Тренинг
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Хухринова Екатерина Михайловна

Тема НОД: «Волшебный песок»

Возрастная группа: старшая группа «Пчелка» (4-5 лет).

Направление образования и развития: физическое и психологическое здоровье воспитанников.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

  • Создание условий для развития эмоционально-личностной сферы,
  • развитие мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии, 
  • создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать навык экспериментирования с песком;
  • обогащать тактильный опыт у воспитанников;

Развивающие задачи:

  • развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук,
  • развивать речевую активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

 Методические приёмы:

- игровой (сюрпризные моменты, путешествие в мир сказок),

- наглядный (демонстрационный и раздаточный материал),

- словесный (пояснение, объяснение),

- практический (работа с раздаточным материалом).

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательско-познавательная, двигательная.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, показ, объяснение, игры с музыкальным сопровождением.

Способы рисования песком: рисуем пальчиками, рисуем кулачками, разгребаем песок, насыпаем в трафареты.

Оборудование: салфетки, фартуки по количеству детей; подносы с песком по количеству детей; карманный фонарик (луч); песочница; магнитная доска; шаблоны «солнце»; цветной песок; предметные картинки «Правила техники безопасности при работе с песком»; магнитофон;  камешки разного размера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

психолого-педагогического тренинга

на тему: «Волшебный песок»

Педагог-психолог:

МДОУ «Детский сад № 24 «Солнышко»

г. Красный Кут Саратовской области»

Хухринова Е.М.

2020г.


Тема НОД: «Волшебный песок»

Возрастная группа: старшая группа «Пчелка» (4-5 лет)

Направление образования и развития: физическое и психологическое здоровье воспитанников.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

  • Создание условий для развития эмоционально-личностной сферы,
  • развитие мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии, 
  • создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать навык экспериментирования с песком;
  • обогащать тактильный опыт у воспитанников;

Развивающие задачи:

  • развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук,
  • развивать речевую активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

 Методические приёмы:

- игровой (сюрпризные моменты, путешествие в мир сказок),

- наглядный (демонстрационный и раздаточный материал),

- словесный (пояснение, объяснение),

- практический (работа с раздаточным материалом).

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательско-познавательная, двигательная.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, показ, объяснение, игры с музыкальным сопровождением.

Способы рисования песком: рисуем пальчиками, рисуем кулачками, разгребаем песок, насыпаем в трафареты.

Оборудование: салфетки, фартуки по количеству детей; подносы с песком по количеству детей; карманный фонарик (луч); песочница; магнитная доска; шаблоны «солнце»; цветной песок; предметные картинки «Правила техники безопасности при работе с песком»; магнитофон;  камешки разного размера.

Ход НОД

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

I. Вводная часть

-Приглашаю детей в группу, и становится с ними в  круг.

-Какие ассоциации у вас вызывает песок?

Дети заходят в группу, проходят за столы, перед каждым ребенком поднос с песком, закрытый салфеткой.

Ответы детей

-Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек.

Положила в ладошки каждому ребенку камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. И напоминает, что всё тело надо расслабить.

Закрывают глаза и ждут камушка. Расслабляются и не двигаются.

После дети открывают глаза и рассматривают свой камень.

-Посмотрите на свои камешки, сожмите их в кулачке. Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться.

-Ребята, посмотрите какие красивые подносы стоят на столах перед вами. А что в них, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

- Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я?

Правильно, Снимите салфетки, перед вами песок.

- Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком?

- Пододвиньте свои подносы ближе к себе. Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте вспомним:

Правила игры с песком

1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!

2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!

5. После игры с песком – помой руки!

- Молодцы! Все правила запомнили

Смотрят на свои камушки и сжимают их в руках.

Ответы детей

Ответы детей

Дети пододвигают свои подносы и начинают разглядывать песок.

Ответы детей

II. Основная часть

Приглашает детей к песочнице.

Ярко солнышко сияет

И ребяток приглашает

Поиграть сейчас в песочек

Речки ласковый дружочек,

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно.

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в песочный дождик».

- А вы знаете, что такое песочный дождик?

- В волшебной стране бывает необычный песочный дождик и песочный ветер. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.

Игра «Песочный дождик»

-Игра «Чувствительные ладошки»

-Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? 

- Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

- Игра «Необыкновенные следы»

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

- Посмотрите, какие получились интересные следы.

-А теперь давайте поиграем в игру под названием «Секретки».

Дети отворачиваются, пока педагог-психолог прячет секрет.

-Что спрятано в песке? В песке, ребята, прячутся игрушки, найдите их!

- Все нашли! Молодцы! В конце занятия мы увидим, что произойдет с нашими камешками.

Дети встают возле песочницы.

Ответы детей

Дети медленно высыпают песок из своего кулачка в песочницу.

Затем закрывают глаза и кладут на песок ладонь с расставленными пальчиками, педагог- психолог сыплет песок на какой- либо палец, а ребенок называет этот палец.

Ответы детей

Выполняют задание

Ответы детей

Дети выполняют задание

- А теперь посмотрим, насколько вы внимательны, по моей команде вы должны руками закрыть глаза:

Раз, два, три не смотри!

Выключается свет, включается подсветка.

 - Вам темно? Страшно? Кто боится темноты?

Кто боится темноты?

Ну, конечно же не мы!

Можно в темноте играть

Или даже рисовать!

 

- Откройте, пожалуйста, глаза!

А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты.

Дети закрывают глаза

Ответы детей

Дети наблюдают за огоньком

- Ребята посмотрите, какие красивые, огоньки бегают по потолку, словно разноцветные звёздочки.

Звезды нам с небес сияют

В темноте нам освещают

- А вот самая яркая звёздочка, хочет поиграть с нами. Посмотрите она рисует в темноте!

-Я на стене нарисую луч, а вы следите какие геометрические фигуры он вам рисует!

- Вот (проведите пальцем прямую линию слева направо)

Так (проведите пальцем прямую линию сверху вниз)

Вот (проведите пальцем прямую линию справа налево)

Так (проведите пальцем прямую линию снизу вверх)

Снова повторите эти действия в той же последовательности.

Получается Квадрат.

А вот четыре стороны –

Квадрат нарисовали мы.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Прямоугольник квадрата длиннее.

Фигура попроще, рисуем смелее.

Можно «начертить» таким же способом треугольник:

Раз, два, три: треугольник начерти.

Круглый круг похож на мячик,

По стене он быстро скачет.

Попросите ребенка самого начертить эти геометрические фигуры.

- Вам нравиться рисовать. У вас хорошее настроение?

- А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке — они станут художниками.

Я рисую на песке,

Словно мелом на доске.

Просто пальчиком черчу

Все, что только захочу.

Я рисую небосвод,

вот и солнышка черед,

облака совсем не тучи,

а внизу дубок могучий!

я рисую - мне не лень

за окном хороший день.

 

- Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: облака

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду. (Рисуют дождь)

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной. (Рисуют гриб)

Дождик с радугой-дугой. (Рисуют радугу)

- Правильно, солнышко! Сейчас каждый нарисует солнышко в песочнице.

Но сначала разогреем свои ручки.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти – вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький

- Игра – упражнения «Песочное солнце» 

-Нарисуем желтый круг

 После лучики вокруг

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

-А теперь давайте украсим лучики 

Я рисую на песке

Носик и глаза в кружке.

Это солнце яркое,

Желтое и жаркое.

- Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас

получились.

Молодцы ребята!

Все справились с заданием.

 Наши солнышки нам улыбается, давайте мы тоже улыбнемся им.

-Устали? А теперь немножко отдохнём

А если включить подсветку, то картины получаются «сказочные».

- «Сотвори солнце в себе»

-В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который

несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт в себе мир. Звездочка опять увеличилась, Направляем лучик с добром, и звёздочка стала ещё больше. Мы направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становиться большой, как солнце. Оно несёт тепло

 все – всем (руки в стороны перед собой).

- Игра: «До свидания, песочек»

- А теперь прошу попрощаться с песком разными способами:

  • прикоснуться к песку разными пальцами поочередно,
  • сжимать кулачки с песком,
  • прикасаться к песку всей ладошкой - внутренней, затем внешней ее стороной.

-Песочек также хочет с вами «попрощаться» (психолог берет в кулак песок и медленно сыплет его в руки ребенка).

Дети совместно с педагогом-психологом  рисуют фигуры с помощью луча на экране.

Дети выполняют задания рисуя геометрические фигуры.

Ответы детей

Дети выполняют задание

Выполняют гимнастику

Выполняют задание

Ответы детей

Наблюдают за своими картинами.

Дети на песке с помощью трафарета рисуют круг, посыпают цветным песком, украшают лучики солнца различными предметами

Прощаются с песком. Выполняют задание.

III. Заключительная  часть

- А сейчас давайте встанем в круг и посмотрим на наши камешки, что же с ними произошло? Посмотрите они стали большими, наполнились силой, добротой, вашей любовью!

- Давайте возьмемся за руки и скажем.

-Мы стоим рука в руке, вместе мы большая сила,

можем мы большими быть, можем маленькими стать,

но никто один не будет!

- Всем спасибо! Но мы забыли выполнить последнее правило:

После игры с песком - помой руки! Пройдёмте к умывальнику и помоем свои руки.

Ответы детей

Выполняют задание

Моют руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...