Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сидорова Инна Леонидовна

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 лет. Главное – вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним, а кроме того, организовать работу, направленную на профилактику нарушений психического здоровья и коррекцию уже имеющихся. Большинство страхов возникают у детей неосознанно, но некоторые культивируются их родителями в процессе воспитания. Степень выраженности страха зависит от индивидуальных особенностей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Составитель:

И.Л. Сидорова

Пояснительная записка

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 лет. Главное – вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним, а кроме того, организовать работу, направленную на профилактику нарушений психического здоровья и коррекцию уже имеющихся.

Большинство страхов возникают у детей неосознанно, но некоторые культивируются их родителями в процессе воспитания. Степень выраженности страха зависит от индивидуальных особенностей.

Также страхи формируются у ребенка в определенных социальных условиях:

  • излишняя опека родителей;
  • двигательная пассивность ребенка, отсутствие навыков  коллективной игры;
  • доминирующий родитель в семье, которые имеет нервно-психические перегрузки;
  • излишне требовательные родители;
  • конфликтные ситуации в семье;
  • немолодые, чрезмерно тревожные родители;
  •  негативное влияние СМИ;

Виды детских страхов:

  • в возрасте 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты, замкнутого пространства;
  • страхи перед сказочными персонажами (Баба-яга, Кощей);
  • к 6 годам добавляются всевозможные чудовища, привидения;
  •  в 6-7 лет возникает страх смерти, нападения, темноты, животных, стихийных бедствий, пожара и войны.

Содержание программы коррекции страхов у дошкольников с ЗПР

Программа ориентирована на работу с детьми с ЗПР 5-6 лет и направлена на коррекцию некоторых видов страхов.

Цель программы: обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников в процессе профилактики и коррекции детских страхов.

Задачи:

  • создать условия для осознания детьми страхов;
  • предоставить детям возможность отреагировать на свои страхи;
  • совместно найти пути преодоления страхов;
  • показать конструктивные формы поведения в травмирующих ситуациях;
  • повысить самооценку;

Программа состоит из 12 занятий и реализуется в соответствии с тематическим планом (таблица) в течение месяца.

Этапы программы:

  1. Ориентировочный (1-е, 2-е занятия). Цели - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, создать условия для формирования чувства безопасности, доверительной атмосферы, познакомить детей с эмоциональным выражением страха в мимике и жестах; выявить виды страхов в группе.
  2. Коррекционно – терапевтический (3–10-е занятия). Цели – исследовать свои и чужие эмоции, научиться их выражать вербально и невербально, найти способы преодоления страхов, сформировать конструктивные формы поведения в травмирующих ситуациях.
  3.  Контрольный (11-е, 12-е занятия). Цель - закрепить полученный опыт.

Тематический план занятий по программе коррекции страхов у дошкольников с ЗПР.

Тема занятия

Задача

Содержание

1

2

3

Ориентировочный этап

1.Вводное

Познакомить участников друг с другом, формировать ощущение безопасности и доверия, необходимых для дальнейшей работы.

1)Ритуал приветствия.

2)Знакомство с правилами.

3) Игра с мячом “Съедобное - несъедобное”.

4) Подвижная игра “Иголка и нитка”.

5) Игра в оркестр с музыкальными инструментами.

6)Ритуал окончания. Релаксация “В сказочном лесу”.

2.Вводное  

Формировать ощущение безопасности и доверия, необходимые для дальнейшей работы.

1)Ритуал встречи.

2) Игра “Кто позвал”.

3) Упражнение “Покажи руками”.

4) Игра “Тропинка”.

5) Подвижная игра “Лисонька, где ты?”.

6) Ритуал окончания. Релаксация “В сказочном лесу”.

Коррекционный этап

3. “Боязливый щенок”

Исследовать эмоции у других детей и отразить их в рисунке.

1)Ритуал встречи.

2)Беседа “Чего боится щенок”.

3) Рисование “Чего боится щенок”.

4)Упражнение “Кидаем страхи в корзину”.

5) Психологический этюд “Щенок боится”

6) Ритуал окончания. Упражнение «Цветные ладошки».

4. “Лесная страшилка”

Исследовать абстрактные эмоции и отразить их в рисунке.

1)Ритуал встречи.

2) Этюд “У страха глаза велики”

3) Ролевая игра “У страха глаза велики”        

4) Игра-инсценировка “Зайчики и волк”

5) Рисование “Кто-то страшный в лесу”.

6) Релаксация “Разговор с лесом”

5. “Мои страхи”

Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

  1. Ритуал встречи. Упражнение “ Росточек под солнцем”.

2) Упражнение “ Петушиные бои”.

3) Упражнение “ Расскажи свой страх”.

4) Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким”.                           5) Упражнение “ Чужие рисунки”.                              

6) Упражнение “ Дом ужасов”                                 7) Ритуал окончания. Релаксация “Что рассказало море”.

6. “Поможем Пете прогнать страх”

Исследовать эмоции у других детей и отразить их в рисунке, найти пути преодоления страха.

1)Ритуал встречи.

2) Упражнение “Чего боится Петя”.

3) Рисование “Чего боится Петя”.

4) Упражнение “Накажем страх Пети”.

5) Игра “Это здорово”.

6) Подвижная игра“Тропинка”.

7) Ритуал окончания. Релаксация “В сказочном лесу”.

7. “Избавимся от страхов”

Содействовать развитию умения справляться с чувством страха. Способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

1)Ритуал встречи.

2) Чтение сказки “Ночные звуки”.

3) Сказка “Моя кровать — моя крепость”.

4) Рисование «Дома»

5) Ритуал окончания. Релаксация  “На берегу”

8. “Мои cтрах мне не друг”

Исследовать свои эмоции, отразить их в рисунке, найти пути преодоления страха.

1)Ритуал встречи.

2) Этюд “Я хочу”

3) Сказка  “Страх мой — враг мой”

4) Рисование «Семья»

5) Ритуал окончания. Релаксация “Отдыхаем”

9. “Я смелый”

Создать новые формы реагирования на прежние стимулы.

1)Ритуал встречи.

2) Этюд “Лисенок боится”

3) Сказка “Поединок двух страхов”

4) Игра “Малютка потерялась”

5) Рисование «Чего я боюсь днем»

6) Ритуал окончания.  Релаксация   “Тихое озеро “

10. “Я сильный и смелый”.

Найти новые пути выхода из фрустрирующих ситуаций, создать новые модели поведения, научиться самопомощи.

1)Ритуал встречи.

2) Этюд ”Хорошее настроение”

3) Сказка “Не страшно, а смешно!”

4) Игра “Пчелка в темноте”

5) Рисование «Что было со мной самое плохое»

6) Ритуал окончания. Релаксация   “Что мы представляем, когда слушаем музыку “

Контрольный этап

11. Завершающее (приложение 3)

Закрепить новые модели поведения.

1)Ритуал встречи.

2) Упражнение “Неоконченные предложения”.

3) Рисование “Моя смелость”.

4) Упражнение “Ночные звуки”.

5) Упражнение “Потерялся ребенок”.

6) Игра “Воздушный пузырь”.

7) Ритуал окончания. Релаксация “В сказочном лесу”.

12. Итоговое (совместно с родителями)

Закрепить новые модели поведения.

1)Ритуал встречи.

2) Упражнение “Мостик дружбы”.

3) Беседа “Хорошо быть смелым”.

4) Игра с родителями “Путешествие в сказочный лес”.

5) Игра “Ехал грека…”.

6) Упражнение “Доброе животное”.

7) Подведение итогов занятий. Награждение детей медалями за смелость

Периодичность проведения занятий: 2-3 раза в неделю.

Продолжительность занятий: 20- 25 мин.

Количество человек в  группе: 3-5.

Используемые методы:

  • Игровые методы - сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации.
  • Беседы. В процессе бесед на тему “Чего ты боишься?”, “Чего ты уже не боишься?”, дети осознают и вербально проговаривают свои тревоги и страхи, приходят к новым убеждениям, что у каждого могут быть свои страхи.
  •  Элементы арт-терапия. Дает выход чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, позволяет перестроить свое отношение к различным ситуациям.
  • Психогимнастика. Позволяет преодолеть барьеры в общении, развить лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение.
  • Элементы сказкотерапия. Дает возможность посмотреть со стороны на похожие негативные истории, но с хорошим концом.

Список литературы:

  1. Гвоздь У. Детские страхи и их возникновение./ У гвоздь.// Игра и дети. – 2005. – № 2. – С. 8 – 9.
  2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей./ А. И. Захаров. - СПб.: Речь, 2005. - 320с
  3. Шишова Т. Страхи – это серьезно./ Т. Шишова. – М.: Издательский дом “Искатель”, 1997. – 94 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции

Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии

         Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и  став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальн...

Возможности "Сказкотерапии" в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Методика Захарова.Полный текст работы пишите на pochuevasveta.77@mail.ruс приложениями с выводами!...

Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема страхов у детей дошкольного возраста  приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...

Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохр...

Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция

Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...