницкая Наталья Фёдоровна

«Культурное воспитание начинается очень

рано, когда ребенку очень далеко до

грамотности, когда он только научился

хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

А. С. Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_2013.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Социокультурное развитие всех участников

воспитательно-образовательного процесса

в рамках образовательного пространства

дошкольного учреждения».

«Культурное воспитание начинается очень

рано, когда ребенку очень далеко до

грамотности, когда он только научился

хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

А. С. Макаренко

   Умение жить в социуме, строить гармоничное взаимодействие с окружающими, осваивать социальные нормы и воспроизводить способы социально приемлемого поведения – это и многое другое входит в содержание социальной адаптации дошкольников. Актуальность и Востребованность данного направления в работе дошкольного образовательного учреждения несомненна.

    Мы выделяем главные  задачи, стоящие  перед дошкольным учреждением в данном направлении:

1.     Воспитание навыков культурной еды.

2.     Формирование самостоятельности и опрятности при умывании, одевании и раздевании.

3.     Воспитание бережного и аккуратного отношения к своим вещам и игрушкам.

4.     Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

5.     Воспитание уважительного отношения ко взрослым.

    При решении задач можно применить разные методы и приёмы.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребёнка с малых лет.

 Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду. Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить салфетки, расставить хлебницы и приборы.

Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.

   Во время приёма пищи дети часто отвлекаются и разговаривают, неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на стол и тогда в младшем возрасте хорошо использовать потешки, например

Каша вкусная дымится, 
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 

Ели по немножку. 

Утка утенка, 
Кошка котенка, 
Мышка мышонка 
Зовет на обед. 
Утки поели, 
Кошки поели, 
Мышки поели. 
А ты еще нет? 
Где твоя ложечка? 
Скушай, хоть немножечко!

    А для старших дошкольников использовать четверостишия, которые способствуют исправлению неготивных проявлений, осанки.

     «Я напомню об одном:

Не кривляйся за столом,

всем пора бы научится,

кушать вилкой,

кушать, а не делать как Антошка.

Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить».

«За столом сидят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели – вы свободны,

И играйте, как угодно!»

«Вот и полдник подошёл

Сели дети все за стол,

Чтобы не было беды

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши языки молчат,

За едой ты не сори.

Насорил – так убери.

За столом сиди ровней,

Не клади на стол локтей

И к тарелке своей низко

не склоняйся, словно киска!»

   Очень большое значение имеет положительный пример сверстника, помощь педагога (при использовании ножа и вилки одновременно), беседы «Как вести себя за столом?», «Похрусти, а потом не грусти? », «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды? », «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво».

   Основной целью совместной деятельности с детьми - формирование навыков культуры питания и поведения за столом. Дети с удовольствием овладевают практическими навыками с помощью игр, сказок, стихов об овощах и фруктах, отгадывании загадок, рисования, лепки, аппликации. Можно проводить интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой? », «Режут ли кашу ножом? », «Какая ложка лучше? ».

Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры «Магазин полезных продуктов», «Ждем гостей», «Веселый повар», «Вершки-корешки», «Магазин». Навыки детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях.

Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л.Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ".

Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, соревновательные элементы (кто быстрее наденет колготки, аккуратнее застегнёт пуговицы и т.п.). Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений («Принеси,  пожалуйста», «Убери на место»), который способствует закреплению понятия о том, что игры, игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Ребёнок научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, раздевания, умывания и т. д. Для лучшего запоминания детьми используются алгоритмы: умывания, одевания и раздевания (показ).

Обязательно нужно использовать в своей работе положительную оценку, одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать ещё лучше. В процессе умывания, одевания и раздевания мы поощряем детей, когда они оказывают помощь друг другу – старшие помогают младшим (при умывании закатывают рукава, помогают сложить полотенце, передают мыло; при одевании и раздевании застёгивают и расстегивают пуговицы, молнии, завязывают шарф, шнурки…). Чтобы дети проявляли аккуратность, при складывании вещей в шкаф, напоминаем правило: «Каждой вещи своё место». В этом правиле суммируется бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советуем вспомнить про «Вовку – растеряшку» Б.Заходера. Так же используем конкурс «Самый аккуратный шкафчик», «Я – самый аккуратный»; элементы соревнования: «Кто быстрее?». Победитель получает медаль «Самый аккуратный» или «Самый быстрый», или «Самый заботливый», или смайлик на ящичек (показать).

Ребёнок в дошкольном возрасте овладевает навыками культуры действий в играх, в труде, в непосредственно образовательной деятельности, т.е. в процессе усваивает положительный опыт отношений к сверстникам, ко взрослым.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, уважительное отношение ко взрослым очень эффективно через игру особенно в младшем возрасте: сюжетно – ролевую, режиссёрскую («В гостях у Маши», «В автобусе»…); театрализованную: обыгрывание несложных сценок…; игровое упражнение «Одень Машу» (младший возраст); «Этикет – школа изящных манер» (старшего возраста). Так же детям очень нравится обыгрывать проблемные ситуации, которые могут произойти с ними дома, в детском саду, на улице, в магазине, транспорте (ссоры, драки, конфликты). Главное младшим детям правильно объяснить правила поведения, а старших подвести к правильному выводу, то есть, как поступить в той или иной ситуации. Очень хорошо в любом возрасте словесные методы: напоминание, беседы (« У меня хороший друг», « Почему друзья поссорились?»…); минутки доброты («Назови друга ласково», «Расскажи о своём друге»…); чтение четверостиший в младшем возрасте

«И вот теперь один сидит

Никто с ним больше не играет

К себе его не принимают.

Всё просто если разобраться:

  Не надо вам с друзьями драться».
         «Можно весело смеяться,
          Пошутить, побаловаться
          И поспорить иногда,
          Ну а драться – никогда!»
«Всем советуем дружить, сориться не смейте,
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете»;
в старшем возрасте чтение художественной литературы: рассказ К.Ушинского «Сила не права», В.Осеева «Волшебное слово», рассказы В.Носова.
  Немалую роль играет пример взрослых (родителей и педагогов), напоминание, показ действий: например, не просто сказать «Здравствуйте», а «Доброе утро», «Добрый вечер»; не просто «Спасибо», а «Благодарствую». Только необходимо объяснить значение слов: здравие – значит желаем здоровья; «доброе утро», «добрый вечер» - желаем, чтобы утро или вечер были хорошими, спокойными; «спасибо» - спаси бог; «благодарствую» - благодарим за помощь оказанную другим  человеком. Таким образом, у детей постоянно накапливается опыт правильных моральных отношений.

   Дл воспитания бережного отношения к игрушкам в младшем возрасте использовать стихи А.Барто «Игрушки», отрывок А.Введенского «Кто?»:

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно.

Не бросать и не ломать,

А на место убирать»;

Детям всех возрастных групп напоминаем правила: «Поиграл – убери на место»;

«Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому»;

   «Лиза с куколкой играла.

Платье кукле разорвала.

Дима взял себе машинку

Разобрал на половинку.

Данил мячик маленький нашёл

Это мячик проколол.

А когда конструктор взял,

Все детали растерял!

     Чем играть теперь другим?

     Нет, не надо быть таким!

Вы игрушки берегите и заботливо храните!»

Так же детям нравится совместная деятельность с педагогом, педагогу приходится использовать напоминания, игровые ситуации, личный пример.

     Для закрепления норм правил поведения и культурно – гигиенических навыков проводится работа с родителями через консультации, индивидуальных бесед,

посещение семей, наглядную информацию.

     Периодически в нашем детском саду устраиваются различные мероприятия, например «Школа – вежливых наук», «Семейный альбом», «Русского духа святыня», которые способствуют развитию у детей заботливого отношения к ближнему, культурно – гигиенических и эстетических норм поведений, как в детском саду, так и дома и на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьей по формированию навыков ЗОЖ у участников воспитательно-образовательного процесса.

Консультация для педагогов, работа которых направлена на оздоровление детей. В этой статье приведены основные положения определяющие направление работы с семьей, алгоритм совместных мероприятий с роди...

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки  по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном ...

Система работы педагога - психолога МБУ № 27 "Лесовичок" по повышению уровня мотивационной направленности на совместную деятельность участников воспитательно - образовательного процесса Учреждения

Уважаемы коллеги представляю Вашему вниманию презентацию работы по повышению уровня мотивации на совместную деятельность у всех участников воспитательно - образовательного процесса УчрежденияПЛА...

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Методическая разработка по теме: «Реализация этапов работы, направленных на здоровьесбережение всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-родители-педагоги), через эмоционально-двигательный контакт»

Активизация эмоционально-двигательной активности всех участников воспиательно-образовательного процесса с целью здоровьесбережения и установления партнёрских взаимоотношений....


 

Комментарии

Спасибо! Очень содержательный и познавательный материал. Возьму себе на заметку и порекомендую коллегам.

Пятницкая Наталья Фёдоровна

Очень рада, что Вам понравилось. Надеюсь, что данный материал Вам пригодится в вашей работе.

Каляганова Любовь Андреевна

Наталья Федоровна! Когда читала Ваш доклад, стало понятно , что основой послужила Ваша практика, Ваш опыт. Хочу поддержать Вас в том, что важно именно в дошкольном детстве закладывать основы культурного поведения. Помогать друг другу, откликаться на просьбу, иметь навыки, умения- все это очень пригодиться ребятишкам в будущем.
С Уважением Каляганова.

Пятницкая Наталья Фёдоровна

Спасибо за поддержку.Очень приятно видеть, как коллега переживает за будущее ребятишек.