Сенсорные коробки как элемент создания сенсорно-моторной среды для психологического и физического оздоровления детей
учебно-методический материал

Саврасова Елена Сергеевна

Теоретический материал для научной конференции педагогических работников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konferentsii.docx106.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 1 «Умка»

«Сенсорные коробки как элемент создания сенсорно-моторной среды

для психологического и физического оздоровления детей»

https://sun6-21.userapi.com/s/v1/ig2/nWEw-fmM1KhcMN0PKCnehncA_D1D9xkyqi7Iwx1ZMsrKzdrlXcqFw-DQbdwZZQRxQRNEhl4IVPryqhNYubRgZCnm.jpg?size=715x715&quality=96&crop=103,5,715,715&ava=1

Составитель:

педагог-психолог

Саврасова Е.С.,

г. Семилуки 2023

Сенсорные коробки как элемент создания сенсорно-моторной среды

для психологического и физического оздоровления детей

На 2022-2023 учебный год было запланировано создание развивающей предметно-пространственной среды для осуществления здоровье сберегающей работы.

Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения оптимальной жизнедеятельности растущего организма.

Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, социальное и ДУХОВНОЕ благополучие человека.

Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является задачей умственного, эстетического и физического воспитания. Полноценное сенсорное развитие может осуществляться лишь в процессе организованной образовательной и игровой деятельности, когда у детей происходит целенаправленное формирование эталонных представлений о форме, цвете, величине, о свойствах и признаках разнообразных предметов и материалов, особенностях их положения в пространстве и др.

Итальянский врач, педагог, философ и гуманистка Мария Монтессори на протяжении многих лет работала с детьми. Она разработала методику обучения, которую впоследствии успешно применяла в собственной школе. В результате своих исследований она пришла к выводу, что сенсорное развитие малышей наиболее активно происходит в возрасте от рождения и до 3 лет. В этот период ребёнок изучает мир с помощью тактильных ощущений. Он щупает, трогает, пересыпает, складывает и пробует на вкус .

В раннем возрасте дети активно изучают мир. Они накапливают знания о форме, величине, вкусе и запахе предметов. Задачей взрослых в этот период является создание развивающей среды, в которой дети будут получать как можно больше различных ощущений.

Создание активной, сенсорно-моторной развивающей среды способствует решению комплекса оздоровительных и воспитательно-образовательных задач, среди которых можно выделить стимулирование индивидуальных возможностей каждого дошкольника, активизацию детской самостоятельности.

Одним из элементов создания такой среды являются сенсорные коробки.

Сенсорная коробка (sensory tub) - универсальное развивающее пособие для детей разных возрастов. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.

Сенсорная коробка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, воображение, фантазию и творческие способности.

        Цель: Развитие сенсорных анализаторов, обогащение спектра тактильных ощущений.

        Задачи:

  • Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, творческого и пространственное мышление, координации движений.
  • Формирование навыков сотрудничества и разрешения конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
  • Обеспечение возможности справиться с детскими страхами; управлять своими эмоциями

Преимущества сенсорных коробок:

  • не занимают много времени на подготовку;
  • не занимают много места;
  • практически не требуют финансовых вложений;
  • предоставляют множество возможностей для обучения;
  • являются отличным дополнением к тематическим занятиям

Правила создания сенсорной коробки:

  • Важно знать одно очень важное правило о построении сенсорных коробок – НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ! Это самое интересное – быть творческими! Нет неправильного способа построения сенсорной коробки.
  • Наполнение зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы занятий.
  • Дети не должны ограничиваться только периметром коробки. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.
  • Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых.

Предостережение: перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у детей нет аллергии на какой-либо компонент.

Для создания сенсорной коробки понадобятся:

  • емкость: пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска и так далее;
  • наполнитель: любой тактильный материал (сыпучий, жидкий, мягкий и так далее);
  • различные элементы: игрушки и предметы;
  • инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).

Наполнители для сенсорной коробки:

  • Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка.
  • Бобовые: фасоль, горох, чечевица.
  • Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.
  • Кофе молотый и в зернах, чай.
  • Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.
  • Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло.
  • Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.
  • Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
  • Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.
  • Желе, кисель, гидрогель, пена для бритья, сливки.
  • Самодельные наполнители: живой песок, масса для лепки с песком, искусственный снег и другие.

        На мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

        Использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)

Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство  психологического и физического оздоровления детей"...

2. Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)

Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей"...

Сказка как элемент создания комфортной эмоциональной среды на начальном этапе коррекции звукопроизношения в соответствии с ФГОС ДО

Если общество будет определять свое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки" ребенка к будущей жизни, тем самым оно будет отрицать самоценность "проживания" эп...

Сенсорные «миры» как способ развития сенсорно-моторной сферы детей дошкольного возраста

Данная статья описывает развитие сенсорно-моторной сферы у детей дошкольного возраста методом создания сенсорной коробки....

«Сенсорные коробки как элемент создания сенсорно-моторной среды для психологического и физического оздоровления детей»

В данном материале представлен опыт использования сенсорных коробок для психологического и физического развития детей дошкольного возраста...