Практическая деятельность и конспект занятия учителя-дефектолога с детьми с ОНР на тему: "Новогодняя елочка"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Трофимова Светлана Викторовна

Занятие учителя-дефектолога с детьми старшей группы имеющие не только речевые  нарушения, включает в себя интеграцию образовательных областей, таких как: «Речевое», «Познавательное», «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Социально-коммуникативное развитие» и направлено на всестороннее развитие воспитанников. Все задачи реализуются посредством игровых ситуации, различных видов Арт-терапии, здоровьесберегающих технологии. Содержание данного занятия создает благоприятные условия для развития речевой, моторной, познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с детьми с ОНР III уровня

Тема: «Новогодняя елочка»

Цель: Закрепление представлений о новогоднем празднике. Формировать практические умения, используя нетрадиционные методы

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами). Учить детей создавать новогоднюю ёлку используя методы крупотерапии, пластилинотерапии.

Коррекционно-развивающие:

 Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, координации речи с движением.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать у детей умение радоваться результату деятельности, положительное эмоциональное отношение к предстоящему празднику, любовь и уважение к природе. Продолжать формировать навыки самостоятельности, аккуратности.

Оборудование:

- основа для изготовления «елочки» - картонный шаблон елки, материал для украшения (крупы: горох, фасоль, гречка; шариковый и восковый пластилин), цветовая схема, клей, кисточка, клеенка, мандарины, еловая веточка.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Дефектолог (Д) –

Встаньте деточки в кружок,

И послушайте стишок.

Повторяйте все за мной,

Все фигуры до одной.


- Утром дети удивились, (прикасаются ладонями к щекам (эмоция удивление»)

Что за чудеса случились? (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Этой ночью новогодней
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках. (скрещивают расправленные ладони вместе в запястье, растопыривают и шевелят пальчиками)

Д.: Молодцы ребята! Вы внимательно слушали ушками, смотрели глазками и поэтому правильно выполняли все движения.

 Д.: А теперь отгадайте загадку:

Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная, на Новый год я - главная. (Елка)

Д.: Правильно! Елка!

        

Основная часть

  1. Упражнение «Запах Нового года».

Д. (дает детям мандарины, а затем еловую веточку)

- Какой к нам приближается праздик?

Дети. Праздник «Новый год».

Д.: Правильно! Праздник «Новый год».

А вы знаете, что Новый год имеет сой запах - запах мандаринов и елки. Давайте понюхаем мандарин (веточку) вот так: делаем  глубокий вдох носом, не поднимая плечи, а на выдохе произносит фразу «Ах, как пахнет!»

  1. Игра «Большой и маленький».

Д. (ставит на стол игрушечные (искусственные) елки)

Ребята, посмотрите на елки и сравните их.

Дети. Одна елка большая, а другая маленькая.

Д.:  расскажите, какие эти елки. Каждый из вас должен составить одно предложение. Например: «Большая елка зеленая, а маленькая елочка зелененькая».

1-й ребенок. Большая елка пушистая, а маленькая елочка пушистенькая.

2-й ребенок. Большая елка колючая, а маленькая елочка колюченькая.

3-й ребенок. Большая елка душистая, а маленькая елочка душистенькая.

4-й ребенок. Большая елка мохнатая, а маленькая елочка мохнатенькая.

Д. (ставит на стол контейнер с новогодними  игрушками для большой и маленькой елок. Вешает большой красный шар на большую елку, а маленький красненький шарик на маленькую елочку.)

А теперь давайте украсим елку и елочку. Вы будете вешать большую игрушку на большую елку и маленькую игрушечку на маленькую елочку и составлять предложение. Например: «Я повесил на большую елку красный шар, а на маленькую елочку красненький шарик».

1-й ребенок. Я украсил большую елку большой голубой сосулькой, а маленькую елочку — маленькой голубенькой сосулечкой.

Аналогично составляют предложения остальные дети со словами: звезда, шишка, гирлянда.

  1. Динамическая пауза. «Вот студеною зимой»

Вот студеною зимой (Дети машут руками.)

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)

Скачет по полю лиса. (Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)

И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

  1. Практическое занятие «Моя елочка»

Д.: Елка наряжается,

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет!

Сегодня на занятии мы сами сделаем елочку своими руками и украсим ее.  Каждый год к Новому году срубают очень много ёлок. А так хочется, чтобы люди сохранили жизнь живой природе, деревьям.

(Дети выполняют задание под музыку. Изображение елочки выполняется способом разглаживания указательными пальцами зеленым восковым пластилином, гирлянды- шариковым пластилином: раскатываем в руках, затем  разглаживаем на елочке. Цвет верхних трех гирлянд подбирается в соответствии с цветовой схемой, четвертая – самостоятельно. Новогодние шары, звезду, ствол елки выделяем горохом, фасолью, гречкой, приклеивая их на детали шаблона. Следить за тем, чтобы использованный материал не выходили за его контуры .)

  1. Окончание занятия.

Д.: Вы изготовили не только новогоднюю ёлочку, но и украсили ее.  

По просьбе дефектолога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Какое задание вызвало затруднение, а какое далось легко.

Д. оценивает деятельность каждого ребенка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия учителя-дефектолога по теме "Времена года"

Интегрированное занятие учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы....

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя – дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г.ж. с сочетанной патологией (нарушение речи и зрения).

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5г.ж. с сочетанной патологией ( нарушение зрения и речи)...

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя – дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г.ж. с сочетанной патологией (нарушение речи и зрения).

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5г.ж. с сочетанной патологией ( нарушение зрения и речи)...

Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога Развитие эмоций у детей смешанной парциальной недостаточности компонентов психической деятельности. подготовительной к школе группы. «Бал у Золушки»

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ.Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В нашем детском саду  воспитываются дети не только с нарушением речи, но и с...

Конспект занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы "Дикие животные"

Конспект интегрированного занятия с детьми с ЗПР подготовительной группы....

Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста на тему «Новогодняя елочка ».

Конспект занятия  по рисованию в  группе  раннего возраста  на тему «Новогодняя елочка ».Цель:Вызвать у детей праздничное  настроение.Способствовать умению ...