Статья "Коррекционно-профилактические мероприятия с детьми, имеющими отклонения в физическом и речевом развитии, в летний оздоровительный период".
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Лаврова Жанна Владимировна

В настоящее время проблема децелерации (замедленного темпа физического, речевого и интеллектуального развития) приобретает всё большие масштабы, охватывающие не только детей школьного, но и дошкольного возраста.

Своевременная интегрированная, комплексная диагностика помогает специалистам избежать ошибок при определении отклонений, причин их возникновения, способствует грамотному отбору наиболее оптимальных, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка и особенностям его развития традиционных и нетрадиционных профилактических и коррекционно-развивающих методов.

В рамках проекта нами были разработаны комплексные диагностические, коррекционные и профилактические мероприятия, охватывающие весь учебный процесс и включающие в совместную деятельность всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, врачей, родителей).

Учитывая принцип непрерывности и опираясь на здоровьесберегающие технологии, нами был разработан комплекс интегрированных двигательно-речевых упражнений. Суть данных упражнений в интегрировании  изученных за учебный год чистоговорок, потешек, стихов, сказок  и полученных моторных умений и навыковДвигательные и речевые упражнения сгруппированы тематически и включают набор разнообразных по виду и степени сложности движений общей и мелкой моторики, объединенных единым речевым сюжетом и носит характер игр-забав.

Сочетание различных видов движений в сопровождении музыки и/или речи не только вызывает интерес у детей, но и способствует развитию двигательной активности детей, качества движений, мышечной силы и ловкости, а также развитию речевой и двигательной памяти, интонационной выразительности речи, автоматизации звуков речи, активизации и обогащению словаря, развитию связной и грамматической правильности речи, развитию пространственной ориентировки, ориентировки в окружаюшем, интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-профилактические мероприятия с детьми, имеющими отклонения в физическом и речевом развитии, в летний оздоровительный период

Лаврова Жанна Владимировна,

учитель-логопед МОУ д/с № 393

В настоящее время проблема децелерации ( замедленного темпа физического, речевого и интеллектуального развития) приобретает всё большие масштабы, охватывающие не только детей школьного, но и дошкольного возраста. Практически все дошкольники имеют вторую группу здоровья, а некоторые третью. Обследование физического состояния детей показывает у многих из них недостаточную мышечную силу, вялость и раскоординированность движений. При логопедическом обследовании из общего числа детей 6 летнего возраста речевое развитие, соответствующее возрасту имеют примерно 60% дошкольников. Несмотря на большое количество коррекционных групп, в общеобразовательных дошкольных учреждениях часто остаются дети со стертыми, неярко выраженными отклонениями в развитии, среди которых существенный процент составляют нарушения речи. Речь является одним из средств усвоения содержания образования, коммуникации между субъектами образования и показателем интеллектуального развития.

    Причины роста числа «проблемных» детей разнообразны.  Это объясняется особенностями развития российского общества, экономическими демографическими и политическими кризисами, войнами, нарушением экологического равновесия в окружающей среде, природными катаклизмами, социально-бытовыми трудностями, ростом среди населения алкоголизма, наркомании; незащищенностью отдельных групп населения (безработных, эмигрантов, беженцев, люден с низким материальным доходом), недостатками в медицинском обслуживании, , ослаблением репродуктивного здоровья девочек (ростом женских заболеваний из-за физических и эмоциональных перегрузок), низкой культурой семейного и общественного воспитания, ошибками образовательного характера. Патология беременности и родов (гипоксия плода, асфиксия, преждевременный отход околоплодных вод, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение, щипцовые вспоможения и др.), вызывает у детей перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС), энцефалопатию, минимальную мозговую дисфункцию (ММД) и т. д., что негативно отражается на интеллектуальном, речевом и личностном развитии ребенка.

    Своевременная интегрированная, комплексная диагностика помогает специалистам избежать ошибок при определении отклонений, причин их возникновения, способствует грамотному отбору наиболее оптимальных, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка и особенностям его развития традиционных и нетрадиционных профилактических и коррекционно-развивающих методов. Это позволяет не только скорректировать имеющиеся нарушения, в том числе и речевые, но и обеспечить полноценное развитие личности ребенка при условии, что в образовательном дошкольном учреждении в диагностическом и коррекционном процессе будут объединены усилия всех специалистов.

    Анализ научно-методологический и психолого-педагогических исследований, состояния практики привёл нашу творческую группу к разработке проекта «Интеграция деятельности специалистов ДОУ по преодолению проявлений децелерации у детей старшего дошкольного возраста». В рамках проекта нами были разработаны комплексные диагностические, коррекционные и профилактические мероприятия, охватывающие весь учебный процесс и включающие в совместную деятельность всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, врачей, родителей).

    Кроме того, учитывая принцип непрерывности и опираясь на здоровьесберегающие технологии, нами был разработан комплекс интегрированных двигательно-речевых упражнений, включающих гибкое сочетание как традиционных, так и нетрадиционных технологий  (кинесиология мозга, хромо-, физио-, кинезо-, музыко-, кукло-, сказкотерапия, и др.); и ориентированный на летне-оздоровительный период.

    Суть данных упражнений в интегрировании  изученных за учебный год чистоговорок, потешек, стихов, сказок  и полученных моторных умений и навыков  Направленность  этих упражнений носит развивающий двигательный и речевой характер.    

    Двигательные и речевые упражнения сгруппированы тематически и включают набор разнообразных по виду и степени сложности движений общей и мелкой моторики, объединенных единым речевым сюжетом и носит характер игр-забав.

    Планирование и проведение  игр может быть организовано как в первую, так и во вторую половину дня. Форма организации – подгрупповая и индивидуальная, в зависимости от состояния речи, моторики и интересов детей.

    Материальная база предполагает наличие пальчикового театра, шапочек животных,  цветной бумаги, карандашей, трафаретов, мозаики, шнуровки, ширмы, мелких игрушек и другого материала, обычно имеющегося в дошкольном учреждении.

В содержание деятельности входят:

Общеразвивающие упражнения. Дети выполняют различные движения руками: поднимают вверх, разводят в стороны, отводят назад, сгибают в локтях, покачивают, помахивают, хлопают и др.  Дети выполняют движения ногами: шаг, бег на месте и на расстояние, поочередное поднимание, переступание, шаг на носках, пятках, боковых краях, приседание и др. Дети выполняют движения головой, туловищем: наклоны, повороты, вращение. Движения выполняются с речевым сопровождением или без него.

Массаж. Дети выполняют самомассаж пальцев и кистей рук: потирание, щелчки подушечек пальцев, потирание, вытягивание фаланг пальцев, прижимание пальцами, прищепками, массажного мячика, массажных шариков, надавливание с помощью клавиатуры, платка, постукивание. Движения выполняются под стихотворный текст.

Динамические упражнения для пальцев и кистей рук. Дети выполняют движения: поочередное постукивание пальцами по горизонтальной поверхности; поочередное и одновременное сгибание, разгибание пальцев; поочередное соединение каждого пальца с большим соответствующей руки; поочередное и одновременное соединение парных пальцев рук; вращение и перекручивание кистей и пальцев рук; переключение и сочетание различных движений; перекрестное соединение пальцев рук в сочетании с вращением. Движения выполняются под музыку или без музыки в сочетании со стихотворным текстом.

Статические упражнения: дом, стул, стол, собака, коза, корова, кошка, солнышко, птичка, цветок.

Упражнения с предметами: шнуровка, складывание фигур из бумаги (оригами), мозаика, пазлы, конструирование из мелкого конструктора, пуговиц, определение на ощупь мелких предметов.

Графические упражнения: обведение по контуру, трафарету, точкам, штрихам; штриховка горизонтальная, вертикальная, косая; раскрашивание; Пальчиковые театры: пальчиковый с шапочками, теневой, настольный, статико-динамический.

Речевые упражнения: отгадывание загадок; игры: «Четвертый лишний», «Найди и назови», «Разбери покупки», «Транспорт», «Тим и Том», «Парочки», «Из какой сказки картинка», «Угадай, кого/чего не стало»;  выразительное рассказывание стихотворных текстов в сочетании с движением, рассказывание сказок по лицам, пропевание рифмованных песенок под музыку в сочетании с движением.

Сочетание различных видов движений в сопровождении музыки и/или речи не только вызывает интерес у детей, но и способствует развитию двигательной активности детей, качества движений, мышечной силы и ловкости, а также развитию речевой и двигательной памяти, интонационной выразительности речи, автоматизации звуков речи, активизации и обогащению словаря, развитию связной и грамматической правильности речи, развитию пространственной ориентировки, ориентировки в окружаюшем, интеллектуальному развитию.

Такая организация деятельности в летний оздоровительный период основана на здоровьесберегаюших технологиях и помогает вести коррекционно-профилактическую работу непрерывно, не вызывая утомления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно-образовательная работа с детьми возрастной группы от 2 до 3 лет в летний оздоровительный период.

Лето - один из важнейших этапов в развитии детей. Лето вносит большие перемены в организацию воспитательно-образовательного процесса. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги,...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по речевому развитию "Лабиринт сказок"

Конспект занятия по развитию речи, выполненный в виде квеста. Детям предлагается задача - отыскать спрятанную Кощеем Бессмертным книгу сказок. Выполняя различные задания дети получают части ключа. Соб...

Консультация для родителей «Нетрадиционные формы работы по физическому развитию в летне-оздоровительный период»

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошко...

Конспект педагогического мероприятия с детьми средней группы общеразвивающей направленности по речевому развитию « В универсаме ».

Данный конспект даёт возможность совершенствовать  умения составлять описательный рассказ по сюжетной картине по плану, предложенному воспитателем. Закреплять в словаре детей существительные...

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (второй группы раннего возраста) в летний оздоровительный период

Тематическое планирование работы в летний период в первой младшей группе (второй группе раннего возраста)...

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей....