ПЛАН-ПРОГРАММЫ психолого-педагогического сопровождения детей "группы риска"
материал по коррекционной педагогике
ПЛАН-ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения по развитию мелкой моторики, внимания, памяти и мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-programma_melkaya_motorika.doc | 48 КБ |
plan-programma_vnimanie.docx | 20.29 КБ |
plan-programma_myshlenie.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения Подгруппы № ____ Ответственный: педагог-психолог Ситникова Е.В. | ||
Направление работы: коррекционно-развивающие занятия Форма работы: подгрупповая Место проведения: кабинет психолога Цель: развитие мелкой моторики и восприятия (зрительного и слухового) | ||
Сроки | Задачи | Содержание |
Октябрь |
- Развивать внимание и моторную координацию
| «Луна-равновесие» Шнуровка «Мальчик»; Игра «Ухо-нос» Упражнение «Расскажем и покажем»; Развивающая игра «Гвозди-перевертыши» «Фигуры»; «Кактус»; |
Ноябрь |
-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)
| Рамки Монтессори: с маленькими пуговицами, с бантами; Шнуровка «Солнышко» «Предметы и контуры», «Цветные коврики». «Разноцветные узоры», «Рукавички», Игра «Спичечный узор»; «Дорисуй фигуру» |
Декабрь | - Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность | Материалы Монтессори: «Тепловые таблички», «Шероховатые таблички», «Доски для ощупывания»; |
-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис) | «Цветные коврики». «Разноцветные узоры» | |
Январь | - Развитие мелкой моторики пальцев рук, навык самообслуживания - Развитие мелкой моторики пальцев рук - Развитие мелкой моторики пальцев рук - Развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность | Рамки Монтессори: с булавками, с кнопками на ткани, с ремнями на коже, с пластмассовыми застежками Игра «Затейник плоский»; цилиндры с пружинками Монтессори; «Набор для сортировки (раскладка бусин в пробирки) Игры с катушкой Игры с катушками; Игры с карандашами |
Февраль | - Развивать восприятие, внимание, память; учить ориентироваться на форму, величину, цвет. - Развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис) - Развитие тактильной чувствительности, воображения; зрительного восприятия; образного мышления; произвольности; снятие психофизического напряжения; знакомство ребенка с основными свойствами песка | Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения Игры с прищепками; Игры с крупой; Игры со счетными палочками «Рукавички», (игры с сухим песком) Игра «Здравствуй, песок!»; Игра «Необыкновенные следы»; Игра «Песочные прятки»; Игра «Песочный ветер» (дыхательное) Отпечатки рук; упражнение «Насыпание-пересыпание» |
Март | -Развитие мелкой моторики руки; развивать творчество, фантазию; развитие зрительно-моторной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка Развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка; развитие ориентации ребенка в пространстве; расширение и обогащение словаря детей; гармонизация психоэмоционального состояния | (игры с влажным песком) Игра «Я пеку, пеку»; «Нарисуй картинку пальцем»; «Печем куличики»; Игра «Ручеек течет»; Игра «Дождик моросит»; Игра «Отпечатки»; Игра «Волшебные отпечатки на песке» (игры на световом столе) Упражнение «Знакомство»; «Здравствуй песок»; «Следы и отпечатки»; Игровое упражнение; Упражнение «Песочный дождь»; |
Апрель | Развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка; развитие ориентации ребенка в пространстве; расширение и обогащение словаря детей; гармонизация психоэмоционального состояния Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; развитие сосредоточенности, концентрации внимания; формирование нестандартного творческого мышления. | (игры на световом столе) Упражнение «Необычные следы»; «Волна»; Упражнения: «Нити», «Дорожка», «Радуга», «Круг» (игры с кинетическим песком) «Здравствуй, песок»; «Мы – кондитеры»; «Прятки»; «Наши ладошки»; «Рисование на песке»; «Ручеек бежит сквозь пальцы»; «Мы скатаем колобок»; «Платочки» |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения Подгруппы № ____ Ответственный: педагог-психолог Ситникова Е.В. | ||
Направление работы: коррекционно-развивающие занятия Форма работы: подгрупповая Место проведения: кабинет психолога Цель: развитие внимания, памяти и зрительного восприятия | ||
Сроки | Задачи | Содержание |
Октябрь | - Развивать способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность. - Развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания -Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания. - Развивать внимание и моторную координацию - Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. - Развивать восприятие, внимание, память - Развивать способность к произвольному переключению внимания, расширение кругозора. | Игра: «Что здесь забыл нарисовать художник?»; Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы» Игра «Что тут не дорисовано?» Игра «Ухо-нос» Игра: Делаем зарядку» Игра «Повторяй за мной» «Карлики и великаны» «Четыре стихии» Упражнение «Дотронься до…» «Найди игрушку»; «Найди по описанию»; «Геометрическая мозайка» «Не пропусти профессию» |
Ноябрь | -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис) - Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия. | «Найди пару»; Угадай, чего нет; «Схожее и различное», «Найди различие», «Развиваем внимание» Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения; «Предметы и контуры», «Цветные коврики». «Разноцветные узоры», «Рукавички», Игра «Найди отличие» |
Декабрь | -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. - Развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания и координации движений; снятие эмоционального напряжения; развитие слухового внимания -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. - Развитие зрительного, слухового активного внимания; развитие способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; развитие устойчивости, переключаемости, распределение, объем внимания | «Найди различие», Подвижная игра «Светофор»; Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»; Телесно-ориентированное упражнение «Штанга» «Развиваем внимание» Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения; «Предметы и контуры», Игра «Что изменилось» Игра «Слушай хлопки» Игра «Что здесь забыл нарисовать художник?» |
Январь | - Развивать слуховую память - Продолжать развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания - Развивать зрительную память, научить запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки -Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания. - Развивать внимание и моторную координацию - Развивать произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов - Развивать внимание, быстроту реакции, - Развивать внимание, быстроту реакции, - Развивать восприятие, внимание, память - Развивать произвольную зрительную память, научить запоминать заданную последовательность предметов -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. - Развивать произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек) | Игра «Запомни слова» Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы» Игра «Что тут не дорисовано?» Игра «Что изменилось?» Игра «Ухо-нос» Игра: Делаем зарядку» Игра «Повторяй за мной» Игра «Что добавилось?» «Карлики и великаны» «Четыре стихии» «Найди игрушку»; «Найди по описанию»; «Геометрическая мозайка» Игра «Что стало по-другому?» «Схожее и различное», Игра «Запомни – положи» |
Февраль | - Развивать зрительную память и ассоциативное мышление, тренировать в умении соотносить подходящие по смыслу предметы -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. - Развивать зрительную и двигательную память, мелкую моторику руки -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. - Развитие слуховой памяти -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис) - Развитие зрительной и двигательной памяти, координацию движений, мелкую моторику - Развивать у детей зрительную память, умения внимательно рассматривать картинки и запоминать ее детали - Развивать зрительную память, научить запоминать количество заданных предметов или картинок | Игра «Запомни пары» «Развиваем внимание» Игра «Запомни и запиши цифры» «Предметы и контуры», «Цветные коврики». Игра «Постучи, как я» «Разноцветные узоры», «Рукавички», Игра «Повтори за мной действия» Игра «Посмотри – запомни- нарисуй» Игра «Ответь на вопросы» Игра «Запомни-назови» |
Март | - Продолжать развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания -Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания. - Развивать внимание и моторную координацию - Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. - Развивать внимание, быстроту реакции, - Развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания и воображения; развитие согласованности движений; развитие эмоционально-выразительных движений; снятие эмоционального напряжения | Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы» Игра «Что тут не дорисовано?» Игра «Ухо-нос» Игра: Делаем зарядку» Игра «Повторяй за мной» «Карлики и великаны» «Карлики и великаны» «Четыре стихии» Упражнение «Дотронься до…» Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей»; Упражнение «Прогулка в лес»; Игра «Изобрази явление»; Игра «Самолеты»; Упражнение «Надоедливая муха» Игра «Запретные движения»; Игра «Зоопарк»; Упражнение «Шалтай-болтай» |
Апрель | - Развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания и воображения; развитие согласованности и координации движений; развитие эмоционально-выразительных движений; снятие эмоционального напряжения -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис) - Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия. -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. - Развивать восприятие, внимание, память; учить ориентироваться на форму, величину, цвет. | Упражнение «Снежинка»; Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик»; Упражнение «Лыжники» «Цветные коврики». «Разноцветные узоры», Игра «Найди отличие» «Схожее и различное», Игра «Геометрическая мозайка» |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения Подгруппы № ____ Ответственный: педагог-психолог Ситникова Е.В. | ||
Направление работы: коррекционно-развивающие занятия Форма работы: подгрупповая Место проведения: кабинет психолога Цель: развитие мышления | ||
Сроки | Задачи | Содержание |
Октябрь | - Учить понимать сюжет в целом, определять мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; - Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного; - Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного; - Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.); - Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти предметы и понятия, неподходящие к остальным. - Развитие пространственного, конструктивного мышления; воображения; сообразительность, смекалку, находчивость | Работа по картинке «Велосипедист» Что здесь произошло? «Нелепости»; «Нелепица»; «Что перепутал художник?» «Подбери картинку» (по аналогии); «Простые аналогии»; «Подбери по смыслу»; «Что лишнее»; «Четвертый лишний»; Пирамидка «Сложи квадрат» Пирамидка «Диагональ» Пирамидка «Точки» |
Ноябрь | - Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти предметы и понятия, неподходящие к остальным. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы, Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы, Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы, -Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части; -Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части; -Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части; -Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. -Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. | «Какая фигура не подходит»; «Что не подходит?» «Матрицы Равена»; «Найди заплатку для коврика»; «Блоки и цилиндры с вкладышами Монтессори» «Сложи квадрат» (1 уровень сложности); «Сложи квадрат» (2 уровень сложности); «Сложи квадрат» (3 уровень сложности) «Предметные парочки»; Развивающая игра «Контрасты»; |
Декабрь | -Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. -Развивать наблюдательность, логическое мышление, способность различать предметы на основании определенных признаков. - Развитие творческого мышления, логических структур мышления и математических представлений - Развитие пространственного, конструктивного мышления; воображения; сообразительность, смекалку, находчивость - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. | «Противоположности». «Что к чему?» (ассоциативная игра); «Что к чему и почему?» Логические блоки «Дьенеша»+ Альбом –игра «Страна блоков и палочек» Дуэт-пазл «Похождения веселого человечка» Развивающая игра-занятие: «Логические цепочки»; «Размышляйка»; |
Январь | Развитие элементов логического мышления, внимания; учить соотносить предметы по форме и размеру - Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного; - Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.); - Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.); - Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.); - Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти предметы и понятия, неподходящие к остальным. - Развивать умение мыслить, осваивать логические приемы – анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, обобщение - Развитие пространственного, конструктивного мышления; воображения; сообразительность, смекалку, находчивость | Рамки и вкладыши Монтессори, Рамки-вкладыши М.Монтессори «Геометрия»; Рамки-вкладыши М.Монтессори «Паутинки»; Рамки-вкладыши М.Монтессори «Трафареты»; Рамки-вкладыши М.Монтессори «Больше – меньше» «Нелепости»; «Что перепутал художник»; «Простые аналогии»; «Подбери по смыслу»; «Аналогии» «Что лишнее»; «Четвертый лишний»; Учебный мозаичный набор «Логическая мозаика» Мировая головоломка «Монгольская игра» Мировая головоломка «Сфинкс» Мировая головоломка «Вьетнамская игра» Мировая головоломка «Волшебный квадрат» |
Февраль | - Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти предметы и понятия, неподходящие к остальным. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы, Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы, Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы, - Развитие мышления, учить работать со схемами, анализировать изображения и его синтез, учить воспринимать цвет, форму, величину - Развитие логического мышления, пространственного воображения, конструктивных умений и мелкой моторики руки | «Какая фигура не подходит»; «Что не подходит?» «Матрицы Равена»; Досочки Сегена «Блоки и цилиндры с вкладышами Монтессори» «Чудо крестики 2»+ Альбом фигурок к игре «Чудо крестики 2» Развивающая игра «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Четырехцветный квадрат Воскобовича» + Сказка об удивительных приключениях-превращениях квадрата |
Март | - Развитие абстрактного и пространственного мышления, творческого воображения - Развитие логического мышления, познавательных способностей, зрительного и пространственного восприятия - Развитие пространственного мышления, фантазии и творческих способностей - Развитие пространственного мышления, фантазии и творческих способностей - Развитие логического мышления, интеллекта, внимательности; повторение свойств предметов – величины, цвета, формы - Развитие пространственного мышления - Расширение интеллектуальных способностей, развитие способности к анализу, умение решать нестандартные задачи - Развитие пространственного мышления, математических способностей - Развитие интеллекта, творческих способностей | Набор «Цветные треугольники» Логическая игра «Тангос. Предметы» Геометрик на магнитах Игра «Мозайка – геометрия» Развивающая игра «Плашки Выготского» Интеллектуальная игра Б.П. Никитина «Кубики для всех» «Сложи узор»+ Альбом заданий «Чудо-кубики 2» для игры «Сложи узор»+ Альбом – игра «Разноцветный мир» Интеллектуальная игра «Уникуб» Цветные счетные палочки Кюизенера + Альбом – игра «Дом с колокольчиком» + «Посудная лавка Кростики для детей 5-8 лет» + «На золотом крыльце…» |
Апрель | - Развивать ассоциативное мышление Учить составлять рассказ по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом. - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. - Развитие пространственного, конструктивного мышления; воображения; сообразительность, смекалку, находчивость - Развитие пространственного мышления, фантазии и творческих способностей Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. | «Составь рассказ» Развивающая игра-занятие: «Логические цепочки»; «Размышляйка»; «Истории в картинках» (часть 1, часть 2) Мировая головоломка «Архимедова игра», «Танграм», «Т-образная головоломка», «Листик» Развивающая игра «Цветные кубики» «Что сначала, что потом?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Проект психолого-педагогической поддержки детей "группы риска" и их семей "Дорогой добра"
Материал создан в соавторстве учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и старшего методиста...
Проект психолого-педагогической поддержки детей "группы риска"
В статье представлены материалы долгосрочного проекта по психолого-педагогической поддержке детей "группы риска" и организации взаимодействия с их родителями....
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...