Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей помощью логопедического массажа ложками
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мингалеева Альфия Валерихатовна

Разновидностью логопедического массажа является массаж ложками. В статье рассказывается о том, как применять ложки в коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей помощью логопедического массажа ложками.

Как говорил основоположник отечественной логопедии Михаил Ефимович Хватцев: «Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отсутствующих систем мозга, но  и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы».

Артикуляционная гимнастика – один из самых известных способов коррекции нарушений произносительной стороны речи. Однако наука движется вперед и в современной логопедии появляются все новые и новые способы воздействия на мышцы артикуляционного аппарата. Одним из инновационных методов является нетрадиционный массаж с помощью ложек.  Впервые металлические ложки стали применяться в косметологии доктором Рене Кохом. Доктор Кох разработал и предложил уникальную методику массажа с помощью обычных ложек. Р.Кох стал применять не только холодные, но и горячие ложки. Затем,  метод массажа с использованием ложек стал применяться и в логопедии. Массаж ложками может делать ребенку логопед, а также дети сами под руководством логопеда могут делать самомассаж.

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, сосудов, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического артикуляционного аппарата. Массаж ложками улучшает качество артикуляционных движений у ребенка,  помогает в формировании нужного уклада артикуляционных органов,  помогает нормализовать тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, развивает мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве; развивает правильную ритмико-слоговую структуру речи.

Основными задачами логопедического массаж ложками является:

  1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;
  2. Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от своего тела в пространстве;
  3. Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора;
  4. Улучшения качества артикуляционных движений;
  5. Сокращение или предотвращение рецидивов;
  6. Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов;
  7. Помощь в ликвидации ассиметрии лица;
  8. Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.        

Логопед также может обучить детей самомассажу ложками. Массажные движения лица   сначала выполняет ребенку логопед, а затем, постепенно ребенок обучается самостоятельно выполнять массаж. В процессе обучения необходимо использовать зеркало, чтобы ребенок мог контролировать выполняемые движения.

Основными задачами самомассажа ложками является:

  1. Обучение самостоятельному выполнению массажных движений лица, языка, неба, щек;
  2. Обучение содружественному выполнению массажных движений по образцу;
  3. Развитие ритмико-слоговой структуры речи;
  4. Формирование умения сопряженного проговаривания речевого материала при выполнении массажных движений.

Актуальность логопедического массажа и самомассажа ложками заключается в следующем:

  1. Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к артикуляционному массажу;
  2. Массаж ложками – это хорошая профилактика отрицательной реакции на логопедический массаж;
  3. Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;
  4. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца;
  5. Массаж ложками легко освоить родителям и применять в домашних условиях;
  6. Массаж ложками можно проводить как в подгрупповой деятельности, так и в индивидуальной;
  7. Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилением и никогда не сделает самому себе больно. Движения массажа достаточно просты, и дети их легко усваивают. Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию;
  8. Массаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов. Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица;
  9. Применение ложечного самомассажа играет положительную роль в развитии мелкой моторики у ребенка и способствует умению ориентироваться в пространстве.
  10. Стихотворное сопровождение самомассажа способствует развитию памяти, правильному формированию ритмической и слоговой структуры слов.

Однако надо учитывать, что существуют некоторые противопоказания к применению логопедического массажа или самомассажа ложками: острое инфекционное заболевание; высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит; гематомы, синяки  на лице, аллергия, солнечный ожог; проблемы во рту – различные воспаления, выпадение зубов; гиперчувствительность у ребенка; острая крапивница, отек Квинке в анамнезе; активная форма туберкулеза; онкологические заболевания; болезни крови и капилляров; тромбоз сосудов. Следует обратить внимание на то, что ссадины и царапины на лице не являются противопоказанием к проведению процедуры, если они не инфицированы (без нагноения).  Перед началом сеанса массажа повреждение кожного покрова следует обработать спиртовым раствором и во время процедуры обходить.

Если противопоказания к массажу отсутствуют, то можно приступать непосредственно к массажу. Остановимся поподробнее на технике логопедического массажа ложками. Существуют требования к выбору ложек, которые необходимо учитывать при организации деятельности по логопедическому массажу ложками. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, не острым кончиком. Приборы должны пройти предварительную дезинфекцию или чистку как до, так и после массажа. Также нужно позаботиться о чистоте рук, приготовить влажные салфетки, бумажные платки, стаканы под ложки. В зависимости от возраста  и комплекции используются следующие виды ложек: для взрослых – десертная, чайная ложка. Для старшего дошкольника и крупного ребенка – чайная ложка. Для младшего дошкольника и мелкого ребенка – кофейная ложка. В зависимости от массируемой зоны: для лица – чайная ложка, для выполнения движений во рту, на языке, за щекой  – кофейная ложка. При повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата следует периодически опускать ложку в стакан с теплой водой, а при пониженном тонусе – в стакан с холодной водой.

Основные приемы массажа и самомассажа ложками

1. Горками двух ложек поглаживаем вокруг лобных бугров.

2. Поглаживание горками ложек вокруг глаз: начиная от внутреннего угла бровей ведем к наружному, далее – под глазом к его внутреннему углу.

3. Круговые поглаживания горками ложек по щекам.

4. Спиральное растирание горками ложек висков с фиксацией и легким нажатием в конце движения.

5. Спиральное растирание пространства между бровями. 6. Движение снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака.

7. Скребущие движения по носогубным складкам кончиками ложек.

8. Неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине носогубных складок.

9. Скребущие движения по верхней губе кончиками ложек.

10. Скребущие движения по нижней губе кончиками ложек.

11. Неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ.

12. Круговое разминание горками ложек жевательных мышц.

13. Круговые разминания горкой ложки подбородочных мышц.

14.Упражнения с сопротивлением (изотонические) для укрепления мышц губ, щек, языка, нижней челюсти и выработки более точных движений.

В логопедическом массаже выделяют и другие направления работы, например различные упражнения с использованием ложек. Игровые упражнения способствуют запоминанию частей ложки, закреплению различных положений ложки в руке,  развитию мелкой моторики, синхронизации работы рук, развитию умения ориентироваться в пространстве, развитию ритмико-слоговой структуры речи.

Упражнения для развития мелкой моторики 

1. Ложку держим вертикально перед собой, поворачиваем ямкой от себя и к себе.

2. Развернуть ложку горизонтально ямкой к себе.

3. Захватываем ложку сверху в кулак – так как держат обычно маленькие дети.

4. Удерживаем ложку между 1-м, 2-м, 3-м пальцами.

5. Держим ложку горизонтально ямкой вниз двумя пальцами (1-м и 2-м) за кончик и покачиваем вверх-вниз.

6. Захватываем ложку сверху как малыши, но 1-й палец в ямке.

7. В предыдущем положении руки перекатываем 1-й палец по ямке вперед-назад.

8. Рука в положении п.6. 1-м пальцем делаем круговые движения по ямке.

9. Захватываем ложку сверху с частью черпака, а 1-й палец кладем со стороны горки снизу.

10. Рука в предыдущем положении. 1-й палец ходит вверх-вниз как клюв, а другие четыре пальца продолжают держать ложку за черенок и черпачок.

11. Держим ложку за черенок, ямкой от себя, водим вперед-назад. 12. Захватить ложку сверху в кулак как малыши. Повернуть ямкой к себе, выполнять движения вверх-вниз.

13. Держим ложку вертикально ямкой к себе. Указательным пальцем другой руки гладим по черпачку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"

1.     опыт работы на тему:«Логопедический массаж  ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мыш...

Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития

В статье раскрываются особенности  функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития  у детей раннего возраста  с перинатальным пораже...

Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей с помощью логопедического массажа ложками.

Разновидностью логопедического массажа является массаж ложками. В статье рассказывается о том, как применять ложки в коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей....