Консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика как средство развития речи ребенка"
консультация по коррекционной педагогике

Поспелова Светлана Владимировна

Развитие дыхания один из важных этапов в формировании речи ребенка. Поэтому среди различных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательнвя гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_.pdf1.45 МБ
Файл slova_k_prezentatsii_o_rechevom_dyhanii.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

«Дыхательная гимнастика как средство развития речи ребенка»

Выполнила учитель-логопед Поспелова С.В.  БДОУ г. Омска «Детский сад № 128 комбинированного вида»

СЛАЙД 2

Как мы дышим обычно? Обычно мы не задумываемся.  Дыхание в жизни происходит непроизвольно. 

Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Вдох и выдох приблизительно одинаковы по своей продолжительности. 

Во время разговора, особенно если это монолог, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха. Для этого вдыхают воздух носом, затем следует пауза, а после неё – выдох через рот, который получается намного длиннее, чем вдох. То есть на вдохе мы быстро набираем достаточное количество воздуха, а на выдохе постепенно его расходуем, тогда речь звучит  красиво и плавно.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время процесса говорения: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

СЛАЙД 3

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя ко многим заболеваниям. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидов, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания.

Неправильное речевое дыхание часто приводит:

  • К слабому вдоху и выдоху, что ведет к тихой, едва слышимой речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных)
  • Нарушению плавности речи
  • Ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
  • Нечеткому произношению слов "заглатыванию” конца слов или фраз
  • К неумелому распределению дыхания, т.е. ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять)
  • К торопливому произнесению фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  • Таким образом, дошкольникам с речевыми нарушениями прежде всего необходимо развивать объем лёгких и формировать грудобрюшной тип дыхания.

СЛАЙД 4

Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.

СЛАЙД 5

Можно выделить два аспекта комплексного воздействия на дыхательную систему.

1 - Участие в процессе коррекции разных специалистов: воспитателя, логопеда, муз. руководителя, инструктора по физической культуре и  

2 - Использование дыхательных упражнений в разных режимных моментах: Самостоятельная деятельность в речевом уголке, Во время прогулок, На занятиях

СЛАЙД 6

Правила для выполнения дыхательных упражнений:

- помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики

- не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут);

- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

- не переутомлять ребенка, дозировать темп и количество упражнений

(упражнение повторять не более 3-5 раз);

- осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи);

- следить: вдох через нос, выдох осуществляется ртом; губы при выдохе немного открыты («трубочкой»); выдох должен быть продолжительный и плавный; не поднимать плечи; не надувать щеки при выдохе.

- предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.

СЛАЙД 7

Работа по формированию правильного речевого дыхания проводится в определённой последовательности:

1 этап: формирование диафрагмального (физиологического) дыхания

2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме).

3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох.

СЛАЙД 8

Диафрагмальное (физиологическое) дыхание  позволяет увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.
(проводятся педагогами на занятиях и в режимных моментах)

Игры-упражнения, направленные на развитие диафрагмального дыхания:

«Покатай игрушку» (ребенок лежит на спине, на живот положить мягкую игрушку; на вдох игрушка поднимается, на выдох опускается),

«Шарик» (выполняется сидя на стуле или стоя, левая рука на животе),

«Задуй упрямую свечу» (в правой руке полоски бумаги, левая рука на животе; медленно подуть на полоски бумаги, «гасить свечу»),

«Собачка дышит» (рука на животе; положить широкий язык на нижнюю губу; сделать несколько интенсивных вдохов и выдохов; ладонью ощутить движение диафрагмы)  

СЛАЙД 9

При формировании речевого дыхания решаются задачи:

- Формирование целенаправленной воздушной струи

- Выработка сильного плавного удлинённого выдоха

- Развитие и тренировка речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз и предложений.

- Тренировка речевого дыхания  в процессе произнесения текста

         (стихи, рассказы, песни).

СЛАЙД 10,11,12

Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:

“Снежинки” (сдувание со стола комочков ваты),

“Султанчик”, “Ветряная мельница” (вращение ветряных игрушек),

“Цветочек” сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек,

“Покатай катушку, палочку” (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через нос, прокатить по гладкой поверхности катушку или палочку),

“Загони мяч в ворота” (через короткую трубочку дети задуть ватный шарик между двумя кубиками),

Пускание мыльных пузырей,

«Морской бой» (поддувание плавающих в воде бумажных корабликов),

«Бабочка, лети!», «Чья птичка дальше улетит?» (дутье на бумажные и пластмассовые  фигурки на столе), и др.

СЛАЙД 13

Игры-упражнения, направленные на развитие речевого дыхания.
1. Озвученный выдох – на плавном длительном выдохе произнести:

- отдельные гласные и согласные звуки («Паровоз гудит», «Заблудились», «Гусь шипит», «Пчела жужжит», «Комар звенит», «Насос» и т.д.);

- слитное произнесение рядов гласных звуков и прямых слогов с постепенным наращиванием их количества («Лесенка», «Радист» и т.д.);

- «Пропавшие звуки» (по беззвучной артикуляции взрослого догадаться и озвучить 2-3 гласных звука).

    2. Развитие речевого дыхания в   процессе произнесения слогов, слов, фраз, текста:

- Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым и обратным (1-2-3-4-5 или 5-4-3-2-1).

- По аналогии перечислять дни недели, названия месяцев, времена года

- Наращивание слов в предложении. Падают листья.  Падают желтые листья.  

Падают и кружатся  желтые листья.

СЛАЙД 14

При хорошо развитом речевом дыхании ребенок правильно на одном выдохе говорит длинные предложения, умеет правильно читать стихи,  после каждой фразы беря дыхание, а не в середине.

СЛАЙД 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»

Значение игры в развитии мелкой моторики рук, образного мышления, связной речи детей.  Примерные игры и упражнения, которые могут использовать родители в домашних условиях....

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей"

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детейРечь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вмест...

Консультация для родителей: «Игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»

laquo;Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький...

Консультация для родителей младшей группы. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

laquo;Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, разв...

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

При занятиях пальчиковой гимнастикой дошкольник как бы  запускает процесс для активации развития центров головного мозга. Пальчиковая гимнастика развивает речь дошкольника....

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста...