Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей (13.12.2020)
статья по коррекционной педагогике

Пантелеева Евгения Григорьевна

6. Творческий отчет по итогам работы за 2018-2019 учебный год (13.12.2020)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet_2018-19.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет о проделанной работе за 2018-2019 учебный год.

Воспитатель: Пантелеева Е.Г.

Здоровье – состояние физического и 
социального благополучия человека.
 
Из Устава ВОЗ

«Сохраним здоровье детей – сохраним Россию!»

А.А. Баранов (академик РАН, профессор, директор ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН)

Здравствуйте, уважаемые коллеги, доброго здоровья вам всем!

Здорόво живете? Здόрово!

В этом учебном году я начала работу над темой «Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей».

Значимость здоровья для человека, общества, государства переоценить невозможно. Это отобразилось и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья. «Здравия желаю!» - так звучит воинское приветствие младшего по званию старшему. Мы спешим сказать чихнувшему человеку «будь здоров!». И не редко эти же слова произносим при прощании. Здравицей именуется краткая торжественная речь с пожеланием здоровья. «Вот здорово!» - часто произносим мы, удивляясь чему-либо. Общеупотребительными стали такие выражения, как «здоровый образ жизни», «здоровый быт», «здоровая семья», «здоровый климат» и т.д. От почти вышедшего ныне из употребления слова «здравие» образовалось множество других понятий: «здравый», «здравомыслящий» - как разумный и правильный; «здравница» - как лечебно-профилактическое учреждение, «здравоохранение» - как система государственных и общественных мероприятий и т.д.

Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью цены нет», «болезнь человека не красит», - гласит народная мудрость. Известный русский писатель и врач Викентий Вересаев так оценивал здоровье: «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно». Великий философ Артур Шопенгауэр в ряду наиболее значимых ценностей безоговорочно первое место отводил здоровью и говорил о том, что всем другим следует поступиться ради здоровья.

Учение о здоровье имеет глобальное значение, ничуть не меньшее, чем, например, биология, химия или физика. А по своей практической значимости эта проблема считается одной из сложнейших проблем современной науки. Тем не менее, отмечают ученые, при всей важности понятия «здоровье» не так просто дать ему исчерпывающее определение, а их к настоящему времени в науке сложилось около восьмидесяти. Но такого, которое устраивало бы всех, пока не найдено.

Как вы, уважаемые коллеги, сформулировали бы понятие «здоровье»?

Обобщая мнение специалистов, можно утверждать, что в абсолютном смысле здоровья не существует и оно, по существу, идеал. Каждый человек здоров условно, и каждый человек может быть здоровым в определенных условиях.

Однако, как бы ни подходили ученые к определению понятия «здоровье», основной их интерес сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, его надежность как биологической системы. Понятия «здоровье» и «надежность» в этом случае очень близки. И в том и в другом случае предполагается отсутствие каких-либо значимых нарушений в функционировании организма и составляющих его частей.

Комплексная система оздоровительной работы в ДОУ должна соответствовать «пирамиде здоровья общества», разработанной академиком Исхаковым. В основании этой пирамиды стоит психическое здоровье общества, которое, в свою очередь, является фундаментом его физического здоровья. Психическое и физическое здоровье вместе образуют фундамент социального здоровья, вершиной которого является нравственное здоровье.

Каждое направление оздоровительной системы («пирамиды здоровья») должно обеспечиваться реализацией специально разработанных программ.

Однако, чтобы построить такую пирамиду, на мой взгляд, необходимо параллельно строить еще одну пирамиду, в основании которой будет подготовка педагога к работе по здоровьеформированию и здоровьесбережению детей. Этот уровень является фундаментом для создания РППС здоровьеформирующего и здоровьесберегающего характера. В свою очередь эти два уровня являются фундаментом для привлечения семей воспитанников к совместной работе и включения детей в здоровьеформирующую среду. Исходя из этого в прошедшем учебном году я решала задачи в основном теоретического характера.

В первую очередь изучила литературу по теме самообразования и составила аннотационный список. Этими материалами поделилась с Вами, уважаемые коллеги в ходе экспресс-маршрута. С целью повышения уровня своей компетентности по проблеме прошла курсы повышения квалификации «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект». Выделила три коррекционно-профилактические технологии, направленные в первую очередь на процесс здоровьеформирования, а не только здоровьесбережения, элементы которых доступны для использования в ДОУ и в семье. Это песочная терапия, технология воздействия цветом, технология снятия тревожности «Давайте дружить!».

Следующим этапом работы в 2019-2020 учебном году я запланировала создание развивающей предметно-пространственной среды для осуществления здоровьеформирующей работы:

Уголок уединения для включения в работу с детьми элементов технологии снятия тревожности «Давайте дружить!»

Центр «Песок-вода» для включения в работу с детьми элементов песочной терапии

Привлечение родителей к созданию оборудования для реализации элементов технологии воздействия цветом.

Спасибо за внимание! И будьте здоровы!