Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике

Ярая Елена Николаевна

В статье предлагаются рекомендации по проведению физкультурно – оздоровительной работы,  с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий в ДОУ. Представлены материалы, которые помогут организовать занятия, игры, упражнения, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 

Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Аннотация

В статье предлагаются рекомендации по проведению физкультурно – оздоровительной работы,  с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий в ДОУ. Представлены материалы, которые помогут организовать занятия, игры, упражнения, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей с ОВЗ.

Ключевые слова

Коррекционно - восстановительные мероприятия, дошкольники, здоровье, физическая культура, комплекс упражнений, дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья ), физкультурные занятия, двигательная активность.

        В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с (ОВЗ) ограниченными возможностями здоровья. Мы наблюдаем огромное количество дошкольников с нарушением речи, с задержкой психического развития, дети инвалиды.

        Дошкольное учреждение – создаёт максимально комфортные условия для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психологических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме. Очень важно создавать условия для улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главной задачей является необходимость сформировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни,  развитие способностей к преодолению физических нагрузок и психологических барьеров, которые очень препятствуют полноценной жизни ребёнка, формирование функций разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих.

        Очень важным компонентом в работе с детьми  является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами.

       Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий по физическому воспитанию, показывает, что при систематической работе уже на ранних этапах обучения можно добиться существенных результатов. И чтобы наши дети смогли хорошо учиться в школе, жить нормально в коллективе, адаптироваться в обществе, мы должны приложить максимум совместных усилий при оказании помощи детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития.

     В детском саду занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки [1,с.218 ]. Ни один ребёнок от занятий не освобождается и каждый получает нагрузку, которая соответствует его состоянию здоровья. Все занятия, проводимые инструктором,  индивидуальные и фронтальные, носят игровой характер и не причиняют  вред здоровью ребёнка.

       Практика доказывает, что при правильной организации  физкультурных занятий можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки:

- закрепление представлений детей об окружающем мире;

- ориентироваться в пространстве;

- обогащать словарь детей;

- закреплять количество и счёт;

- классифицировать предметы по цвету, форме, величине и др.

Дети с ОВЗ нуждаются в повышенной двигательной активности. Педагогические воздействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья детей, в этом и заключается специфика занятий по физической культуре[8,с.24]. Главным условием подготовки ребёнка к жизни, это исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей.

   Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья  носят коррекционно-развивающую направленность. Именно поэтому на каждом занятии основными задачами являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, укрепление мышечного корсета  и активизация вегетативных функций.[6,с.7 ].  Чтобы работа давала результат  в данном направлении, педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать, работать в системе с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с мед.работником, логопедом, психологом, воспитателями.

       На своих занятиях инструктор по физической культуре должен обязательно проводить диагностику (мониторинг) степени физического развития в начале и конце учебного года[5,с.38].  По выявленным результатам входной диагностики мы узнаём основные проблемы развития дошкольника, и создаём образовательный маршрут.

       В детском саду применяются разнообразные формы работы на занятиях: индивидуальные (облегченное задание для вновь поступившего ребенка в данную группу, либо с более тяжелым диагнозом); систематические (основные виды движений и гимнастики, повторяющиеся на протяжении месяца); соревновательные и игровые (внутри группы). Одни формы организуются инструктором по физической культуре самостоятельно, другие после обсуждения и рекомендаций с другими специалистами[3,с.86 ].  На протяжении всего занятия обязательно присутствуют воспитатели и специалист (логопед, психолог и др.), которые участвуют в процессе занятия.

       Все оздоровительные мероприятия должны быть направлены на своевременную коррекцию возникающих отклонений и на сохранение имеющегося потенциала здоровья.

       Занятия по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития.


Список использованной литературы:

1.Веракса Н.Е., Комарова Т.С. Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- 2014.

2.Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

3. Гаврючина Л.В  Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с

4. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 9.

5. Маханёва М.Д ., Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999. – 88с.

6.  Моргунова О.Н., Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

7. Подольская Е.И., Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет – Волгоград: Учитель, 2011.  

8.   Хамитова Л.М., Развитие координации движений и крупной моторики на занятиях по физкультуре. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2010г.

© Ярая Е.Н., 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых игр в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми дошкольного возраста (из опыта работы).

Роль физического воспитания в образовательном процессе очень велика. Для улучшения качества занятий физической культуры мы решили использовать сюжетно-ролевые игры....

Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми ОВЗ

Раздел коррекциорнной  работы с детьми  ОВЗ в рабочую программу инструктора по физической культуре....

Семинар для воспитателей "Особенности методики проведения занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста"

В семинаре обсуждается современное занятие по физическому воспитанию детей. Обсудили все этапы занятия, методику проведения разных частей занятий....

Работа инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический ме...

Работа инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Статья о работе инструктора инструктора по физической культуре  с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...

Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Правильная организация воспитательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и соци...