Особенности работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костина Алина Руслановна

В презентации представлен материал по работе с родителями, имеющих ребёнка с ОВЗ, а также приведены примеры ситуаций, с которыми могут сталкиваться в своей профессиональной  деятельности учителя-дефектологи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с родителями, имеющих ребёнка с ОВЗ Учитель-дефектолог ГБУСО КО «Особый ребенок» Костина Алина Руслановна

Слайд 2

Быть отцом или матерью отстающего в развитии…это калейдоскоп чувств и переживаний. В нём есть своя красота, но он постоянно меняется. Это и раздражение на неловкие ручки , которым никак не удаётся справиться со шнурками на ботинках… И чувство вины за это раздражение… И прилив любви к человеку, который нуждается в вашей защите; и всплеск ужаса из-за того, что он будет нуждаться в ней вечно… И радостное восхищение тем, как, несмотря на такие препятствия, он всё же продвигается вперёд. И страх перед неотступным тиканьем часов, от хода которых ваш ребёнок так безнадёжно отстаёт. Это и молитва о том, чтобы его жизнь тихо и безболезненно прекратилась. И ужас от того, что он, кажется заболел…Это- триста шестьдесят пять дней в году. М.Селигман , Р.Б.Дарлинг Из книги « Обычные семьи, особые дети»

Слайд 3

Семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ - реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребёнка. Коррекционно-развивающая среда в семье - внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребёнка с психофизическими недостатками.

Слайд 4

Нарушения личностного развития детей с ОВЗ- результат биологического и социального факторов: Н аследуемых от родителей характерологических черт, переломленных через дефект ребёнка; Н еблагоприятных условий воспитания, создаваемых психоэмоционально травмированными родителями.

Слайд 5

Работа с семьёй - одно из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Слайд 6

Психологическое изучение, консультирование и психокоррекция – основные направления системы комплексной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ. Цель диагностической и консультативной работы - выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребёнка с ОВЗ и нарушающих гармоничную внутрисемейную деятельность.

Слайд 7

Принцип комплексного и многоаспектного изучения проблем семьи

Слайд 8

Принцип оказания ранней помощи семье ребёнка с ОВЗ

Слайд 9

Принцип системного подхода в реализации психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ

Слайд 10

Принцип психолого-педагогического сопровождения семьи на разных возрастных этапах жизни ребёнка , подростка, молодого человека с ОВЗ, взрослого инвалида

Слайд 11

Принцип выявления реабилитационных возможностей детей с ОВЗ

Слайд 12

Принцип учёта психологических особенностей родителей , воспитывающих детей с нарушениями в развитии, или лиц их замещающих

Слайд 13

Принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребёнку

Слайд 14

Принцип единства диагностики и коррекции

Слайд 15

Принцип конфиденциальности и профессиональной этики

Слайд 16

Умственно отсталые дети Тотальное недоразвитие высших корковых функций, инертность психических процессов, тотальное недоразвитие познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения. (Т.А. Власова, М.С.Певзнер , С.Я. Рубинштейн, Ж.И.Шиф )

Слайд 17

Интеллектуальный дефект является для родителей и близких умственно отсталых детей тяжёлым и длительным психотравмирующим фактором

Слайд 18

Дети с детским церебральным параличом Характеризуется сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности. (Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова , И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук , Е.М. Мастюкова ).

Слайд 19

Психику родителей детей с ДЦП фрустрируют двигательные и сопутствующие психические расстройства: речевые и интеллектуальные.

Слайд 20

Аутичные дети Расстройства аутистического спектра (РАС) объединяет широкий спектр нарушений различной этиологии со сходными характеристиками эмоционально-волевой сферы, речевой деятельности и потенциальных возможностей детей к социальной адаптации.

Слайд 21

Фактором, травмирующим эмоциональный статус родителей аутичного ребёнка, является нарушение у него способности к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.

Слайд 22

Особая недостаточность энергетического потенциала ребёнка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального донора.

Слайд 23

Дети с задержкой психического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения Полиморфная группа детей со слабовыраженной, негрубой патологией мозга или функционально-динамическая слабость ЦНС, обуславливающей нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей и дефект в принципе обратим.

Слайд 24

Патологическое развитие личности, проявляющееся в постоянным конфликтах, социальной неадекватности и социально неприемлемых формах поведения детей , вызывает у родителей чувство безысходности и полной потери связи с ребёнком.

Слайд 25

Особое напряжение и повышенное внимание у родителей детей с ЗПР вызывают проблемы, связанные с усвоением учебного материала, личностная незрелость, патология поведения и соматической сферы, трудности коммуникативного характера, высокая возбудимость и гиперактивность детей.

Слайд 26

Дети с речевой патологией Нарушения речи или её полное отсутствие являются предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчуждённостии отгороженности в родительско - детских отношениях.

Слайд 27

Дети с сенсорными нарушениями Для родителей детей с сенсорными расстройствами, которые сами не страдают подобными дефектами, нарушения слуха или зрения у ребёнка, или обоих анализаторов одновременно, являются фрустрирующим препятствием к установлению с детьми естественного социального контакта и межличностных связей.

Слайд 28

Психологические портреты родителей детей с ОВЗ: Портрет родителя авторитарного типа Портрет родителя невротичного типа Портрет родителя психосоматичного типа

Слайд 29

Модели воспитания в семьях детей с ОВЗ Гиперопека Противоречивое воспитание Воспитание по типу повышенной моральной ответственности Авторитарная гиперсоциализация Воспитание в «культе» болезни Симбиотический тип воспитания Тип воспитания «маленький неудачник» Гипоопека Отвержение ребёнка

Слайд 30

В семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии, обычно доминируют две модели воспитания,: Модель «сотрудничество», которая означает контакт и помощь родителя ребёнку; Модель «отказ от взаимодействия», которая свидетельствует об отвержении ребёнка самыми близкими людьми.

Слайд 31

Основные направления консультирования семьи ребёнка с ОВЗ

Слайд 32

Первый этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня и взаимопонимания. Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих. Третий этап: психолого-педагогическая диагностика ребёнка с ОВЗ. Четвертый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик. Пятый этап: Оценка результатов диагностики и формулирование проблем, существующих в семье. Шестой этап: Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Седьмой этап: Подведение итогов.

Слайд 33

Экспериментальное изучение личностных особенностей, внутрисемейных отношений, ценностных ориентаций и воспитательских позиций родителей Анкета «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачёва ) Социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачёва ) Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин ) Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В.В. Ткачёва ) Методика «История жизни с проблемным ребенком» (В.В. Ткачёва)

Слайд 34

Оптимальный возраст для первой диагностики, если что-то беспокоит, даже если нет конкретных жалоб, но смутно кажется что с ребёнком что-то не то, он отстаёт в развитии или развивается как-то не так - год! Идеальный набор для всесторонней диагностики: невролог, психолог, логопед и дефектолог. Решение о назначении и отмене медикаментов имеют право принимать только два специалиста: невролог и психиатр. Самостоятельное назначение препаратов ребёнку недопустимо!

Слайд 35

Ошибочные линии поведения: Первая - старательно видеть окружающее только в чёрном цвете; Вторая - романтизация особенностей развития ребёнка. Важно приспособить малыша к жизни в нашем обществе! Чтобы отследить успехи ребёнка, многим помогает родительский дневник .

Слайд 36

Мне когда-то казалось, что однажды произойдёт чудо и всё изменится. Мой мальчик станет таким же, как все, пойдёт в школу со всеми ребятами. Теперь я понимаю, что чудо уже произошло, оно происходит с нами каждый день. Кому, как не нам, знать, какой недоступной и великой ценностью может стать Здоровье. Но оно не больше Любви. Кто знает, зачем мы приходим в этот мир? Может быть, для того, чтобы любить и радоваться, а всё прочее приложится. Из рассказа мамы особенного ребёнка о сыне

Слайд 37

Ситуация № 1. По результатам диагностического обследования ребёнка 5,5 лет учитель-дефектолог выявил актуальный уровень интеллектуального развития ребёнка, который составил возрастной диапазон от 2-2,5 лет. Результаты обследования были озвучены родителям ребёнка, намечены основные направления коррекционной деятельности. С результатами обследования родители не согласны. Как должен поступить педагог в данной ситуации?

Слайд 38

Ситуация № 2 Возраст ребёнка 6 лет. При полноценном физическом развитии мама носит ребенка на руках, в условиях коррекционного учреждения доносит мальчика до кабинета учителя-дефектолога на руках. За пределами учреждения пользуется детской коляской и передвигает ребёнка в ней. У ребёнка отмечается слабый мышечный тонус, тело ребёнка недостаточно вертикализировано , пищу ребенок принимает из бутылочки. По результатам диагностики был определён актуальный уровень развития ребёнка, который составил от 0-1 года, были намечены основные коррекционные направления и донесены до мамы . С результатами диагностики мама не согласна. Как должен поступить педагог в данной ситуации?

Слайд 39

Ситуация № 3 В класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?

Слайд 40

Ситуация № 4 Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?

Слайд 41

Ситуация № 5 Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель ОУ в сложившейся ситуации?

Слайд 42

Ситуация № 6 В процессе второго индивидуального занятия ребёнок 6 лет с генетической патологией начинает протяжно издавать звуки, наблюдаются реакции протеста, громкий плач. Мама мальчика крайне недовольна данной реакцией ребёнка и настроена негативно по отношению к педагогу. По словам мамы, педагог применил не подходящие её ребёнку методы обучения, был недостаточно ласков и приветлив с её ребёнком. Какие действия должен предпринять педагог в сложившейся ситуации?

Слайд 43

Ситуация № 7 Продолжительность коррекционно-развивающего занятия для ребёнка 5 лет составляет до 30 минут. Продолжительность консультативной работы с родителями составляет до 10 минут. Мама ребёнка не согласна с установленным режимом. Какие действия должен предпринять педагог?

Слайд 44

Рекомендуемая литература Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с. (Специальная психология .) Йохансон И. Особое детство.-М.:Теревинф,2010. Керре Н. Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии. – М, 2018 . Морис К. Услышать голос твой [ электронный ресурс ] .- https://bookap.info/popular/moris_uslyshat_golos_tvoy/

Слайд 45

ГБУСО КО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» г.Калининград , ул. Подп. Иванникова, д. 3 Тел. 53-09-96 Электронная почта: osobyirebenok@mail.ru Сайт: http://osobiy-rebenok.klgd.socinfo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми, имеющими синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.

Консультация для педагоговГБОУ детский сад № 994 г. МоскваПодготовил учитель –логопедСултанова Наталия Витальевна2013 год Особенности работы  с детьми, имеющими  синдромом  гиперак...

Особенности работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ.

Рекомендации родителям, имеющим ребёнка с ОВЗ,...

Особенности работы с детьми, имеющими трудности в общении

Статья о том как провильно работать с детьми, которые имеют отклонения в поведении, общении как со взрослыми так и с детьми....

Особенности работы с родителями, имеющими детей с РАС

Рекомендации родителям, имеющими  детей с РАС....

Формы работы педагога с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...

Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).Для нег...