Специфика работы учителя – дефектолога с детьми ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Киприна Дарья Валерьевна

Специфика работы учителя – дефектолога с детьми ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

«СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ОВЗ»

Подготовила:

учитель – логопед/дефектолог

Киприна Д.В.

16 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА

г.о. Клин

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ОВЗ

Дефектолог- это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.

Целью работы учителя-дефектолога является:

-своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ДОУ;

-коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

Содержание деятельности учителя-дефектолога

 направлено на решение следующих задач:

-выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;

-определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;

-участие в разработке индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-педагогического консилиума ДОУ

-динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения за реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;

-проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программного материала;

-консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

В соответствии с целями и задачами определены

основные направления работы учителя-дефектолога:

  1. Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.
  2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
  1. Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
  2. Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
  3. Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ППк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога.

Основные направления коррекционной работы на

коррекционных занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • Развитие навыков каллиграфии;
  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие представлений о времени;
  • Развитие слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • Навыков соотнесенного анализа;
  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Формы работы учителя-дефектолога

Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВННОГО ВИДА № 2 «КАЛИНКА»

                                

РАЙОННОЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

(ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ)

«УСЛОВИЯ

УСПЕШНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОО»

22 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА

Г.О. КЛИН

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

Время

Тема выступления

Ответственный

15.00-

15.05

Приветственное слово

Ляшук С.Н., заведующий

МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА»

15.05 – 15.10

Создание условий для внедрения инклюзивного образования в ДОО

Миловидова Н.А., Смирнова Ю.В., старшие воспитатели;

15.10-15.20

Формирование толерантности

у всех участников образовательных отношений – основной фактор возможности внедрения инклюзии в работу ДОО

Бычкова Н.А., Чижевская Е.А.,

педагоги – психологи МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА»

15.20-15.30

Функционирование дошкольного консультативного центра – одно из условий успешности внедрения инклюзивного образования в деятельность ДОО

Куприянова Е.А., социальный педагог

МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА»

15.30-15.40

Просветительская работа

с родителями

Ляшук С.Н., заведующий

МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА»

15.40-15.50

Специфика работы учителя – дефектолога с детьми ОВЗ

Киприна Д.В.,

Малахова Л.Г.,

учителя – дефектологи/

учителя - логопеды,

МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА»

15.50– 16.00

Опыт работы с «особым» ребенком

Кузнецова О.А.,

воспитатель

МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА»

16.00-16.10

Работа учителя – логопеда с детьми, имеющими особые потребности в обучении

Саблина В.М.,

учитель - логопед МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА»

16.10-16.20

Выводы, рекомендации, итоги.

Борисова Л.И.,

директор

МУ «Методический кабинет»

16.20-16.30

Обмен мнениями  

Присутствующие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения

Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....

Специфика работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с СДВГ.

Описана специфика логопедической работы с детьми с СДВГ в детском саду....

Статья «Работа учителя-дефектолога с детьми имеющими статус – инвалида, ОВЗ в условиях группы «Особый ребенок». (Из опыта работы).

Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательныхучреждений является педагогической системой, обеспечивающейиндивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и ...

Специфика работы учителя - дефектолога в ДОУ

Инклюзивный детский сад. Принципы работы и специфика работы учителя - дефектолога в ДОУ...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...

Мастер – класс для педагогов «Использование русских народных сказок в работе учителя-дефектолога с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»

Целью мастер-класса является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию русских народных сказок в работе с особенными детьми....