Проект "На истоках сказки" в старшей группе
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пахмутова Ольга Николаевна

Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ЗПР педагоги считают метод сказкотерапии. Метод сказкотерапии включает в себя  множество приемов и форм работы, позволяющих развивать речь,  творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию двжений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.

Через восприятие сказок мы учим и воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_istokah_skazki.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №19 «Светлячок», г Волжск, РМЭ

Проект «На истоке сказки»

Использование метода сказкотерапии

в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

-Руководитель(ли) проекта: Шестакова О.Ф.,

учитель-дефектолог, Александрова С.А.,

 воспитатель высшей категории, Пахмутова О.Н.,

 музыкальный руководитель.

Волжск

Актуальность

В настоящее время выявлена проблема роста числа детей с нарушениями в психическом развитии. Одной из форм психических нарушений является задержка психического развития (ЗПР). Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории.

Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ЗПР педагоги считают метод сказкотерапии.

Специалисты считают, что сказки расширяют знания ребенка об окружающем мире и о нём самом; обогащают внутренний мир ребёнка духовно-нравственными ценностями; корректируют поведение и развитие речи; стимулируют психофизическое и эмоциональное развитие ребенка. Также при использовании сказкотерапии происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Развитие речи посредством сказкотерапии будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.

Метод сказкотерапии включает в себя  множество приемов и форм работы, позволяющих развивать речь,  творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию двжений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.

Через восприятие сказок мы учим и воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.


Цель: познавательное и речевое развитие дошкольников посредством нетрадиционных видов технологий (сказкотерапия).

Данный проект позволил решить такие задачи:

1. Развить у детей речевую активность, фонематический слух.

2. Совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, воспитать интерес и любовь к живому слову.

3. Развить у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.

4. Развить мелкую моторику рук дошкольников.

5. Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (музыка, живопись, литература).

Образовательная область. ОО «Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Проект по времени – долгосрочный, по характеру деятельности – творческий, по количеству участников – коллективный. 

Участники проекта: дошкольники, педагоги и родители.

Методы реализации проекта

1.Наглядно-действенный метод:

- рассматривание книжных иллюстраций;

- проведение дидактических, подвижных игр;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

2.Словесно-образный метод:

- чтение сказок с последующей драматизацией;

- консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.

- беседы;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение разнообразных игр;

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

3.Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: сочинение сказок, рисование иллюстраций к сказкам;

- изготовление персонажей к сказкам для настольного театра;

- оформление книги по сказкам и рисункам детей.

Проект состоял из нескольких этапов:

- выбор темы, постановка цели и задач проекта, определение предполагаемых результатов;

- подбор литературы, составление плана мероприятий, изготовление атрибутов и костюмов;

- заключительная диагностика сформированных навыков.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап.

  1. Определение темы, цели, задач, содержания проекта. Прогнозирование результата.
  2. Изучение методической литературы по данной теме.
  3. Подготовка наглядного и практического материала:
  • письменных консультаций;
  • стендов информации и др.

Основной этап реализации проекта:

  1. составление перспективного плана проведения образовательной деятельности с детьми по сказкотерапии, в рамках проекта;
  2. разработка конспектов НОД по данной теме:

НОД «Разноцветные сказки» (учитель-дефектолог, воспитатели).

НОД «В гостях у бабушки Маланьи» (воспитатель).

НОД «Путешествие семечки по сказкам» (воспитатель).

НОД «Музыка в сказке»  (музыкальный руководитель).

Развлечение по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха» (учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатели).

  1. систематизация материала по сказкам в пособии Лэпбук «Любимая сказка»;
  2. изготовление и оформление пособий в театрализованном уголке: «Чемодан сказок», «В сказки пальчики играют» (пальчиковый театр), и др.;
  3. изготовление и оформление пособий в речевом уголке «Графическая схема сказки», «Что сначала, что потом», «Собери целое из частей» и др.;
  4. проведение занятий в комбинированной группе.

Работа с родителями:

  • Знакомство родителей с проектом на родительском собрании.
  • Мастер-класс для родителей «Путешествие в сказку».
  • Консультации индивидуальные и подгрупповые:

«Умная сказка» (воспитатели);

«Сказки Разноцветного Леса» (воспитатели);

 «Какой должна быть детская сказка?» (воспитатели);

 «Сказкотерапия для детей» (учитель-дефектолог);

 «Роль сказкотерапии в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития» (учитель-дефектолог);

«Сказкотерапия - один из наиболее эффективных методов работы с детьми с ЗПР».

  • Выставка совместных работ детей и родителей по сказкам («Мой любимый сказочный герой», «Сказки Пушкина», «В гостях у марийской сказки», «Морские обитатели морей».
  • Совместная подготовка развлечения по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха» (костюмы, атрибуты).

Заключительный этап:

  1. Презентация опыта работы по использованию метода сказкотерапии в работе с детьми с ЗПР.
  2. Представление практического материала группы в рамках реализации данного проекта.
  3. Выставка совместных творческих работ детей и родителей «В гостях у сказки».
  4. Постановка музыкальной сказки «Муха-Цокотуха» по произведению К.И. Чуковскому.


Продуктами проекта стали: альбомы «Мой сказочный герой», «Моя любимая сказка», «У Лукоморья» (герои сказок А.С. Пушкина); книги семейного творчества «Сказочные животные», «Моя сказка»; Лэпбук «Любимая сказка»; выставки рисунков и поделок («Мой любимый сказочный герой», «Сказки Пушкина», «В гостях у марийской сказки», «Морские обитатели морей» и др.), НОД, мастер-классы для родителей.

Предполагаемые результаты:

  • Возрастает познавательно-речевая активность детей в разных видах деятельности;
  • Активизируются психические процессы;
  • Устанавливаются доброжелательные отношения между детьми;
  • Улучшается эмоционально-волевая сфера ребенка;
  • Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию метода сказкотерапии в работе с детьми.


Список литературы:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: "Академия", 2001. – 248 с.
  2. Копытин А. И. Основы Арт-терапии. СПб, 1999
  3. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., Речь, 2003. – 400 с.
  4. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. 
    Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. 
    Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998. 
    Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003. 
    Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции. – СПб.: Изд-во «СМАРТ», 1996. 
    Копытин А.И. Основы арттерапии. - СПб.: Лань, 1999. 
    Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Правда, 1982. 
  5. Соколов Д.М. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по проектной деятельности в старшей группе « Здравствуй, сказка!»

Задачи инсценировки:– Научить детей понимать основную идею сказки, сопереживать героям;– Помочь передавать различные эмоциональные состояния героев, используя образные выражения;– Поощрять согласованн...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи: Образовательные:Продолжать формировать представления  детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей расп...

Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».

Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....

Проектная деятельность в старшей группе № 6 " Сказка ложь, да в ней намек!"

Проект"Сказка ложь, да в ней немек! Вид проекта: творческий, информационныйПродолжительность проекта: краткосрочный .Участники проекта: дети( 5-6 лет), воспитатели, родители....

Проектная деятельность в старшей группе "В гостях у сказки"

Паспорт проекта, приложения к проекту...

Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Дети и сказки»

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...

Конспект НОД по проектной деятельности в старшей группе на тему «Сказка про солдатскую дочку и волшебное пугало».

Конспект НОД по проектной деятельности в старшей группе на тему «Сказка про солдатскую дочку и волшебное пугало».Цель: формировать умение детей  раскрывать отношение к труду как ...