Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Фомичева Светлана Александровна

        Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_strahov.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 2001 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «УЛЫБКА»

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного  возраста с задержкой психического развития»"

Воспитатель

 Фомичева С.А.

Москва,2020

Пояснительная записка.

        Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

В жизни ребенка с задержкой психического развития роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение, и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников.

Проблема детских страхов у детей с задержкой психического развития обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.  Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье .

Цель программы :  преодоление путём психолого-педагогического воздействия  страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. Усилить «Я ребенка!».
  2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5 – 7 лет с ЗПР.
  3. Обучение детей дошкольного возраста с ЗПР  игровому проигрыванию своих переживаний через рисование.
  4. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  5. Повысить уверенность в себе.
  6. Формирование коммуникативных навыков, контроля своего поведения.

 Метод работы - терапия рисованием.

 Основная форма работы - рисование, беседа, игровые упражнения, консультации для педагогов и родителей.

Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители).

Форма работы: анкетирование и индивидуальное консультирование.

 Работа с детьми (подгрупповые занятия, по 5 - 6 человек в группе).

Продолжительность занятий:  30 минут 1 раз в 2 недели в течение 1 года.

Программа коррекция рисованием состоит из трех этапов:

Критерии эффективности программы:

● повышение уверенности в себе;

● снижение количества страхов;

● снижение тревожности;

● улучшение взаимоотношений родитель – ребенок.

Программа состоит из 4 этапов:

  1. Диагностический этап. Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей, выявление страхов.

  1. Информационный этап. Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

  1. Практический этап.

  1. Контрольный этап. Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Примерное тематическое планирование

Цель, задачи

Задания

Сентябрь ( Диагностический этап)

  1. Тест “Страхи в домиках” А.И. Захарова, М.А. Панфилова
  2. Тест тревожности авторов: Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.
  3. «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаустаса, В.К. Лосевой;

Октябрь

- Знакомство с частниками группы,

- установление контакта с психологом и другими детьми,

-  определение целей встреч,

- обговаривание правил поведения на занятии,

- формировать навыки выражения эмоционального настроения,

-развитие коммуникативных навыков.

- « Приветствие»

- « Рисуем музыку». Муз. В. Шаинского «Неразлучные друзья».

- « Мое любимое животное»

- « Злые и добрые кошки»

- « Прятки»

- релаксация

- рефлексия

Ноябрь

- Содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих,                         - учить справляться со страхами через рисунки.              - развитие коллективного творчества,                         - двигательной активности,                                            - доброжелательного отношения друг к другу,              - снятие мышечного напряжения,                                - обеспечить пути поиска преодоления страха;         - способствовать развитию эмпатии,                           - умению сопереживать другим.                                    - учить справляться со страхами через рисунки.

-  «Приветствие»

- « Кого или чего я боюсь»

- « Росточек под солнцем»

- «Дружба начинается с улыбки»

- « Мой страх»

- « Мои сны»

- « Узнай по голосу»

- « Комплименты»

- « Снежный ком»

- « Поделись Улыбкою своей»

- рефлексия

- релаксация

Декабрь

- Выработка уверенности в себе,                                 - интереса к занятию,                                                       - сплочение коллектива,                                                                       - умение выполнять упражнения под действием своих эмоций и музыки,                                                  - выработка уверенности в себе,                                                -  снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.                                         - учить справляться со страхами через рисунки.

- «Приветствие»

- « Кого испугался Крошка Енот»

- « Росточек»

- « Смелые ребята»

- « Что мне снится страшное или чего я боюсь днем»

- «Подари мне комплемент»

- «Расскажи свой страх»

- « Нарисуй свой страх»

- рефлексия

- релаксация

Январь

- Снятие психофизиологического напряжения

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения распознавать чувства другого;

-снятие психомышечного напряжения.                                           - развитие внимания к самому себе, внутреннему состоянию,                                                                                   - создать благоприятные условия для устранения страха,                                                                             - способствовать развитию эмпатии.                                             - снятие психоэмоционального напряжения

- « Приветствие»

- « Превращения»

- « Связующая нить»

- « Превращение кляксы»

- « Прятки»

- « У страха глаза велики»

- « Снежный ком»

- « Комплименты»

- рефлексия

- релаксаци

Февраль

Снятие психофизиологического напряжения.

-  содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих,                                        -  учить справляться со своим страхом через рисунок,                                                                                        - снятие психоэмоционального напряжения                                                                                                        - снятие психомышечного напряжения.                                 - снятие страха приведений путем просмотра мультфильма и проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха,                                           - преодоление негативных переживаний,                               - символическое уничтожение страха,                       - снижение эмоционального напряжения.

- «Приветствие»

- « Не боимся паука»

- « Росточек под солнцем»

- « Муха- цокотуха»

- « Петушиные бои»

- « На что похоже мое настроение»

- « Страшное животное»

- « Веселые и страшные приведения»

-« Я сегодня повстречался с приведением»

- рефлексия

- релаксаци

Март

- Снятие психофизиологического напряжения.

-  учить справляться со страхами через рисунки.              - развитие коллективного творчества,                         - двигательной активности,                                            - доброжелательного отношения друг к другу,              - снятие мышечного напряжения,                                - обеспечить пути поиска преодоления страха;         - способствовать развитию эмпатии,                           - умению сопереживать другим.                                    - учить справляться со страхами через рисунки.

- « Приветствие»

- « Кого или чего я боюсь»

- « Росточек под солнцем»

- «Передай другому»

- « Мой страх»

- « Мои сны»

- « Узнай по голосу»

- « Комплименты»

- « Снежный ком»

- « Поделись Улыбкою своей»

- рефлексия

- релаксация

                                                                     Апрель

Снятие психофизиологического напряжения.

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения распознавать чувства другого;

-снятие психомышечного напряжения.                                           - развитие внимания к самому себе, внутреннему состоянию,                                                                                   - создать благоприятные условия для устранения страха,                                                                             - способствовать развитию эмпатии.                                             - снятие психоэмоционального напряжения

- « Приветствие»

- « Превращения»

- « Связующая нить»

- « Росточек под солнцем»

- « Прятки»

- « Возьми и передай »

- « Снежный ком»

- « Комплименты»

- рефлексия

- релаксаци

                                                                            Май

-  ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страха,                                                               - изображение себя в активной,                                             - противостоящей страху позиции,                                                      - развитие коммуникативных навыков.                                          

- « Приветствие»

- « Как я победил свой страх»

- « Снежный ком»

- « Петушиные бои»

- « Узнай по голосу»

- « Комплименты»

- рефлексия

- релаксаци

           Июнь

- восстановление впечатления предыдущего занятия,                                                                                     -  движение к позитивному изменению,                                              - закрепление навыков                                                                     - Диагностика

- « Приветствие»

- « Кем я хочу стать»

- « Мое настроение»

- « Рисуем наши впечатления»

- « Волшебный клубочек»

- рефлексия

- релаксаци

Литература

1. Антонова Е.В., Томашевская О.А. Коррекция страхов у детей ст.д/в

методами арт - педагогики. Конференция 2015

3. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. Изд.: ИП и

КП, 2009

4.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие для детей старшей группы с задержкой психического развития " За героями времен"

Физкультурное занятие посвященное 23 февраля. Направленное на воспитание патриотических чувств к Родине, с злементами самомассажа и пальчиковой гимнастики....

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

Природный материал как вспомогательное средство в сказкотерапии детей старшего возраста с задержкой психического развития.

Данная статья раскрывает широкие возможности использования природного материала в развитии речи детей, мелкой моторики, ознакомления с окружающим....

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...

Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...

«Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»

laquo;Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»...