Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гайдаренко Татьяна Владимировна

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста как метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем в поведении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.

Татьяна Гайдаренко

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем.

Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.
Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. В наши дни для детей востребована и популярна сказкотерапия. Она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы психики дошкольников. Небольшой по объему текст сказки учит правильно относиться к злу и добру. На примере персонажей ребенок определяет, к чему ведут те или иные поступки. Кроме того, сказки во все времена были интересны и понятны детям им.
Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок начинает представлять себя. Очень важным является и сюжет данных сказок. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение. Сказка становится средством развития личности, воображения, памяти.

 Цель сказкотерапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.
Задачи можно выделить следующие:

-  формирование эмоционального опыта;

- преодоление внутренних противоречий;

- получение образца поведения в различных ситуациях.

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

- Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.

- Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.

- Передача опыта. Рассказчик не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.

- Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, рассказчик предлагает не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.

- Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.

- Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Функции
Принято выделять такие функции сказкотерапии:

-  Возможность быстро наладить контакт.

-  Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.

- Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив. - Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий. - Этот текст дает возможность  получить информацию, даже если ребенок пытается что-то скрыть.
Сказки – отличный способ победы над фобиями, они помогут привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальные способности личности, преодолеть жизненные трудности.

Виды сказок

Познакомимся с классификацией сказок, предложенной Зинкевич-Евстигнеевой.

Форма сказки

Краткая характеристика

Художественная

Это традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские сказки, в сюжете которых могут присутствовать элементы других форм.

Дидактическая

Такие сказки создаются педагогами для упрощенной подачи учебного материала. Чаще всего используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Медитативная

Помогают расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение посредством накопления положительного опыта. Часто чтение сопровождается прослушиванием успокаивающей музыки или звуков природы.

Психотерапевтическая

Помогают разобраться в событиях окружающего мира, часто они очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества

Психокоррекционная

В ненавязчивой форме влияют на поведение, помогают решить проблемы агрессивного и неэффективного поведения. Такую сказку не обязательно обсуждать или обыгрывать, зачастую достаточно  ее прочесть и обдумать самостоятельно.

Методики сказкотерапии

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

- песочная терапия.

- рисование сказки.

- самостоятельное написание (сочинение) сказки.

- драматизация, инсценировка сказок.

- «мастер сказок» (предложенный Зинкевич-Евстигнеевой)

Структура занятия

При проведении занятия по сказкотерапии должны присутствовать следующие элементы:

-  Ритуал погружения, помогающий создать необходимое настроение. Это может быть прослушивание веселой мелодии, любимой ребенком.

- Знакомство с текстом. Желательно, чтобы взрослый рассказал сказку, если такой возможности нет,  допустимо выразительное чтение или прослушивание аудиозаписи с профессиональными дикторами.

- Обсуждение. Беседа  об услышанном смысле, которая позволит понять урок текста. Поможет оценить поступки персонажей, а так же выявить причинно-следственную связь.  (Поступок-последствие).

- Арт-терапевтический элемент. Рисование героев, создание сказочного мира в песочнице. Лучше всего использовать любимый ребенком вид деятельности.

-  Ритуал выхода. Закрыть глаза, сосчитать вслух до трех и покинуть сказочный мир, оказаться в реальном мире.

-  Подведение итогов. Краткое резюме того, что удалось узнать на занятии. На этом этапе очень важно избегать использования нравоучений со стороны взрослого, навязывание «правильной позиции».

Структура не является обязательной, при желании можно видоизменять ее. Подобные занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Решение конкретных проблем

Рассмотрим, примеры сказок, посредством которых можно решить ряд важнейших проблем в воспитании и развитии ребенка.

Проблема

Сказка, направленная на ее решение

Капризы в еде, отказ от полезных продуктов

Сказка от лица овощей, которые рассказывают о собственной пользе. Можно включить сюда и монолог конфеты, которая предстанет отрицательным персонажем и расскажет о вреде, который она приносит.

Неаккуратность, ребенок не видит смысла в порядке и не желает содержать свои вещи в чистоте

Сказка о стране нерях, жители которой не следят за чистотой и порядком. Это приводит к проблемам и сложностям (они не могут найти нужную вещь в решающий момент, необходимый волшебный предмет оказывается сломанным или грязным).

Ребенок агрессивен, часто без повода бьет младших детей

Сказка о медвежонке, который хотел показать всем, что он большой и сильный, обижал других зверят. В итоге никто не стал с ним дружить. Однажды он пришел на помощь зайчонку и понял, что свою силу нужно использовать во благо, помогая слабым.

Малыш не уверен в себе, робок, считается физически слабым

Поможет сказка «Дуб и травинка»: на полянке росли могучий дуб и тоненькая травинка, которую даже самый небольшой порыв ветра прижимал к земле. Дуб все время смеялся над слабой былинкой, но она росла, не обращая внимания на насмешки. Однажды прошел ураган, настолько мощный, что вырвал дуб с корнем, а травинка, хотя и пригнулась к земле, не пострадала.

Источник: https://razvivashka.online/metodiki/skazkoterapiya-dlya-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста «Путешествие в сказочный мир».

Сказкотерапия в работе с детьми по развитию психических функций. Практикум для педагогов и родителей. Как можно помочь своему ребенку, используя сказкотерапию как терапевтический метод....

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация на тему "Элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"...