Сказка как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике

Пчелинцева Ирина Александровна

Обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_obucheniya_pereskazu_doshkolnikov.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство обучения пересказу дошкольников

с общим недоразвитием речи.

Развитие речи у дошкольников играет важную роль в умственном развитии ребенка. В дошкольном возрасте происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети дошкольного возраста нуждаются в логопедических занятиях, что говорит о необходимости и актуальности развития данной темы.

Обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, способствует освоению родного языка, расширению возможностей более полно и точно развертывать высказывание, логически обосновывать собственную мысль. Сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений формирует умение строить связное монологическое высказывание, знакомит детей с изобразительно – выразительными средствами художественного текста (сравнение, эпитеты, метафоры, синонимы).

Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения фонемообразования, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [1;115].

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико – грамматического недоразвития. По степени тяжести проявления дефекта выделяют 4 уровня недоразвития речи. Первые три уровня выделены и описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой [2;45].

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции. Психологический статус ребенка с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточной устойчивостью внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

Таким образом, общее недоразвитие речи – это речевое расстройство при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к ее звуковой  и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение, пересказ.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформировано недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной.

В отечественной логопедии проблемой обучения связной речи дошкольника занимались такие авторы: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева.

Благодаря многолетним исследованиям Т.А. Ткаченко утверждает, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Так при подборе соответствующего речевого материала и разнообразного наглядного оформления, облегчается процесс становления связной речи[3]. Особое место в развитии связной речи детей относят использованию русских народных и волшебных сказок.

Русские народные сказки раскрывают пред детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. По мнению Е.А. Флериной, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Таким образом, роль сказки в обучении детей связной речи очень высока. В пересказе сказок, дети учатся излагать свои мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений.

Сказка оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей, обогащает речь детей эмоциональной и поэтической лексикой, помогает излагать свое отношение к прослушанному. Будучи отражением души народа, сказка становится проводником его культуры в сердце ребенка. Дети познакомившись со сказками, смогут не только узнать о культуре, нравственных ценностях, обычаях, природе, но, что очень важно, лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить ее своеобразие и неповторимость.

Литература

1. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова– М.: 1996.-234с.

2. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1976. – 224 с.

3. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент, 1998. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Обучение пересказу детей с недоразвитием речи"

Педагогический опыт может быть полезен педагогам и логопедам....

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».

Обучение дошкольников рассказыванию по картинке является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и приро...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...

Методические разработки занятий по обучению детей с общим недоразвитием речи пересказу текста.

В данной методической разработке представлены методы и приёмы, которые можно использовать для организации коррекционной работы с детьми с ОНР....

"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...