Специфика работы учителя – дефектолога с детьми ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Специфика работы учителя – дефектолога с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_uchitelya_-_defektologa_s_detmi_ovz.docx | 18.57 КБ |
programma_rmo_starshih_po_inklyuzii_22.04.20.docx | 304.75 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
«СПЕЦИФИКА РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ОВЗ»
Подготовила:
учитель – логопед/дефектолог
Киприна Д.В.
16 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА
г.о. Клин
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ОВЗ
Дефектолог- это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.
Целью работы учителя-дефектолога является:
-своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ДОУ;
-коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.
Содержание деятельности учителя-дефектолога
направлено на решение следующих задач:
-выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
-определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
-участие в разработке индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-педагогического консилиума ДОУ
-динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения за реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;
-проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программного материала;
-консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
В соответствии с целями и задачами определены
основные направления работы учителя-дефектолога:
- Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.
- Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
- Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
- Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
- Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ППк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога.
Основные направления коррекционной работы на
коррекционных занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Развитие навыков каллиграфии;
- Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие зрительной памяти и внимания;
- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие представлений о времени;
- Развитие слухового внимания и памяти;
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- Навыков соотнесенного анализа;
- Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы работы учителя-дефектолога
Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВННОГО ВИДА № 2 «КАЛИНКА»
РАЙОННОЕ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
(ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ)
«УСЛОВИЯ
УСПЕШНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОО»
22 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА
Г.О. КЛИН
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
Время | Тема выступления | Ответственный |
15.00- 15.05 | Приветственное слово | Ляшук С.Н., заведующий МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА» |
15.05 – 15.10 | Создание условий для внедрения инклюзивного образования в ДОО | Миловидова Н.А., Смирнова Ю.В., старшие воспитатели; |
15.10-15.20 | Формирование толерантности у всех участников образовательных отношений – основной фактор возможности внедрения инклюзии в работу ДОО | Бычкова Н.А., Чижевская Е.А., педагоги – психологи МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА» |
15.20-15.30 | Функционирование дошкольного консультативного центра – одно из условий успешности внедрения инклюзивного образования в деятельность ДОО | Куприянова Е.А., социальный педагог МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА» |
15.30-15.40 | Просветительская работа с родителями | Ляшук С.Н., заведующий МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА» |
15.40-15.50 | Специфика работы учителя – дефектолога с детьми ОВЗ | Киприна Д.В., Малахова Л.Г., учителя – дефектологи/ учителя - логопеды, МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА» |
15.50– 16.00 | Опыт работы с «особым» ребенком | Кузнецова О.А., воспитатель МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА» |
16.00-16.10 | Работа учителя – логопеда с детьми, имеющими особые потребности в обучении | Саблина В.М., учитель - логопед МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА» |
16.10-16.20 | Выводы, рекомендации, итоги. | Борисова Л.И., директор МУ «Методический кабинет» |
16.20-16.30 | Обмен мнениями | Присутствующие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения
Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....
Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
Специфика работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с СДВГ.
Описана специфика логопедической работы с детьми с СДВГ в детском саду....
Статья «Работа учителя-дефектолога с детьми имеющими статус – инвалида, ОВЗ в условиях группы «Особый ребенок». (Из опыта работы).
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательныхучреждений является педагогической системой, обеспечивающейиндивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и ...
Специфика работы учителя - дефектолога в ДОУ
Инклюзивный детский сад. Принципы работы и специфика работы учителя - дефектолога в ДОУ...
Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)
В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...
Мастер – класс для педагогов «Использование русских народных сказок в работе учителя-дефектолога с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»
Целью мастер-класса является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию русских народных сказок в работе с особенными детьми....