Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Невенчанная Людмила Владимировна

Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Всё это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.

         В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты дошкольного учреждения планируют все фронтальные и индивидуальные занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.

         Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, математикой, конструированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_zanyatiy_po_izo_s_detmi_s_zpr.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида № 5»

ОСОБЕННОСТИ

ЗАНЯТИЙ

ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ЗПР.

Консультация для воспитателей

Воспитатель: Невенчанная Л.В.

Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Всё это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.

        В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты дошкольного учреждения планируют все фронтальные и индивидуальные занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.

        Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, математикой, конструированием.

        Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребёнка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).

        Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изодеятельность интересна для ребёнка. Он радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, близким, друзьям, а также использовать их в игре.

        Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребёнка, но и решало задачи коррекции его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются  следующие:

  • Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка весёлый и грустный», «Смешной снеговик», «Храбрый заяц»).
  • Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное).
  • Выбор бумаги для рисования (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров), хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.
  • Выбор изобразительных материалов (краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).
  • Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью)
  • Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик, платьице и т.д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т.д.) для закрашивания в младших группах.
  • Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин, цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу и т.д.).

Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные кляксы), а также выполненных ранее детских работ на других занятиях (на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина; по рисунку дворца для Василисы построить дворец из строительного материала; использовать рисунки для декорации к кукольному театру).

        Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях изодеятельностью используют разнообразные приёмы и методы:

  • Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).
  • Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.
  • Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ воспитателя.
  • Полный и частичный показ способов изображения отдельными детьми.
  • Игры и танцы на занятии.
  • Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.
  • Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках, магнитной доске и т.д.).

Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и свободное от занятий время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. Например, рисует на большом листе лес для декорации к театру, дети с интересом наблюдают. Воспитатель предлагает им нарисовать грибы, ягоды, цветочки в лесу, листья на деревьях. Эту картинку дети могут рисовать несколько дней, чтобы тщательно прорисовать, раскрасить все изображения.

В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой («Дорисуй весёлые кляксы», «Обведи картинку», «Напечатай цветочки морковкой, картошкой»).

Темы для свободного рисования, лепки, аппликации могут быть самые разные:

«Что я умею рисовать»

«Весёлое рисование»

«Что хочу… и чем хочу…» (рисование, лепка, аппликация)

«Картинка из мозаики» (аппликация)

«Лепим продукты для магазина»

«Мой любимый праздник»

«Укрась, что хочешь» (салфеточка, платье, юбка, коврик, шарфик)

«Кто летает?» (рисование, лепка)

«Нарисуй любимую сказку»

«Вылепим что-нибудь вкусненькое»

Ежемесячно следует проводить специальные занятия по замыслу.

Такое разносторонне включение изобразительной деятельности в жизнь ребёнка поможет развитию моторики руки, творческих способностей, эстетического восприятия.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с диагнозом детский церебральный паралич

Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогикаИзобразительнаядеятельностьимеетогромноезначениедляразвитияивоспитаниядетейсограниченнымивозможностямиздоровья. Искусствосоздаетцелостнуюк...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего возраста на тему «Чудесное превращение капельки».

Цель: Развивать воображение детей, фантазию, ассоциативное мышление, интерес к творческой деятельности, закрепить умение смешивать краски для получения новых оттенков.Материал: Гуашь, кисти двух разме...

Особенности работы по изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет.

Рисование, лепка, конструирование - не пустая забава для 4-5 летнего малыша. Занятие ребенка с разными изобразительными материалами способствует художественному, эстетическому развитию ребенка, дают в...

Статья Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью с детьми 2-3 лет

ОСОБЕННОСТИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»

     Данный материал позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения....

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ЗПР.

Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изодеятельность интересна для ребёнка. Он радуется результату св...