РЕБЕНОК С АУТИЗМОМ. КАК ВОСПИТАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОТЗЫВЧИВОСТЬ?
статья по коррекционной педагогике

В последнее время много говорят о детях, с которыми трудно заниматься.  Они не слушают педагога, прячутся под стол или кричат. Родителям трудно уговорить такого ребенка выйти из дома, поесть вместе со всеми. Люди на улице считают, что он плохо воспитан. Другие дети стараются держаться от такого ребенка подальше. Ни сам такой ребенок, ни его семья не могут самостоятельно справиться с его поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_reb_s_autizmom.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК С АУТИЗМОМ. КАК ВОСПИТАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОТЗЫВЧИВОСТЬ?

В последнее время много говорят о детях, с которыми трудно заниматься.  Они не слушают педагога, прячутся под стол или кричат. Родителям трудно уговорить такого ребенка выйти из дома, поесть вместе со всеми. Люди на улице считают, что он плохо воспитан. Другие дети стараются держаться от такого ребенка подальше. Ни сам такой ребенок, ни его семья не могут самостоятельно справиться с его поведением.

Постараемся рассказать о той индивидуальной работе, которая, на наш взгляд, будет способствовать его дальнейшему интеллектуальному развитию, как организовать, сформировать его поведение.

На наш взгляд, формирование поведения  аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, разрешению поведенческих проблем, освоению им навыков социального взаимодействия.

Для него важны доброжелательность и симпатия, которые позволяют довериться и привязаться к своему педагогу. Он очень нуждается в эмоциональном контакте, об отсутствии у него потребности в общении не подтверждает ни один реально работающий с таким ребенком практический психолог. Известно, что сложившиеся отношения с педагогом являются для таких детей мощным стимулом в эмоциональном развитии.

По содержанию занятие на первых порах может быть продолжением игры, так как, усадив ребенка за стол, мы не вправе рассчитывать на его произвольное сосредоточение. Поэтому, сначала мы предлагаем ему какие-либо заведомо приятные виды занятий: выкладывание мозаики и пазлов; кубики, которые можно сгруппировать по цвету; фломастеры, которыми можно рисовать дорожки, лужи, просто закрашивать определенную плоскость; любимый конструктор и т.п.

Требования к организованности, произвольному сосредоточению ребенка пока могут совсем не предъявляться, так как в первую очередь мы преследуем следующие цели:

- сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям. Если  мы сразу же начнем требовать организованных произвольных действий, то, скорее всего (как это часто и бывает), сформируем стойкий негативизм в отношении занятий;

- постепенно закрепить определенную последовательность действий по подготовке к занятию (достать необходимые материалы, разложить их определенным образом) и действий, связанных с завершением занятия (например, просушить работу, помыть кисточку и т.п.);

- занятие может продолжаться несколько минут, причем в конце педагог обязательно говорит о том, что ребенок хорошо позанимался, выполнил задание, что он вел себя как хороший, умный ребенок.

Мы не случайно так подробно останавливаемся на самой форме занятия, на оформлении поведения ребенка. Эти, простые, на первый взгляд, меры приобретают   в случае раннего детского аутизма особое значение: освоение навыков поведения на занятии дается такому ребенку иногда труднее, чем собственно учебные навыки.

Для дальнейшего развития взаимодействия с ребенком уже в русле учебного стереотипа, мы специально комментируем его действия, придавая им определенный смысл. Например, если ребенок смял бумагу, то это «лужи» или «тучи», и рядом могут быть чьи-то «мокрые следы» или «дождик»; если он нарезал бумагу на мелкие кусочки, то мы приговариваем, что это будут «листочки на дереве, которое мы нарисуем» или «салют».

В самом комментарии, как видим, заложена возможность совместного развития этой деятельности.

Если ребенок принимает тот смысл, который мы придаем его действиям, то наши с ним занятия будут должным образом развиваться, мы сможем вносить необходимые дополнения, и наше взаимодействие с ребенком будет проходить по задуманному сюжету. Например, мы будем строить дом из готовых геометрических форм «такой же, как дача», на которой ребенок провел все лето. Сделаем грядки, посадим на них овощи (тоже из готовых форм). Постепенно можно добавлять детали: собаку, колодец и т.д.

Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания.

На начальной стадии формирования стереотипа учебного поведения не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Не стоит разбрасываться, всякий раз предлагая ребенку что-то новое и убеждаясь, что его внимание на новой деятельности удерживается очень недолго. Напротив, если ребенку понравилось какое-то занятие, если он принял ваш комментарий, то на последующих занятиях надо опять начинать «от печки», с привычного занятия, внося в него разнообразие за счет новых деталей.

Мы не можем не учитывать особенностей эмоционального и личностного развития аутичных детей, иначе наша помощь не будет по-настоящему эффективной и дети не смогут применить в самостоятельной жизни полученные знания и навыки.

Говорят, что аутичный ребенок уходит в свой «внутренний мир», но этот мир, по нашему опыту, часто очень незрел и беден переживаниями. Душевный опыт ребенка фрагментарен и плохо организован. Это выражается в нарушении развития целостной картины мира, представлений о себе, в сохранении детской наивности  в старшем возрасте.

Требуется обычная терпеливая работа по введению ребенка в мир, это совместное осмысление. Оформление его собственных переживаний.

Когда говорят о помощи в эмоциональном развитии детей с аутизмом, часто имеют в виду их обучение распознаванию выражений основных эмоций (преимущественно по картинкам, представляющим типичные выражения лица и позы). Что, по нашему опыту, не очень помогает. Отработать подобные задания с аутичным ребенком можно, но он вряд ли будет использовать полученные навыки в жизни. Дело в том, что ему трудно будет найти в себе адекватный эмоциональный отклик происходящему, так как им не осмыслен, не дифференцирован, то есть, не прожит «по-настоящему» опыт в самых простых областях жизни

Восприятие окружающего как бы не сфокусировано; может выясниться, что ребенку трудно представить свой двор и даже свой дом, свою комнату, дорогу домой. Он может затрудниться  определить, что любит есть, но при этом показать осведомленность в, казалось бы, гораздо более сложных областях, например, знать все о динозаврах. Его опыт часто плохо упорядочен во времени, ему трудно выделить какие-то развернутые сюжеты из своей жизни, важные или интересные события прошлого, мечты о будущем.

Воспоминания существуют, они могут быть чрезвычайно яркими, но обрывочными, и понять их, связать с конкретной, имевшей место ситуацией часто могут только самые близкие ребенку люди. Именно неупорядоченность, недифференцированность его внутреннего эмоционального опыта больше всего задерживает развитие общения с другими, сопереживания, мешает  взрослому установить с ребенком прочную эмоциональную связь. Без специальной помощи по развитию внутренней эмоциональной жизни, организации опыта  приобретенные знания и умения не используются ребенком самостоятельно в реальной жизни.

Обычно он с большой благодарностью принимает такую помощь. Работа начинается с совместного воспоминания о приятных для всех детей моментах – жизни на даче, поездке на поезде и т.п. При этом можно использовать заранее приготовленные вырезанные из бумаги  изображения домов, деревьев, машин, домашние фотографии, рисунки, которые наклеиваются на лист ватмана.

Так яркие и важные для ребенка впечатления постепенно «разворачиваются». При этом, например, можно, расспрашивая  ребенка о все новых подробностях воссоздаваемой ситуации, постепенно добавлять на лист бумаги новые детали. Таким образом, складываются истории о жизни ребенка. Такие занятия любят все дети, а подключение к ним других детей, которые делятся опытом своих эмоциональных переживаний, лишь повышает их эффективность.

На каждом занятии акцент должен делаться не на усвоении новой, а на осмыслении уже существующей у ребенка информации, ее конкретизации, детализации, эмоциональной окраске.

Также необходимо подчеркнуть, что у детей затрудняется развитие представлений о существовании внутреннего мира других людей, о том, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности.

В этой связи очень важным, на наш взгляд, является совместное чтение и обсуждение специально подобранных художественных текстов, обсуждение реальных ситуаций, событий из жизни группы, которые потом можно воплотить в бумаге.

Мы много раз наблюдали, как в ходе таких занятий аутичный ребенок постепенно открывает для себя не только свой внутренний мир, но и внутренний мир других людей, поэтому становится более контактным, развивается его эмоциональная отзывчивость, доверие людям.

Виды заданий:

- Аппликация на основе картинок из детских журналов.

Вырезается любая картинка из журнала (дом, дерево, машина, знакомый персонаж), которая становится центром композиции. Затем вокруг этого центра вырезаются из цветной бумаги и приклеиваются другие изображения. В результате получается законченная картина с интересным сюжетом.

слайд

- Аппликация из различных видов бумаги (цветная, гофрированная, бархатная т.п.)  

Можно делать различные композиции, приклеивать маленькие кусочки внутри контура, вводить элементы, состоящие из нескольких деталей (дом – стена с крышей; машина – кузов и колеса и т.п.)

слайд

- Создание композиций из нескольких одинаковых готовых фигур (бусы, поезд, ёлочка).

- Освоение пространства листа, работа с композицией аппликации.

Вводим понятия «верх», «низ», «право». «лево». Изображение должно заполнить весь лист. Учим учитывать соотношение величин изображений.

Мы должны помнить об условиях, которые необходимо выполнять, чтобы занятия были результативными:

- необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия;

- следует ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка, пытаясь обыграть, придать эмоциональный смысл тому, что мы делаем;

- используется такой понятный прием, как правильно выбранное положительное подкрепление: «честно заработанная» конфетка, печенье или просто эмоциональное поощрение педагога. Из этого набора мы выбираем наиболее значимое для ребенка.

Естественно, что мы учитываем состояние ребенка и никогда не дадим ему ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен; также, как и не работаем с пластилином и красками, не даем ребенку кисточку с клеем, если ребенок «все тянет в рот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать у ребенка с аутизмом активную речь

Помочь ребенку овладеть активной речью - значит помочь ему как можно чаще взаимодействовать с членами семьи и окружающими. Предложенные шаги помогут педагогам и родителям решить возникшие проблемы фор...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

"Аутизм - что это за болезнь. Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом."

           Аутизм - что это за болезнь?            Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок бо...

Как воспитать эмоционально устойчивую личность

Жители современных, никогда не спящих мегаполисов находятся в стрессовом состоянии очень часто и так же часто сталкиваются с проявлениями агрессии. Негативные эмоции сопровождают нас повсюду. Мы злимс...