Выступление на педагогическом часе на тему: «Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»
материал по коррекционной педагогике

Алексеева Анастасия Анатольевна

Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Дети, страдающие РАС и задержками речевого развития, требуют занятий по особой программе, которая учитывает не только необходимость совершенствования сенсорной организации ребенка, но и восстановления отдельных сенсорных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_chase.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЁНУШКА»

Выступление на педагогическом часе на тему:

«Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Алексеева Анастасия Анатольевна

г.о. Клин, 10 января 2020г.

Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Дети, страдающие РАС и задержками речевого развития, требуют занятий по особой программе, которая учитывает не только необходимость совершенствования сенсорной организации ребенка, но и восстановления отдельных сенсорных функций.

Задачи сенсорного воспитания:

1. Развитие функций отдельных анализаторов.

2. Формирование понятий цвета, формы, пространственно-временных представлений.

3. Развитие психических процессов (особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и слуховому вниманию).

Задачи сенсорного воспитания зависят от уровня речевого развития ребенка.

Грубые сенсорные нарушения характерны для первого и второго уровней речевого развития (ОНР). В этот период идет формирование представлений о цвете, форме предметов, об их пространственных отношениях.

Задачи сенсорного воспитания приближаются к задачам, сформулированным для детей с нормальным речевым и психическим развитием. Одной из них является:

4. Знакомство детей с отдельными свойствами предметов и обучение обобщенным приемам обследования предметов.

Для организации полноценного ознакомления ребенка с предметом необходимо привлечение двигательного анализатора (ребенок должен потрогать, ощупать, обвести пальцем очертания предмета). Формирование любого понятия включает в себя обязательно двигательный момент.

Схематически знакомство с предметом состоит из следующих действий:

1. Последовательное прослеживание взором основного контура предмета.

2. Сравнение этих очертаний с различными видами форм, выделение геометрической формы и ее название.

3. Выделение отдельных частей предмета и определение их формы, для чего необходимо прослеживание взором очертаний каждой части.

4. Установление пространственных взаимоотношений частей относительно центральной части предмета (выше, ниже, слева, справа).

5. Определение цвета предмета и его частей.

6. Установление пространственного расположения всего предмета.

Привлечение осязания, обведение контура предмета пальцем, ощупывание поверхности помогает компенсировать недостатки зрительного восприятия предмета.

При работе с детьми с нарушениями речи применяются пособия М.Монтессори, дидактический материал для освоения формы, цвета, величины Е.И. Тихеевой, метод моделирования: перемещение предметов в пространстве, моделирование временных отношений.

Подготовкой к занятиям и формированию фонематического слуха могут служить игровые упражнения, направленные на умение различать звуки по высоте, длительности, определению направления звука. Такие упражнения могут проводиться как музыкальным руководителем, так и воспитателем.

Сенсорное воспитание осуществляется в основном на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, пением, ритмикой. Одной из важных форм сенсорного воспитания являются специально подобранные дидактические игры, в которых детей учат вырезать, складывать, собирать целое из отдельных частей, формируют у них пространственные представления, развивают и совершенствуют функции анализаторных систем.

Большая работа направлена на развитие речи дошкольников. Полноценное восприятие и дальнейшее воспроизведение полученных знаний детьми должно опираться на функции сохранных анализаторов.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

 В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Система сенсорного развития детей  младшего дошкольного возраста.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Сенсорное воспитание детей может осуществляться через разные формы работы:

  • Создание центра  сенсомоторный уголок  в группе;
  • игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
  • фронтальные и подгрупповые занятия;
  • развлечения;
  • сенсорный маршрут на участке детского сада;
  • игровые сеансы  "Предметы вокруг нас";
  • игровые сеансы "Наши помощники".

Сенсомоторный  центр предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на игровых сеансах, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Назначение сенсорного центра  в группе  –  развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Методика проведения игровых сеансов  по сенсорному развитию детей.

Планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

При планировании НОД  по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают: возраст детей, уровень их развития.

Тактильно-двигательное восприятие.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.

«Тактильный» (от лат. «tactilis») - осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

 С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет большую роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.

      С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • конструирование из бумаги (оригами);
  • макраме (плетение из ниток, веревок);
  • рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
  • игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • собирание пазлов;
  • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

 Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

 Для развития тактильной чувствительности у детей  необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом часе на тему:«Особенности развития познавательной сферы дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и...

Описание практики «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»

Описание практики будет изложено на примере цикла коррекционных  занятий  с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодейсвия с социумом"( из опыта работы).

Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности...

Выступление на педагогическом совете с темой "Сенсорное воспитание детей в домашних условиях"

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наи...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....