Индивидуальный образовательный маошрут на ребёнка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Хуснутдинова Фарида Халиловна.

Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая работа проводится в соответствие с ПрАООП ДО детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_na_rebyonka_s_ovz.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ

На  20019/2020 учебный год.

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

Фамилия имя  ребёнка: Рома Т.

Год рождения: 03.08.2013г.

Логопедическое заключение: Системное нарушение речи .I уровень речевого развития у ребёнка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Коррекционно-развивающие занятия по ПрАООП ДО  детей  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2-о й год обучения  МАДОУ Детский сад «Снегурочка», подготовительная группа.

Обучение и воспитание осуществляют: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физкультуре. Продолжительность занятия — 30 минут. Краткая характеристика ребёнка:

     За прошедший учебный год отмечается незначительная динамика в развитии ребёнка. Педагогическое обследование выявило, что незначительно расширились представления о себе и окружающем мире. Они ограничиваются знанием членов семьи, своего имени (отзывается на своё  имя), элементарных предметов ближайшего окружения. Частично знает (выделяет) предметы по лексическим темам. Познавательные интересы и любознательность на низком уровне.

     Навыки самообслуживания сформированы частично. В общем моторном развитии отмечаются нарушения координации движений, затруднения в имитации движений взрослого, возбудимость, стереотипии; моторно неловок. Мелкая моторика развита слабо, ведущая рука при выполнении заданий – правая.

     Экспрессивная речь не сформирована, воспроизводит отдельные звуки и звукокомплексы. Обращённую речь понимает частично, выполняет отдельные короткие речевые инструкции, используя помощь педагога. Частично использует жестовую коммуникацию.

     Сенсорные процессы сформированы частично: дифференцирует предметы по цвету, величине и форме; наблюдаются искажения в передаче формы целостного образа и его частей . С помощью педагога пересчитывает игрушки в пределах 5, выкладывает их слева направо. Ориентация в пространственных и временных представлениях затруднена.

     В контакте с педагогом проявляет активность, помощь принимает. Способы деятельности: пробующие, примеривающие и хаотичные. Результат деятельности достигается только при совместных с взрослым действиях, с применением приёма «рука в руке». Мальчик стремится к постоянству окружения, общение проявляется только в контакте со знакомыми и близкими людьми. Изменения среды или деятельности для ребёнка болезненны и в поведении мальчика проявляются негативизм, капризы, упрямство. Ребёнку требуется стимуляция со стороны взрослого, которая побуждает его к активности.

     Общий эмоциональный фон ребёнка нестабилен, тревожный, легко возбудим, частая смена настроения, быстрая истощаемость., сопровождается криками. Характерно полевое поведение. Работоспособность низкая. К занятиям относится положительно. Обучаем. Для усвоения учебного материала требуется чёткий структурированный подход.

     Отмечается игра в одиночку, отсутствие интереса к другим детям. Манипуляции с предметами монотонные, бросание и верчение предметов; не умеет играть в сюжетно-ролевые игры.

№ п/п

Основные направления

логопедической работы

Виды занятий

Примечания

1.

Развитие речи

  1. Развитие

импрессивной

 стороны речи

  • Формировать  невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых.
  • Развивать понимание простых инструкций.
  • Научить ребёнка  быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета
  • Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым, со сверстником
  • Учить понимать простые действия, изображенные на картинке.

2 раза в неделю с логопедом,  воспитателями в группе, родителями - дома.

  1. Развитие

экспрессивной

стороны речи

Различение звуков окружающей среды (стук, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

  • Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха.
  • Побуждать к речевому высказыванию: учить  воспроизводить звукоподражания различных животных и бытовых предметов с использованием логопедических попевок и музыкальных логоритмических упражнений.
  • Накопление словаря по лексическим темам.
  • Работа над слоговой структурой слов.
  • Учить высказывать свои потребности в активной речи жестом, звукоподражанием, карточкой.

2 раза в неделю с логопедом,  воспитателями в группе, родителями - дома.

2.

Сенсорное развитие

  1. Развитие зрительного

восприятия и внимания

Учить выделять предмет из общего фона;

- Развивать зрительное внимание и подражание путём воспроизведения действий взрослого с использованием логоритмических упражнений, типа: «Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» .- Учить соотносить игрушку с её изображением «Покажи, где ляля», «Покажи, где паровоз»;

- Учить соотносить  парные предметы и картинки;

- Учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого «Дай, что катится», «Возьми, что не катится»;

- Учить складывать из 2-х – 3-х частей разрезную предметную картинку;

- Учить дифференцировать предметы с помощью признаков:   величина (большой, маленький), форма, цвет, рельеф;

- Учить различать основные цвета в ситуации подражания действиям взрослого «Кубик на кубик», «Дай такой же»;

- Учить находить парные предметы, расположенные в разных местах кабинета

2 раза в неделю с логопедом, родителями- дома.

  1. Развитие слухового восприятия и внимания

- Учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» - собака; «мяу» -кошка; «ко-ко-ко - курица; «пи-пи-пи» - цыпленок, игра «Кто в домике живет?» - учить различать на слух три слова с опорой на картинки;

- Учить дифференцировать звукоподражания, игра «Кто тебя позвал: кошка, собака, цыплёнок?» выбор из 2-х-3-х предметов или картинок.

3.

Развитие общей и мелкой моторики

-  Развивать операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета и различные предметы бытового назначения);

- Учить выкладывать дорожки из крупных и мелких предметов по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу («Грядки»);

-  Пальчиковые игры с речевым сопровождением по подражанию и образцу («Пальчики в лесу», «Туки – тук», «Пальчик где твой домик»), логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.

2 раза в неделю с логопедом,  воспитателями в группе, родителями - дома.

Тематический план программы

«Развитие сенсорных процессов и психомоторики детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью»

2-ой год обучения (68 часов)

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Обследование детей;

2

Развитие крупной и мелкой моторики

Развитие крупной моторики (ходьба по начерченному коридору (20 см.), по доске положенной на пол, по скамейке (высотой 30 см.), броски, ловля мяча, метание в цель).

Развитие крупной моторики. Выполнение действий и движений с помощью педагога.

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела с помощью педагога (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.).

Выполнение действий и движений по словесной инструкции педагога.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»).

Обводка ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых.

Развитие координации движений руки и глаза, показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т.п.). Пальчиковая гимнастика. Обводка по трафарету, по опорным точкам, штриховка (совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно).

Учить раскрашивать контурные изображения карандашами, фломастерами.

Учить составлять изображения путём наклеивания готовых форм.

14

1

1

1

2

1

2

2

2

2

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький).

Определение на ощупь предметов. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Работа с пластилином (раскатывание прямыми и круговыми движениями, разминание, разрывание на крупные куски и т.д.).

Игры с крупной мозаикой.

4

1

1

1

1

Кинестетическое и кинетическое развитие        

Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела.

Выразительность движений (имитация повадок зверей).

4

2

2

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Игры с различными строительными наборами («Цветные кубики» и т.п.)

Выделение формы предмета (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

Соотнесение плоскостных и объёмных фигур (игры «Где, чей домик?», «Коробка форм» и т.п.).

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»)

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета)

Определение величины большой - маленький, пользуясь приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения.

Моделирование по образцу; Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины.

Продолжать знакомство с цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, чёрный).

Знакомство с белым и чёрным цветами. Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

Конструирование объемных предметов из составных частей (2 - 3 детали)

Составление целого из частей (3 - 4 детали) на разрезном наглядном материале

18

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

2

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, «Сравни предметы». Нахождение «лишней» игрушки, картинки.

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки)

Определение изменений в предъявленном ряду. Дидактическая игра «Что изменилось».

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

5

1

1

1

1

1

Восприятие особых свойств предметов

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначение словом своих ощущений.

Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу», обозначение словом своих ощущений.

Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

4

1

1

1

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Выделение и различение звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух»

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

Различение речевых и музыкальных звуков.

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

5

2

1

1

1

Восприятие пространства

Показ на себе основных частей тела и лица.

Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на кукле, мягкой игрушке (разного размера).

Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога, правая/ левая  часть тела)

Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела.

Определение расположения предметов в помещении (справа – слева, вверху – внизу и др.).

7

1

1

2

1

1

1

Восприятие времени

Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег).

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времён года: лето и зиму.

Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации.

Узнавание, называние, имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

5

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА ...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА ...

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос напис...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с элементами аутизма

В помощь педагогу-психологу детского дошкольного учреждения при разработке индивидуального образовательного маршрута для дошкольника 4-7 лет с элементами аутизма....

Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка с ОВЗ

В материале представлен ИОМ на ребёнка с ОВЗ, цели, задачи и планирование. Материал в помощь воспитателям....

Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца.

                 Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца.         ...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с нарушением речевого развития.

В индивидуальный маршрут включена схема протокола обследования речевого развития ребёнка 5-6 лет....