Дистанционная коррекционная работа учителя-логопеда
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В статье описаны особенности дистанционной коррекционной работы учителя-логопеда. Рассмотрены плюсы и минусы удалённого оучения воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx588.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №51 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г. ГАТЧИНА

Статья

«Дистанционная коррекционная работа учителя-логопеда»

Материал подготовила

Учитель-логопед

Гаврилова Полина Юрьевна

Июнь 2020

Мир образования стремительно развивается и предъявляет педагогу, в том числе учителю-логопеду, новые требования. В современном учебном заведении невозможно обойтись без новых образовательных технологий, этого требует и профессиональный стандарт педагога. Одно из требований заключается в том, что учитель будущего прекрасно владеет компьютером, разбирается в социальных сетях, умеет использовать источники информации.

Развитие современных информационно-коммуникативных технологий предоставляет педагогам дошкольных образовательных организаций широкие возможности для применения не только традиционной формы обучения детей (на занятиях при посещении детского сада), но и организации дистанционного обучения. Дистанционное обучение дошкольников осуществляется по ряду причин (в праздничные дни, в случае карантинов, длительной болезни ребенка, невозможности посещать детский сад из-за низких климатических температур в отдельные дни и т.д.), а отдельные элементы дистанционного обучения сочетаются с традиционным посещением детьми детского сада (например, дистанционная проектная деятельность детей в выходные дни). Поэтому, цель дистанционного обучения – предоставление обучающимся возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания с использованием электронных образовательных технологий.

Дистанционное обучение дошкольников осуществляется с применением разнообразных коммуникационных средств: социальных сетей (например, ВКонтакте или Инстаграм), месенджеров (например, WhatsApp), а также с применением сайта образовательной организации, телефонной связи и иных средств.

Несомненно,  использование электронных образовательных технологий открывает новые возможности перед учителем-логопедом: обмен опытом, участие в сетевых конференциях, форумах, вебинарах, конкурсах, использование Интернет-ресурсов на занятии, ведение собственных веб-страниц, использование электронной почты, дистанционное обучение.

Основные преимущества электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий: Свобода доступа — обучаемый занимается практически в любом месте. Способ обучения позволяет педагогам и обучающимся находиться на значительном расстоянии друг от друга, в том числе в разных городах и странах. Гибкость обучения — продолжительность изучения темы слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности, может возвращаться по нескольку раз к отдельным занятиям, может пропускать отдельные разделы, затем возвращаться и т.д. Доступ к учебным материалам осуществляется в любое время суток. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной.

Основным минусом в логопедической работе дистанционной школы является удалённость контакта, дистанция с воспитанником (ведь в работе логопеда необходим как раз прямой и непосредственно личный, часто тактильный, контакт с ребёнком, например, при постановке звуков). Другая проблема – отсутствие технического оснащения у воспитанников, многие семьи не имеют дома не только принтера, н и компьютера, пользуются телефонами с низким разрешением. Некоторые родители не зарегистрированы в социальных сетях. Поэтому не всегда удаётся наладить качественную обратную связь. Ещё одной проблемой становится развитие коммуникативных навыков детей, их желания и умения общаться со старшими и со своими сверстниками, а также формирование у учащихся адекватной самооценки.

        В целом, созидательно-положительных моментов в логопедической работе в условиях дистанционного образования необыкновенно много. Чуть более подробно хочется остановиться на специфике использования Интернет-ресурсов в логопедической практике, которая, на мой взгляд, даёт необыкновенный простор творческой деятельности не только логопеда, но и ребёнка и заключается в:

возможности включать в состав учебных материалов и логопедических занятий аудио- и видеоинформацию, игры и игровые упражнения, в том числе, в онлайн режиме;

возможности постоянного доступа к Интернет-ресурсам, позволяющим использовать информационно-методический и учебный материал, основанный на гипертексте;

возможности детей (и их родителей) осуществлять интерактивное взаимодействие с образовательной средой (логопед размещает соответствующую информацию для родителей и детей, оперативно изменяет, дополняет и обновляет этот материал, который является всегда доступным дополнительным компонентом логопедической просветительской и коррекционно-развивающей деятельности). При составлении календарно-тематического планирования очень удобным оказалось использование Google- таблиц, в которые включено планирование групповых занятий с детьми с учетом режимных моментов. Составляется таблица совместно всеми специалистами (учитель-логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) и воспитателями. Задания даны в виде ссылок на сайты с играми, упражнениями и дидактическим материалом (https://docs.google.com/spreadsheets/d/1FkVWf0OUb0gUk_w--fgtLk7ciuhdiO4iXXELFO_X6lA/edit#gid=0). Особенно много полезной информации с наглядно- дидактическим материалом на сайте дефектология.проф (https://www.defectologiya.pro/games/).

                При организации дистанционного обучения дошкольников логопед  отправляет видеоматериалы, осуществляет непосредственное общение с детьми по видеосвязи, получает обратную связь в виде фото и видеоотчетов.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ФЛЕШКА\статья\K5vyrHFaae8.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ФЛЕШКА\статья\kqAFi2cSs8k.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ФЛЕШКА\статья\qvumWddjfIE.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ФЛЕШКА\статья\u26XpbRB3ig.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ФЛЕШКА\статья\p1pWZrcqQac.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ФЛЕШКА\статья\5nDxpQylb6M.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ФЛЕШКА\статья\ErhbVY7OmDE.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ФЛЕШКА\статья\veMzQ0r6Ah0.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ФЛЕШКА\статья\8AroXeSV148.jpg

Такой подход обеспечивает эмоциональную связь детей и логопеда, вовлеченность ребенка в процесс обучения и коррекции.

        Таким образом, дистанционное обучение дошкольников является формой обучения, которую необходимо применять для поддержания непрерывности образовательного процесса, прежде всего, в ряде ситуаций, когда временно невозможно посещение ребенком детского сада. Но, к сожалению, дистанционное обучение по ряду причин доступно не для каждой семьи.

Проведение дистанционных занятий – принципиально творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ. Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных особенностей детей, достигаются ощутимые результаты обучения дошкольников с речевыми затруднениями.

Литература

1. Гурьев С.В. Современное дистанционное обучение. – М.: РУСАЙНС, 2018. – 118 с.

2. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Юрайт, 2020. – 392 с.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – 25 ноября.

https://infourok.ru/statya-distancionnoe-obuchenie-doshkolnikov-4292007.html

https://www.defectologiya.pro/games/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...