Методики активного социально - психологического обучения участников воспитательно-образовательного процесса, используемые в работе педагога-психолога ДОУ
статья по психологии

Использование различных методик  активного социально-психологического обученияв работе педагога-психолога ДОУ позволяет успешно решать возникающие в образовательном процессе проблемы; а также ставить новые задачи и искать пути их осуществления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методики активного социально - психологического обучения участников воспитательно-образовательного процесса, используемые в работе

педагога-психолога ДОУ.

         В своей работе я  активно использую следующие методики активного социально-психологического обучения:

  1. Социально-психологический тренинг (основная цель: овладение социально-психологическими знаниями в активной форме. Специфика: осознание в процессе работы группы особенностей поведения каждого участника, развитие умении        и навыков делового общения, сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия. Структура: 1 этап: психогимнастические упражнения (для создания обстановки доверия). 2 этап: упражнение, развивающее те качества, которым посвящено занятие и связанные с приобретением знаний, формируемых умений и навыков, перцептивных способностей человека, развитием установок, определяющих поведение в общении, коррекцией и развитием системы отношений личности. 3 этап (заключительный): обсуждение (групповая рефлексия), обмен оптимистическими мнениями, пожеланиями. Тренинги мной проводятся регулярно раз в квартал, а также чаще (если есть запрос).
  2. Методика «интеллектуальная разминка» (цель: приведение педагогов в активное «стартовое» состояние за счет актуализации имеющихся знаний, обмена мнениями  и выработка общей позиции. Идет в быстром темпе экспресс-опроса). Эту методику я часто использую как вводную часть на педагогическом часе.
  3. Сократический метод (сократическая беседа). Организационная форма совместной творческой деятельности. Проведение: я задаю вопрос. Говорят участники. Вопросы задаются в определенной логической последовательности. Для осуществления метода я прошу своих коллег предварительно подготовиться.
  4. Профессиональная консультация (цель: дополнительная помощь педагогам, родителям в постижении секретов профессионального мастерства). Использую часто, особенно в профилактике эмоционального выгорания, и с родителями детей "группы риска".
  5. «Круглый стол» (один из эффективных методов): одновременно приглашаются несколько специалистов. Выдвигается интересная проблема , формируются вопросы для обсуждения. Иногда с помощью этой методики проводим педагогические часы.
  6. Психогимнастическое упражнение. (Цель: изменение состояния группы как целого; изменение состояния какого-то 1-2 участников). В основном это идет индивидуальная работа (по моему наблюдению).
  7. Дискуссии (участники должны ясно представлять себе предмет, общие рамки дискуссии и порядок её проведения. Обязательно нужна благоприятная, психологическая комфортная обстановка.). Обычно провожу в музыкальном зале в период тихого часа (разбивая коллектив по группам).
  8. Метод «мозгового штурма» (способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений. Этапы: 1. Формулирование проблемы, которую нужно решить. 2. Разминка. 3. «Мозговая атака», «штурм» поставленной проблемы. Уточняется задача, напоминаются правила. 4. Оценка. 5. Сообщение о результатах). Очень часто мной используемый метод, чтоб "встряхнуть" педагогов.
  9. Ролевая игра (может быть разной по времени. Развитие способности самопонимания и осознания своих чувств, понимания других людей, группового решения проблемы). Особенно эффективно использую при решении конфликтов между коллегами.
  10. Деловая игра (средство развития творческого и профессионального мышления, формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов).
  11. Коррекционно-развивающие занятия (создать доверительные отношения между детьми в группе, развить коммуникативные навыки, развить познавательные процессы, мелкую моторику). Занятия проводятся мной согласно годовому плану.
  12. Семинар-практикум (этот метод требует подготовки. Цель: обеспечение возможности практического использования теоретических знаний). Здесь я использую интерактивные методы всегда, чтоб сильнее привлечь внимание коллег.
  13. Лекции. Стараюсь во время лекций включать метод "вопрос-ответ", чтоб педагоги были внимательнее.
  14. Беседы.  Провожу каждый день. Иногда сама бываю инициатором, иногда  педагоги.
  15. Анкетирование.  Очень удобный метод, так как педагоги могут заполнить анкеты в любое время и сдать мне.

        Все эти методики позволяют мне успешно решать возникающие в образовательном процессе проблемы; а также ставить новые задачи и искать пути их осуществления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"

Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Опираясь на принцип постоянного наращивания трудностей и особенности психического развития детей дошкольного возраста, в коррекционной работе с дошкольниками, я использую игры с логическими блоками Дь...

«Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения»

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеч...

Формирование у дошкольников готовности к обучению в школе средствами игры (из опыта работы педагога-психолога).

Как отмечал А.И. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. ...

Цифры и коды, используемые в работе педагога-психолога

Материал с цифрами и кодами, представленный в таблице - в помощь педагогу-психологу...

Альбом (перечень) методик психодиагностического исследования для детей дошкольного возраста, используемых в работе педагогом-психологом ГБДОУ

Данный перечень методик психодиагностического исследования, используемых в работе с детьми дошкольного возраста поможет начинающим и практикующим педагогам-психологам систематизировать свою работу по ...