Работа с семьей по формированию навыков ЗОЖ у участников воспитательно-образовательного процесса.
материал (средняя группа) по теме

звягина наталья викторовна

Консультация для педагогов, работа которых направлена на оздоровление детей. В этой статье приведены основные положения определяющие направление работы с семьей, алгоритм совместных мероприятий с родителями воспитанников, а так же формы и методы взаимодействия с семьей по укреплению здоровья детей и формированию у них навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

        

Подготовила воспитатель

средней группы №2

Звягина Н.В.

             Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

           Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Так, некоторые авторы отмечают, что многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил.

     Социально – экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце XX – начале XXI в., повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье. В настоящее время наблюдается:

- ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);

- стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально-психологической тревожности, усталости;

- перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;

- трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;

- личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы);

- глобальные проблемы , определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.).

       Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов дошкольного профиля. Семье нужна поддержка и сопровождение. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности детского сада, выполняющего интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья – улица – детский сад».

     Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

      Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла.                                                  Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

      Итак, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

      С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

        Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

        Совместная работа семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями алгоритм совместной физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть представлен следующим образом:

  1. Анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;
  2. Посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы и определения с учетом этого путей и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном учреждении;
  3. Совместно со специалистами детской поликлиники изучение состояния здоровья детей, анализ заболеваний за предыдущий период времени;
  4. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  5. Создание в дошкольном образовательном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон различных видов физической активности, использование закаливающих процедур, разнообразных массажей, фито-, витамино-, водотерапии и т.п.);
  6. Участие медицинских работников, воспитателей и родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
  7. Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного, сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т.д.;
  8. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (разнообразные виды закаливания, массаж, ЛФК и т.д.);
  9. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, и обучение их отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.);
  10. Создание семейных клубов по интересам: «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.п.;
  11. Организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото-, видеоконкурсов на лучший спортивный уголок в семье, интересных спортивных и подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, конкурсов, выставок работ и т.п.);
  12. Освещение передового опыта семейного воспитания по физкультурно-оздоровительной работе на родительских собраниях, создание стенгазет для родителей и т.д.).

Наш детский сад в течение нескольких лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад – семья.

  Для привлечения родителей к активному участию в оздоровительном образовательном процессе нами разработаны серии мероприятий и применяются следующие методы и формы взаимодействия:

  1. Беседы – это метод получения и корректировки информации на основе общения;
  2. Анкетирование – метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы, метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей;
  3. День открытых дверей – родители знакомятся со службами ДОУ; его программами, наблюдают специально организованные занятия с детьми;
  4. Консультации – оказание помощи родителям через консультации;
  5. Родительские собрания;
  6. Стенды – наглядная форма предъявления информации;
  7. Памятки – структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье;
  8. Записки – письменные сообщения, выраженные в краткой, лаконичной форме;
  9. Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в участии в мероприятиях, за сотрудничество в воспитании и обучении детей;
  10. Почтовый ящик – складываются вопросы, предложения, советы от родителей;
  11. Выставки – собрание предметов (рисунков, фотографий, работ), расположенных для обозрения детей и взрослых;
  12. Совместные праздники и развлечения;
  13. Организация совместной деятельности (покраска, озеленение участков и т.д.);
  14. Папки-передвижки;
  15. Лектории с привлечением специалистов и др.

        В процессе работы мы учитываем актуальные потребности родителей, способствуем формированию активной родительской позиции.

         Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Совместная деятельность сближает родителей и детей,  учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

        Итогом работы явилась положительная динамика состояния здоровья дошкольников, повысилась педагогическая культура родителей, родители более активно принимают участие в жизни детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога - психолога МБУ № 27 "Лесовичок" по повышению уровня мотивационной направленности на совместную деятельность участников воспитательно - образовательного процесса Учреждения

Уважаемы коллеги представляю Вашему вниманию презентацию работы по повышению уровня мотивации на совместную деятельность у всех участников воспитательно - образовательного процесса УчрежденияПЛА...

«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».

«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Методическая разработка по теме: «Реализация этапов работы, направленных на здоровьесбережение всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-родители-педагоги), через эмоционально-двигательный контакт»

Активизация эмоционально-двигательной активности всех участников воспиательно-образовательного процесса с целью здоровьесбережения и установления партнёрских взаимоотношений....

Методики активного социально - психологического обучения участников воспитательно-образовательного процесса, используемые в работе педагога-психолога ДОУ

Использование различных методик  активного социально-психологического обученияв работе педагога-психолога ДОУ позволяет успешно решать возникающие в образовательном процессе проблемы; а также ста...