Социально-психологическая проблематика-воспитание активной личности
статья по теме

В статье изложена проблема активности-пассивности дошкольника. Указаны направления, формы и методы работы с педагогами по проблеме формирования социальной активности дошкольников в театрализованных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологическая проблематика-воспитание активной личности.

Пассивность в поведении детей дошкольного возраста явление не характерное, так как идет интенсивный темп их развития. Но исследователи отмечают, что такое поведение детей регистрируется достаточно часто и является сложным феноменом. В этой связи актуальность приобретает социально-психологическая проблематика: воспитание социально-активной личности. Поэтому отмечается необходимость в организации деятельности педагогов по решению данной проблемы, в их обучении.

Формирование социально-активной личности возможно в ведущей деятельности. Ведущей деятельностью, по мнению ряда ученых, является такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психологических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра -  естественная форма проявления разных видов активности ребенка (психической, физической, социальной). Самый короткий путь эмоциональной раскрепощенности ребенка, снятия «зажатости», обучение чувствованию и художественному воображению – это, по мнению Л.В. Выготского, путь через игру, фантазирование, сочинительство. Являясь наибольшим видом детского творчества, по мнению ученого, именно драматизация «основанная на действии, совершаемыми самим ребенком, наиболее близко действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». Важное значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеют данные исследований о роли воображаемой ситуации в преодолении барьеров (преодоление сложившихся комплексов и стереотипов). Стойкие барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. В условиях «мнимой» ситуации ребенку легче принять на себя роль другого. Театрализованные игры наиболее содержательный вид детской деятельности, где ребенок, принимая на себя роль, может активно упражняться в речевой, эмоциональной и двигательной активности.

    Отечественные и зарубежные педагоги, психологи, драматурги указывают на то, что театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка с помощью сочетания нескольких видов искусств – музыки, танца, живописи, литературы и актерской игры. По мнению Ж.Пиаже, для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоравливающая деятельность, которой они могут заняться.

    В связи с данными выводами, в общем, понятно, в каком направлении необходимо работать с детьми дошкольного возраста, но часто бывает не возможно достичь желаемых результатов из-за неопытности, отсутствия знаний и может быть даже «зажатости» самих педагогов. Безусловно, что уровень социальной активности у детей зависит не только от профессиональной компетентности педагогов, но и от уровня их социальной активности. Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия – это путь к достижению цели.

    Старшему воспитателю дошкольного образовательного учреждения (возможно совместно с психологом), в чьи обязанности входит повышение активности и инициативы воспитателей, разработка предложений по повышению эффективности образовательного процесса, разработка методов прогнозирования и планирования вполне под силу решить данную проблему. Педагогов необходимо научить изучать психологические особенности поведения активных и пассивных детей в театрализованных играх. С этой целью даются рекомендации по использованию тех или иных методов диагностики, например, как используются пиктограммы ситуаций, в которых представляются разные виды детской деятельности, где пластилиновые человечки находятся в активных и пассивных позициях в игровой, свободной и театрализованной деятельности или как проводить рисуночный тест, наблюдения, хронометраж активности действий дошкольника и т.д.

    Имеет смысл разработать систему мероприятий по формированию социальной активности у дошкольников в театрализованных играх совместно с педагогическим коллективом, так как пути решения задач станут для педагогов наиболее понятными. Также необходимо, чтобы педагоги усвоили, при каких условиях возможно решение поставленных задач:

     -  в группах детского сада будет организована развивающая театрализованная среда;

     - дети накопят опыт и повысят навыки театрализованной деятельности в постоянно используемых в педагогическом процессе ДОУ театрализованных играх.

    Повышение уровня активности и образованности педагогов по данной проблеме возможно при использовании эффективных форм и методов, направленных на повышение их квалификации. Но необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Педагогам необходимо знать, каким образом достичь поставленной цели, что и как делать для достижения желаемых результатов. Старшему воспитателю детского сада для начала будет целесообразно составить план работы с педагогами, который возможно будет включать два этапа: теоретический и практический. Целью теоретического этапа может стать ознакомление педагогов с актуальностью проблемы, получение педагогами знаний о влиянии развития психофизических способностей ребенка (мимики, пантомимики), психических процессов, творческих способностей на формирование социальной активности ребенка; разработка методических рекомендации для работы с детьми. Содержание работы на данном этапе могут составлять консультации, беседы, ознакомление педагогов с психолого-педагогической литературой по интересующим вопросам, семинары. Цель практического этапа: познакомить педагогов со средствами эмоциональной выразительности, со способами их выражения; дать педагогам знания и умения по ведению театральных занятий, возможность почувствовать эффект от умения раскрепощаться. Содержание работы на втором этапе могут составлять практические занятия: «Жесты как важное средство выразительности», - «Восточная гимнастика для детей», «Танец пяти движений», «Этюды на выражение основных эмоций», семинар-практикум, а также цикл занятий направленных на развитие эмоциональной выразительности, вербальной активности участников, на их объединение, раскрепощение и взаимопонимание.

      В формировании социально-активной личности, по мнению многих исследователей очень важен креативный принцип, т.е., максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Игры необходимо базировать на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1)   снятие, по возможности всех стрессообразующих факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3)   развитие реальных мотивов: игра и обучение не должны быть из-под палки; внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние мотивы должны  обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится …»).

      Можно использовать большое количество игр и упражнений на разных занятиях и ежедневно включать их во все формы организации педагогического процесса. Главное, научить педагогов в игре видеть ребенка, понимать, что у него получается, в чем проблемы и как их решать.

      Помочь педагогам составить план работы с детьми - задача старшего воспитателя. Если воспитатель начнет действовать самым навязчивым образом, не продумает с чего начать работу, можно получить только отрицательный результат. Вероятно, лучше будет разделить работу на три этапа. На первом этапе вызвать у детей интерес к театрализованным играм. На втором повысить интерес к театрализованной деятельности, развить эмпатию, чувство единения, коммуникативные навыки, воображение, развить выразительность движений и речи в театрализованных играх. На третьем этапе развивать эмоциональную выразительность (мимика, пантомимика, жесты), развивать творчество и инициативу, формировать активную позицию (желание брать на себя роль), актерские способности (умение действовать в предлагаемых обстоятельствах).

      Какой «инструмент» можно вложить в руки педагога для активизации его деятельности? Знания, умения, навыки? Да, но главное – желание работать, как над развитием ребенка, так и над своим собственным развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

«Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения»

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеч...

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...

Методики исследования социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста.

Предлагаемые способы и содержание диагностики социального развития определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То ...

Методики активного социально - психологического обучения участников воспитательно-образовательного процесса, используемые в работе педагога-психолога ДОУ

Использование различных методик  активного социально-психологического обученияв работе педагога-психолога ДОУ позволяет успешно решать возникающие в образовательном процессе проблемы; а также ста...