Игротека от педагога-психолога воспитателям средней группы № (4-5 лет)
картотека по коррекционной педагогике (средняя группа)

В данной работе представлены материалы к  журналу взаимодействия педагога-психолога с воспитателями средних групп. Материал рассчитан на проработку педагогами в осенний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka_osen_srednyaya_gr.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №6 Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Игротека от педагога-психолога воспитателям

Средней группы № (4-5 лет)

Педагог-психолог Зелина И.Ю.______________

Воспитатель._______________

Воспитатель._____________________

Рекомендованные игры с тревожными детьми

 (Упражнения на релаксацию и дыхание)

 

Срок

выполнения

Название

Цель

Ход игры

сентябрь

«Драка»

Подходит для тревожных и агрессивных деток.

Расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук

«Дети, представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите к кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

октябрь

«Воздушный шарик»

Снятие напряжения

Все играющие стоят или сидят друг перед другом. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится больше и больше, как увеличивается его размер. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите из друг другу.»

ноябрь

«Корабль и ветер»

Настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг остановился. Давайте ему дружно поможем и пригласим ветер на помощь. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь сильно выдыхаем через рот воздух. И пусть вырывающийся на волю ветер подгоняет наш кораблик. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Игры с агрессивными детьми

Срок

выполнения

Название

Цель

Ход игры

сентябрь

Бумажные мячики

Снизить беспокойство, напряжение, войти в новый жизненный ритм

перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Затем делятся на две команды и строятся в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего начинают бросать мячи на сторону противника.

октябрь

Воробьиные драки

снятие физической агрессии

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита).

«Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

ноябрь

«Минута шалости

Снятие напряжения, разгрузка

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

декабрь

Добрые – злые кошки

Снятие общей агрессии

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Способы выражения (выплескивания) гнева

1.         Громко спеть любимую песню.

3.         Попрыгать на скакалке.

4.         Используя «стаканчик для криков», высказать все свои эмоции.

5.         Топать ногами

7.        Втирать пластилин в картонку или бумагу.

8.         Устроить бой пластмассовыми бутылками

9.        Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

10.       Комкать и рвать бумагу

11.        Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.

12.        Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

Игры-упражнения для малоподвижных детей во время прогулки

Срок

выполнения

Название

Цель

Ход игры

сентябрь

Удочка

тренировка подвижности нервных процессов

Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель и вращает веревку по земле вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснулась веревка, выбывает из игры

октябрь

Догнать соперника

тренировка подвижности нервных процессов

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает

ноябрь

Быстро переложи мяч

тренировка внутреннего торможения

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя


Рекомендованные игры с демонстративными детьми

Срок

выполнения

Название

Цель

Ход игры

сентябрь

«Да и нет»

гармонизация осознания прав и обязанностей

    Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет». Например: «Ты ходишь в садик?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

 

сентябрь

"Эхо"

развитие наблюдательности, волевой регуляции, внимания, способствовать формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

октябрь

"Связующая нить"

способствовать формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

ноябрь

"Конкурс хвастунов"

развитие эмпатии, повысить уверенность ребенка в себе, способствовать получению положительных отзывов от сверстников

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

Игры для конформных детей

Срок

выполнения

Название

Цель

Ход игры

сентябрь

«Пишущая машинка»

Развивать внимание и концентрацию, способствовать раскрепощению.

Взрослый ведущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое-то слово, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д. Если дети маленькие и их немного, распределите не все, а несколько букв, и складывайте из них коротенькие слова.

октябрь

Игра  «Танграм»

Научить принимать решение самостоятельно

Составить из разных геометрических фигур картинку. По образцу или самостоятельно.

ноябрь

«Пойми меня»

Способствовать принятию ребенком самостоятельного решения

Ведущий вызывает одного ребенка, предлагает ему любую фразу, а ребенку необходимо изобразить с помощью жестов, мимики, пантомимики все, что ассоциируется со сказанным. На 3-4секунды замирает в этой позе. Затем дети стараются изобразить свою фигуру исходя из того, что они поняли в данной композиции! Затем идет обсуждение.


Игры для детей с поведенческими и эмоциональными расстройства

Срок

выполнения

Название

Цель

Ход игры

сентябрь

«Слушай хлопки»

тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

октябрь

"Найди отличие"

развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

ноябрь

"Кричалки—шепталки—молчалки"

развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".


Протестное поведение

Срок

выполнения

Название

Цель

Ход игры

сентябрь

«А-а-ах!»

тренировка умения владеть своими чувствами

Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

октябрь

«Путь домой»

развитие умения подчиняться общей групповой цели

Дети берут друг друга за руки таким образом, что правая их рука подана позади стоящему между своих ног, а левой берут за руку впереди стоящего человека. Играющим предлагается представить, что они все вместе – это гусеница, которой необходимо добраться до дома, ее там уже заждались… Но пройти будет не просто так, как надо пройти через горы, болото и глубокий ров.

Организатор на предстоящем пути расставляет препятствия: горы – лавка или скамейка; болото – песочница (если игра проводится на улице) или ковер, на котором расставлены «болотные кочки», чтобы не утонуть в болоте; ров – очерченное двумя параллельными линиями пространство на полу. В конце пути находится дом гусеницы в виде яблока.

ноябрь

Игра «По кочкам, по болотам»

развитие умения подчиняться общей групповой цели

На  полу (или асфальте) рисуются круги. Это – кочки. Задача детей- взявшись за руки, не отпуская друг друга пройти по кочкам через «болото». Важное условие: группа должна передвигаться одновременно так, чтобы одна нога участника стояла на одной кочке, вторая на другой. При этом на одной кочке могут находиться две ноги одновременно (одна нога одного участника, вторая-другого). Каждый участник должен вставать на ту кочку, на которой стоит впередиидущий. Таким образом, шагая одновременно под счет группа должна полностью перейти по кочкам, через препятствия, болото. Если кто-нибудь из участников ошибся (вовремя не поставил ногу на следующий шаг),  придется начать заново.

Игры на развитие сенсорного восприятия: «Большой/ маленький», «Что звучит?», «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Какое наощупь?», «Ммм… как пахнет!»,         « разложи/подбери по цвету/форме/величине».

Игры на развитие мышления: «Где это можно увидеть?», Животные и их детеныши», «Больше-меньше», «Найди лишнее», «Что из чего состоит?», «Как узнать?»

Игры на развитие памяти: ««Рассказываем сказку», «Запоминаем слова", «Запомни картинки», «Какой игрушки не хватает? ». Обезьянка», «Запоминаем вместе», «Слушай и исполняй», «Магазин».

Игры на развитие внимания: «Хлоп» («Топ»),  «Будь внимателен!», «Волшебное слово», «Я скажу, а ты - запомни», «Посмотри и сделай так же», «Чем похожи – чем отличаются?», «Успей дотронуться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми средней группы

Занятие направлено на развитие у детей положительного отношения к себе и другим, развитие воображения, снижение симптомов агрессивности, снятие мышечного и психоэмоцтонального напряжения. Детям заняти...

Конспект итоговой НОД педагога-психолога с детьми средней группы по развитию эмоциональной сферы воспитанников: тема "Путешествие в страну Эмоция"

НОД представляет собой итоговое занятие, направленное на закрепление полученных детьми знаний о чувствах и эмоциях. Материал подобран с учетом ФГТ и ФГОС....

Занятие педагога-психолога с детьми средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».

Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива....

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми средней группы

Занятие направлено на развитие у детей положительного отношения к себе и другим, развитие воображения,снижение симптомов агрессии, снятие психоэмоционального напряжения....

Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы по развитию эмоциональной сферы воспитанников как составляющей социально-коммуникативной компетенции

Субъект: подгруппа из 3 - 4 детей средней группы (дети 4-5 лет).Цель: развитие эмоциональной сферы, как составляющей социально-коммуникативной компетенции детей средней группы (детей 4-5 лет).Задачи:I...

Занятие педагога-психолога для детей средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».

Занятие с использованием мультемидийного оборудования, направлено на формирование благоприятного социально-психологического климата  в группе, сплочение детского коллектива. Презентация &q...

Интегрированное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя логопедической группы «Путешествие в космос» возраст 5-7 лет возраст 5-7 лет

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей по теме «Космос»Задачи: актуализация и активация словаря по теме;совершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшительно-ласкательной ф...