Семейные представления о безопасности агрессивных детей
статья по коррекционной педагогике

Статья посвящена агрессивной модели поведения детей, вызванной влиянием семейных факторов. Поскольку первичную социализацию ребёнок проходит дома, то важно выяснить, что провоцирует детскую агрессию, чтобы вовремя принять корригирующие меры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация: Статья посвящена агрессивной модели поведения детей, вызванной влиянием семейных факторов. Поскольку первичную социализацию ребёнок проходит в семье, важно определить то, что в ней провоцирует детскую агрессию. Важно вовремя принять корригирующие меры.

Ключевые слова: агрессия, модель поведения, агрессор, стратегии воспитания, «идентификация с агрессором».

Проблемы безопасности многоаспектны и многолики [1, 2, 3]. Имея существенную психологическую составляющую, они в настоящее время достаточно интенсивно изучаются в психологической науке: в ее социальной [4, 5], педагогической [6, 7], экстремальной [8, 9], политической [10, 11] отраслях. Показано, что безопасность является особой проекцией средовых условий на психические структуры субъекта, «ответственные» за ощущение им защищённости и способности к развитию в личностно значимом направлении [12, 13]. Такое понимание позволяет реализовать прикладные исследования безопасности личности [14, 15].

Одной из острейших проблем современной действительности является рост агрессивных тенденций [16]. Механизмы агрессивного поведения были раскрыты в исследованиях многих авторов (Л.Б.Гиппенрейтер, А.И. Захаров, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, А. Бандура, А.А. Реан и др.).

Проблема детской агрессии социально значима. Хотя она не имеет массового характера, мириться с ней наше общество не может. Разные условия жизни, порождаемые обществом и средой, вынуждают людей учиться адаптироваться к новым условиям, что создает трудности и внутренние конфликты. На растущего ребёнка воздействуют как внутренние, так и внешние факторы. Неустойчивость детской психики проявляется в том, что не всегда встреча с событиями жизни будет для него легкой и безболезненной. При таких «встречах» у ребёнка часто происходит трансформация привычек, убеждений, установок, теряется доверие к новому миру и людям. У ребенка рождается враждебность по отношению к другим. Он становится на путь агрессивной модели поведения. Не имея в своих ресурсах иного положительного опыта, полагает, что эта модель поведения приемлема. Агрессивные тенденции в поведении детей проявляются всё чаще в достаточно раннем возрасте. Агрессивный ребенок доставляет проблемы себе и окружающим [17]. Ранняя детская агрессивность с возрастом приобретает целенаправленный характер и становится устойчивой чертой, закрепляясь как норма в реакциях реагирования на социальную действительность [18]. Прослеживается явное отличие в поведении и психики детей, склонных к насилию. Необходимо организовать раннюю профилактику и коррекцию нежелательной активности, с целью предотвратить в более старшем возрасте проявления девиации в поведении.

Поэтому так актуально изучение причин агрессивного поведения детей.

Одна из причин находится в семье. Родители, применяющие суровые методы воспитания, слишком опекающие детей или характеризующиеся гипоопекой, чаще сталкиваются с проявлениями детской агрессии. Семья демонстрирует агрессивное поведение и подкрепляет его. Ряд ученых считают, что агрессия является выученной реакцией [19]. Это подражание примеру авторитетного лица в семье. Такой взрослый в разрешении конфликтов кричит, выплёскивает агрессию на предметы или других людей. Взяв за основу пример такого поведения, ребёнок убежден, что это приемлемый и эффективный способ добиться желаемого. По щелчку у ребенка срабатывает механизм «идентификации с агрессором». Принимая атрибуты агрессора, имитируя его поведение. Вырастая в неблагоприятной семейной обстановке, ребенок пытается лишь бороться за своё психологическое выживание. Агрессия ребёнка – это крик о помощи, это призыв, обратить внимание на себя, это защитная реакция психики, в которой накопилась много разрушительных эмоций.

Выделим особенности семей, способствующих воспитанию в детях агрессивности. Отсутствие эмоциональной привязанности, недостаток заботы со стороны отца или матери что приводит к раннему травматическому переживанию, перерастая в агрессию к окружающим. Причиной может быть и то, что один из родителей демонстрирует агрессивную поведенческую модель и поощряет в ребенке такие тенденции. Разрушительна и политика «двойных стандартов» воспитания в семье, например, отец слишком суров, порой даже жесток, но при этом мать чересчур попустительски относится к нежелательному поведению ребёнка. Результатом может стать оппозиционная, вызывающая реакция на внешний мир. Также причиной агрессии у ребёнка может являться развод родителей, т.к. воспитание в условиях неполной семьи проблематичнее.

Главным условием психологической безопасности членов семьи является сохранение теплых, доверительных отношений [20]. Родителям всегда следует помнить, лишь сохраняя положительный настрой во взаимоотношениях с ребёнком, можно искоренить агрессивные тенденции в поведении своего чада. И немало важным является личный пример поведения родителей.

Список литературы

1. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторнокурортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры.

2017. №4. С.26-30.

2. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 73-82.

3. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическое содержание модели лингвистической безопасности личности преподавателя вуза // Прикладная психология и психоанализ. 2016. №4. С. 12.

4.  Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Симулякры психологической безопасности в деятельности организации // Человек. Сообщество. Управление. 2015. №1. С. 18-30.

5.  Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С.1158-1166.

6. Краснянская Т.М., Уримагова А.А. Психологическая безопасность в школьной среде // В сборнике: Результаты современных научных исследований и разработок. Пенза, 2017. С. 216-218.

7.  Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Conceptualization of safety principle of educational practices //

Журнал министерства народного просвещения. 2015. № 4 (6). С. 180-188.

8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Трансформация темпорального пространства субъектной безопасности в условиях суицидального влияния // Education Sciences and Psychology. 2017. №2 (44). С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Встреча в семейном клубе". Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Родительское собрание " Встреча в семейном клубе". Тема: " Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" Форма проведения: Круглый стол...

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...

Консультация для родителей: Семейные причины детской агрессивности детей дошкольного возраста

Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явлен...

презентация "Формирование представлений о безопасном поведении детей в природе."

Актуальность             Самое ценное в нашей жизни – дети! Ребенку интересно абсолютно все:  ...

Сопровождение к презентации: «Формирование представлений о безопасном поведении детей в природе.

Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых.Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения в природе, способности предвидеть опасные событи...

Семейные представления о безопасности агрессивных детей

Статья посвящена агрессивной модели поведения детей, вызванной влиянием семейных факторов. Поскольку первичную социализацию ребёнок проходит дома, то важно выяснить, что провоцирует детскую агрессию, ...

Встреча в семейном клубе «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Цель: Повышать педагогическую компетентность родителей по проблемам: обеспечения безопасности жизнедеятельности, повышения ответственности за создание условий для безопасного поведения, воспитания осо...