Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Зарема Руслановна Нуцалова

Коррекционно-развивающий проект

«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе

с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

 

Тема проекта«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет» 

Вид проекта: среднесрочный.

Типкоррекционно-развивающий.

Сроки реализации3 месяца (с сентября по ноябрь).

Руководители проекта: учитель-логопед Гарифуллина Ляйсан Камиловна,

воспитатель компенсирующей группы №15 (4-5 лет) Нуцалова Зарема Руслановна.                                       

Участники проекта: дети компенсирующей группы №15 (4-5 лет)учитель-логопед, воспитатель компенсирующей группы №15, родители детей группы №15.

Цель проекта:

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством использованияартикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Задачи проекта:

✓ Изучить литературу по использованию артикуляционной и пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
✓ Формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений. Совершенствовать психомоторные качества (общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики).
✓ Разработать планы- конспекты логопедической НОД  с использованием  артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
✓ Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к коррекционно-развивающим занятиям.
✓ Подготовить комплект дидактических материалов к НОД.
✓ Вовлечь родителей в коррекционно-педагогический процесс.

 

 

Актуальность  проекта

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных частым заболеваниям, у них задерживается усвоение системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, в том числе и у дошкольников с ОВЗ.

Образовательный продукт:

✓ презентация проведенных мероприятий;
✓ фотоотчет;
✓ буклеты, памятки и папки-передвижки для родителей;
✓ мастер-класс для родителей «Играя - развиваем речь!»;
✓ выступление на педсовете в ДОУ.

Этапы реализации проекта:

ПредварительныйИзучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта.

Организационный. Педагогическая планёрка. Разработка планов. Объявление о проекте.

Основной. Проведение коррекционных занятий, мастер-классов, тренингов по плану, создание презентаций, буклетов, памяток, папок-передвижек.

Взаимодействие с родителями (консультации, рекомендации, родительские собрания с мастер-классом).

Итоговый. Презентация (фото, видеоотчет)  в ДОУ на педсовете. Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

В рамках проекта важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Чтобы добиться этого педагоги (учитель-логопед и воспитатель) и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.

В ходе работы над проектом достигаются следующие результаты:

1. Повышение уровня произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.

2. Улучшение памяти и речи.

3. Повышение уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

4. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей.

5.Увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей.

6. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей.

У детей:

✓ Овладение навыками выразительной, правильной речи.
✓ Развитие творческого потенциала, познавательной и психомоторной активности ребенка посредством выполнения артикуляционных и пальчиковых игр.

Работа с родителями:

✓ Родительское собрание - повышение педагогической компетенции родителей.
✓ Информационные листы для родителей.
✓ Рекомендации для родителей по развитию мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОВЗ.
✓ Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий.
✓ Создание медиа - копилки для родителей «Играем дома».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы реализации проекта

(сентября – ноябрь)

Месяц

Мероприятия

Участники

Ответствен-ные

Сентябрь

Сбор материала по теме проекта

Объявление о теме проекта

Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5лет»

Буклеты для родителей«Артикуляционная гимнастика в помощь родителям»

«Пальчиковые игры»

 

 

Воспитатель

Родители

Дети

Учитель-логопед

 

 

Воспитатель

Учитель-логопед

Октябрь

Папки-передвижки для родителей

«Артикуляционная гимнастика «Смешарика»

«Веселая зарядка для язычка»

«Кулачки-ладошки»

«Пальчики мы развиваем!»

Индивидуальная работа с детьми по выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастики

Подгрупповые занятия с элементами выполнения артикуляционных и пальчиковых гимнастик

 

 

Воспитатель

Родители

Дети

Учитель-логопед

 

 

Воспитатель

Учитель-логопед

Ноябрь

Мастер-класс для родителей «Играя-развиваем речь!»

Презентация (фото, видеоотчет) проекта на педсовете «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет» 

 

 

 

Воспитатель

Родители

Дети

Учитель-логопед

 

 

Воспитатель

Учитель-логопед

 

 

Использованная и рекомендуемая литература

1Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

2. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. 

3. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
      4Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.

5. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. 
       6. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.

7.Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики

✓ упражнения с карандашом: Д/и «Ловкий карандаш», «Сели птички поклевать»;
✓ упражнения мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»;
✓ упражнения с кольцами, скрепками: Д/и «Собери цепочку», «Солнышко»;
✓ выполнение фигурок из пальцев: «Животные», «Птицы»;
✓ упражнения со счетными палочками: Д/и «Построй домик, ёлочку и т. д.»;
✓ упражнения с фольгой: сминание, вытягивание;
✓ упражнения с фасолью: Д/и «Загадочная фасоль», «Выложи рисунок», горохом: д/и «Найди клад», желудями, каштаном;
✓ опознание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками;
✓ игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, бусинки, пробки от пластиковых бутылок, клавиатура (компьютер, телефон) д/и «Нажми кнопку»: Д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»;
✓ шнурки: Д/и «Шнуровка», «Замоталки»;
✓ вата: «Снежок», «Снеговик»;
✓ молнии: Д/и «Открой – закрой», «Стручок»;
✓ морские камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Посчитай камешки»;
✓ стеклянные камешки (декоративные): «Золушкин сундучок»;
✓ нетрадиционное рисование: ладошками;
✓ мозаика: крупная и мелкая:
✓ игры с трафаретами и шаблонами;
✓ пальчиковый театр;
✓ пазлы: бумажные и деревянные;

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Комплексы артикуляционных упражнений

Первый комплекс

✓ Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
✓ Вытягивать губы вперёд трубочкой.
✓ Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.
✓ Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
✓ Язык широкий.
✓ Язык узкий.
✓ Чередование положений языка: широкий - узкий.
✓ Подём языка за верхние зубы.
✓ Чередование движений языка вверх - вниз.
✓ Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.

Основной комплекс

✓ Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.
✓ «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
✓ «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
✓ «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
✓ «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
✓ «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
✓ «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

Упражнения для губ

✓ «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
✓ «Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
✓ «Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
✓ «Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
✓ «Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
✓ Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».
✓ «Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания

- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания

- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

- Боковые края языка должны касаться уголков рта.

- Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания

- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

- Нельзя надувать щёки.

- Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 

 

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

«Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

«Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания

- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

«Чашечка» 

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

«Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

«Наказать непослушный язычок»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические указания

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

«Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

Методические указания

- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

«Чьи зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания

- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.

Методические указания

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

«Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания

- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

«Барабан - 2»

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да - ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические указания

- Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да - ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

«Автомат»

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Предметно-пространственная развивающаяобразовательная среда в группе

 

✓ мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
✓ прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
✓ клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
✓ шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
✓ «волшебная коробка» с мелкими предметами, буквами;
✓ мелкая мозаика;
✓ мелкий конструктор;
✓ разрезные картинки;
✓ платочки;
✓ чётки;
✓ карточки с фигурами;
✓ мелкие предметы для перебирания;
✓ резиночки;
✓ вертушки;
✓ зрительные опоры-схемы, на которых графически обозначено поэтапное движение языка, губ, челюсти, положение рта при выполнении того или иного упражнения;
✓ игрушки для развития дыхания;
✓ музыкальные инструменты.

 

В группе все эти компоненты находятся в свободном доступе, чтобы вызывать у детей интерес и желание играть с ними.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающий проект

«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе

с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Тема проекта: «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Вид проекта: среднесрочный.

Тип: коррекционно-развивающий.

Сроки реализации: 3 месяца (с сентября по ноябрь).

Руководители проекта: учитель-логопед Гарифуллина Ляйсан Камиловна,

воспитатель компенсирующей группы №15 (4-5 лет) Нуцалова Зарема Руслановна.                                      

Участники проекта: дети компенсирующей группы №15 (4-5 лет), учитель-логопед, воспитатель компенсирующей группы №15, родители детей группы №15.

Цель проекта:

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством использования  артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Задачи проекта:

  • Изучить литературу по использованию артикуляционной и пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений. Совершенствовать психомоторные качества (общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики).
  • Разработать планы- конспекты логопедической НОД  с использованием  артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
  • Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к коррекционно-развивающим занятиям.
  • Подготовить комплект дидактических материалов к НОД.
  • Вовлечь   родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Актуальность  проекта

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных частым заболеваниям, у них задерживается усвоение системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

 Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, в том числе и у дошкольников с ОВЗ. 

Образовательный продукт:

  • презентация проведенных мероприятий;
  • фотоотчет;
  • буклеты, памятки и папки-передвижки для родителей;
  • мастер-класс для родителей «Играя - развиваем речь!»;
  • выступление на педсовете в ДОУ.

        Этапы реализации проекта:

Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта.

Организационный. Педагогическая планёрка. Разработка планов. Объявление о проекте.

Основной. Проведение коррекционных занятий,  мастер-классов, тренингов по плану, создание презентаций, буклетов, памяток, папок-передвижек.

Взаимодействие с родителями (консультации, рекомендации, родительские собрания с мастер-классом).

Итоговый. Презентация (фото, видеоотчет)  в ДОУ на педсовете. Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

В рамках проекта важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Чтобы добиться этого педагоги (учитель-логопед и воспитатель) и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.

В ходе работы над проектом достигаются следующие результаты:

1. Повышение уровня произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.

2. Улучшение памяти и речи.

3. Повышение уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

4. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей.

5.Увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей.

6. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей.

У детей:

  • Овладение навыками выразительной, правильной речи.
  • Развитие творческого потенциала, познавательной и психомоторной активности ребенка посредством выполнения артикуляционных и пальчиковых игр.

Работа с родителями:

  •  Родительское собрание - повышение педагогической компетенции родителей.
  • Информационные листы для родителей.
  • Рекомендации для родителей по развитию мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОВЗ.
  • Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий.
  • Создание медиа - копилки для родителей «Играем дома».

Месяцы реализации проекта

(сентября – ноябрь)

Месяц

Мероприятия

Участники

Ответствен-ные

Сентябрь

Сбор материала по теме проекта

Объявление о теме проекта

Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5лет»

Буклеты для родителей «Артикуляционная гимнастика в помощь родителям»

 «Пальчиковые игры»

Воспитатель

Родители

Дети

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед

Октябрь

Папки-передвижки для родителей

«Артикуляционная гимнастика «Смешарика»

«Веселая зарядка для язычка»

«Кулачки-ладошки»

«Пальчики мы развиваем!»

Индивидуальная работа с детьми по выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастики

Подгрупповые занятия с элементами выполнения артикуляционных и пальчиковых гимнастик

Воспитатель

Родители

Дети

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед

Ноябрь

Мастер-класс для родителей «Играя-развиваем речь!»

Презентация (фото, видеоотчет) проекта на педсовете «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Воспитатель

Родители

Дети

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед

Использованная и рекомендуемая литература

1. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

2. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников.

3. Коноваленко  В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
      4.  Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.

5. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением.
       6. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.

7.Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. 

Приложение 1

Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики

  • упражнения с карандашом: Д/и «Ловкий карандаш», «Сели птички поклевать»;
  • упражнения мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»;
  • упражнения с кольцами, скрепками: Д/и «Собери цепочку», «Солнышко»;
  • выполнение фигурок из пальцев: «Животные», «Птицы»;
  • упражнения со счетными палочками: Д/и «Построй домик, ёлочку и т. д.»;
  • упражнения с фольгой: сминание, вытягивание;
  • упражнения с фасолью: Д/и «Загадочная фасоль», «Выложи рисунок», горохом: д/и «Найди клад», желудями, каштаном;
  • опознание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками;
  • игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, бусинки, пробки от пластиковых бутылок, клавиатура (компьютер, телефон) д/и «Нажми кнопку»: Д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»;
  • шнурки: Д/и «Шнуровка», «Замоталки»;
  • вата: «Снежок», «Снеговик»;
  • молнии: Д/и «Открой – закрой», «Стручок»;
  • морские камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Посчитай камешки»;
  • стеклянные камешки (декоративные): «Золушкин сундучок»;
  • нетрадиционное рисование: ладошками;
  • мозаика: крупная и мелкая:
  • игры с трафаретами и шаблонами;
  • пальчиковый театр;
  • пазлы: бумажные и деревянные;

Приложение 2

Комплексы артикуляционных упражнений

Первый комплекс

  • Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
  • Вытягивать губы вперёд трубочкой.
  • Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.
  • Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
  • Язык широкий.
  • Язык узкий.
  • Чередование положений языка: широкий - узкий.
  • Подём языка за верхние зубы.
  • Чередование движений языка вверх - вниз.
  • Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.

Основной комплекс

  • Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.
  • «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
  • «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
  • «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
  • «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
  • «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  • «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

Упражнения для губ

  • «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  • «Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
  • «Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
  • «Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
  • «Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
  • Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».
  • «Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания

- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания

- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

- Боковые края языка должны касаться уголков рта.

- Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания

- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

- Нельзя надувать щёки.

- Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

«Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

«Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания

- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

«Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

«Наказать непослушный язычок»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические указания

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

«Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

Методические указания

- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

«Чьи зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания

- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.

Методические указания

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

«Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания

- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

«Барабан - 2»

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да - ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические указания

- Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да - ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

«Автомат»

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Приложение 3

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группе

  • мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • «волшебная коробка» с мелкими предметами, буквами;
  • мелкая мозаика;
  • мелкий конструктор;
  • разрезные картинки;
  • платочки;
  • чётки;
  • карточки с фигурами;
  • мелкие предметы для перебирания;
  • резиночки;
  • вертушки;
  • зрительные опоры-схемы, на которых графически обозначено поэтапное движение языка, губ, челюсти, положение рта при выполнении того или иного упражнения;
  • игрушки для развития дыхания;
  • музыкальные инструменты.

В группе все эти компоненты находятся в свободном доступе, чтобы вызывать у детей интерес и желание играть с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цветного песка педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"

Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....

Использование кинезиологической гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми

Одним из  эффективных  методов   коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является кинезиология– это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и ме...

Консультация для родителей «Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи»

Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи. В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли не обязательное услови...