«Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения»
материал

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_2017.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Городской психолго-педагогический центр Департамента образования города Москвы

Территориальное отделение «Переделкино»

Выступление на методическом объединении воспитателей

Тема:

«Игровая деятельность как вид активного

социально-психологического обучения»

Воспитатель старшей группы:

Парамонова Татьяна Геннадьевна

05.04.2017 г.

г. Москва

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. На протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос.

Теоретические подходы к объяснению феномена игры.

На современном этапе исследования феномена игры можно говорить о различных научных теориях игры: теория избытка сил, инстинктивности; отдыха в игре; удовольствия, реализации врожденных влечений; духовного развития в игре; взаимосвязи игры с искусством и эстетической культурой; связи игры и труда; рекапитуляции и антиципации и так далее.

Для рассмотрения проблем организации детской игры следует обратиться к соответствующим научным подходам:

  • процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А. Валлон, П. Ф.Каптерев и др.);
  • деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К. Д.Ушинский, А. Н.Леонтьев и др.);
  • технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П. И.Пидкасистый, Ж. С.Хайдаров идр.).

Структура игры как процесса:

Структура игры как деятельности:

1. Роли, взятые на себя играющими.

2. Игровые действия как способ реализации этих ролей.

3. Игровое употребление предметов, замещение реальных вещей игровыми - условными.

4. Реальные отношения между играющими.

5. Сюжет, содержание - область действительности условно воспроизводимой в игре.

1. Мотивация, которая обеспечивается добровольностью участия в игровой деятельности, возможностью выбора, состязательностью, удовлетворением потребностей и самореализацией.

2. Целеполагание.

3. Планирование.

4. Реализация цели.

5. Анализ результатов, в которых личность реализуется как субъект деятельности.

Игра и пример - древнейшие средства передачи опыта от поколения к поколению. Игра начала функционировать в этом качестве задолго до появления школ. Человеческая игра формировалась как естественное средство передачи опыта и развития. По мнению Д.И. Узнадзе, «серьезная деятельность опирается на силы, развитые в условиях игры».

Реализация игровых приемов происходит по основным направлениям.  Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется в качестве ее средства.  В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического материала связывается с игровым результатом.

Педагогические игры классифицируются:

  • по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;
  • релаксационные игры-паузы.

  • по виду деятельности -  физические, интеллектуальные, психологические, социальные;
  • по характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие, творческие, коммуникативные;
  • по игровой среде – игры с предметами, без предметов, настольные, компьютерные, телекоммуникационные и др.;
  • по форме – деловая игра, праздники, эстафеты, конкурсы, обряды и т. д.
  • по игровой методике – предметные, деловые, ролевые, сюжетные, имитационные, тренинговые;
  • по содержанию – предметные, спортивные, технические, музыкальные и др.

Игры расширяют кругозор, познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. Игры воспитывают самостоятельность, волю, формируют определенные подходы и нравственные позиции. Игры развивают внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. С их помощью вырабатываются  умения находить оптимальные решения, с их помощью создается ситуация успеха, которая необходима в преподавании любого предмета. В игры можно играть индивидуально или в небольшой группе.

Данная технология способствует повышению интереса и мотивации к различным видам учебной деятельности и познавательной активности, поэтому игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы и метод обучения.

Таким образом, игра - вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему- либо, а как качество личности.

Таким образом, игра определяет формирование и развитие новых качеств личности. Именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие всех познавательных процессов.

Немало общих признаков имеют игра и учебная деятельность:

  • в процессе игры и учебы осваивается опыт, накопленный предыдущими поколениями;
  • в игре и учебе действуют сходные механизмы этого освоения опыта (например, преодоление искусственных препятствий).

В результате такого анализа определений игры мы можем вывести определение учебной игры, если перед педагогом стоят задачи развития ученика как субъекта учебной деятельности, ориентации его на непрерывное образование, создание в игре мотивов осознанного учения.

Учебное задание и дидактическая игра – это средство организации учебных действий. Их основное назначение – создание трудной (иногда проблемной) ситуации, сооружение «полосы препятствий». Шаги ребенка, через эти препятствия и составляют процесс учения. Важно, что ученик, выполняющий учебное задание или участвующий в дидактической игре, всегда решает определенную задачу. Задача – это часть цели, данная в определенных условиях деятельности.

Влияние игры на общее психическое развитие ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане, постепенно переходит к мышлению в плане представлений. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Способы методического сопровождения игровой деятельности детей.

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

  • осознание собственного роста, продвижения в познании мира;
  • радость овладения более совершенными способами деятельности;
  • удовольствие от процесса познавательной деятельности;
  • чувство собственного достоинства;
  • гордость за успех товарища.

Процесс включения в игру может разворачиваться по различных схемам в зависимости от той позиции, которую занимает тот или иной участник по отношению к игре в целом. Развитие готовности к игре предполагает:

¨ развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее участника, приз);

¨ развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем, как, сколько взаимодействовать);

¨ предварительный поиск способов выполнения игровой задачи и прогнозирование своих возможностей их осуществить;

¨ формирование и принятие решения о вступлении в игру. Все это необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе.

К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическая проблематика-воспитание активной личности

В статье изложена проблема активности-пассивности дошкольника. Указаны направления, формы и методы работы с педагогами по проблеме формирования социальной активности дошкольников в театрализованных иг...

занятие по формированию социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня к обучению в школе "Какой я?"

Цель занятия: расширение представления ребенка о себе, обучение видению своих достонств, развитие дружеских чувств к участникам группы...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

«Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка раннего возраста»

Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности....

Консультативно-практическое занятие "Организация совместной деятельности детей с разными социально-психологическими статусами и положениями в группе"

Благополучные взаимоотношения в группе - необходимое условие успешного взаимодействия детей, в том числе и в их совместной деятельности, а нарушения в этой сфере могут негативно сказаться на психическ...

Методики активного социально - психологического обучения участников воспитательно-образовательного процесса, используемые в работе педагога-психолога ДОУ

Использование различных методик  активного социально-психологического обученияв работе педагога-психолога ДОУ позволяет успешно решать возникающие в образовательном процессе проблемы; а также ста...