Главные вкладки

    Работа инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей
    статья по физкультуре (средняя группа)

    Еланцева Надежда Ивановна

    Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

     «Актуальной задачей физического воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_fgos_elantseva_n.i.docx24.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Еланцева Н.И., инструктор ФК

    ГБДОУ детский сад №26

    Компенсирующего вида

    Пушкинского района

    Санкт- Петербурга

    Работа инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

    Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

     «Актуальной задачей физического воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

    Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.

    В соответсвии с п. 2.6 ФГОС дошкольного образования физическое развитие является одним из направлений развития и образования детей дошкольного возраст, для обеспечения развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

    Физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

    • Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обоих рук, а так же с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег,  повороты в обе стороны);
    • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
    • Овладение подвижными играми с правилами;
    • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

    В п. 2.9 ФГОС дошкольного образования говорится, о том что содержание программы дошкольного учреждения должно состоять из обязательной части, объем которой рекомендуется не менее 60% от общего объема и части формируемой участниками образовательных отношений, которая составляет не более 40%. Применение здоровьесберегающих технологий в работе дошкольного образовательного учреждения позволяет, без ущерба для обязательной части образовательной программы проводить работу по укреплению и сохранению физического и психологического здоровья дошкольников.

    В п. 3.3. ФГОС описаны требования к развивающей предметной среде, в частности в п. 3.3.1. развивающая  предметная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.  

    Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков/

    «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

    Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

    • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
    • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

    • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
    • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
    • проведение профилактической оздоровительной работы;
    • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
    • мотивация детей на здоровый образ жизни;
    • формирование полезных привычек;
    • формирование валеологических навыков;
    • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
    • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

    Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

    • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
    • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулоки т.д.)
    • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
    • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление инструкторов с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
    • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

    Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. 

    Картотека здоровьесберегающих технологий

    Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке инструктора ФК детского сада.

    Физкультминутки

    Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

    Цель таких физкультминуток заключается в:

    • смене вида деятельности;
    • предупреждении утомляемости;
    • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
    • активизации кровообращения;
    • активизации мышления;
    • повышении интереса детей к ходу занятия;
    • создании положительного эмоционального фона.  

    Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

    Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

    Дыхательная гимнастика

    Изучение опыта работы многих инструкторов ФК дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

    Использование дыхательной гимнастики помогает:

    • улучшить работу внутренних органов;
    • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
    • тренировать дыхательный аппарата;
    • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
    • повысить защитные механизмы организма;
    • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
    • развивать речевое дыхание.

    На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

    В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

    Пальчиковая гимнастика

    Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

    • осязательных ощущений;
    • координации движений пальцев и рук;
    • творческих способностей дошкольников.

    Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

    • массаж;
    • действия с предметами или материалами;
    • пальчиковые игры.

    Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

    Гимнастика для глаз

    Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

    • снятия напряжения;
    • предупреждения утомления;
    • тренировки глазных мышц;
    • укрепления глазного аппарата.

    Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

    Обычно образец выполнения каждого действия показывает инструктор ФК, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

    Психогимнастика  

    Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

    • проведение психофизической разрядки;
    • развитие познавательных психических процессов;
    • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
    • коррекция отклонений в поведении или характере.

    Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

    • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
    • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
    • этюдов с психотерапевтической направленностью.

    Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

    Ритмопластика

    Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

    • восполнение «двигательного дефицита»;
    • развитие двигательной сферы детей;
    • укрепление мышечного корсета;
    • совершенствование познавательных процессов;
    • формирование эстетических понятий.

    Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

    Игротерапия

    В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

    • проявить эмоции, переживания, фантазию;
    • самовыразиться;
    • снять психоэмоциональное напряжение;
    • избавиться от страхов;
    • стать увереннее в себе.

    Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа воспитателяс с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников. Это задача, которая тре...

    Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения здоровья и укрепления здоровья детей.

    Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольниковЗдоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недос...

    Работа с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы здоровьесбережения

    Одной из приоритетных задач современного образования является сохранение здоровья, оптимизация учебно-воспитательного процесса, разработка здоровьесберегающих технологий и формирование ценности здоров...

    Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

    Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей...

    Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

    Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей В соответствии с требованиями федерального государственного образов...

    Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

      Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным яв...

    Статья "Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей"

    Робонен Виктория Сергеевна,Воспитатель ГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: в...