Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Майорова Ирина Александровна

Проблема страхов у детей дошкольного возраста  приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большего количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа  страхов у детей, порождая замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Психологическая программа 117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

 «Психологическая коррекция страхов

у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка

  Проблема страхов у детей дошкольного возраста  приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большего количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа  страхов у детей, порождая замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Ребенку ХХI века приходиться бороться с такими страхами, каких не испытывали его сверстники ХХ века: их вызывают, в частности, сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных игр, боевики со сценами насилия и убийствами и т.п.

 В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.

Схема работы по профилактике и коррекции

тревожности и страхов ребенка

        

 Данная работа имеет цель – cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.  

В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 

  • Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  • Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  • Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  • Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите.
  • Содействовать развитию творческих задатков.

Принципы коррекционной работы:

1. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

2. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

3. Принцип поощрения  (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

4. Принцип символического  отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки.

Диагностический блок.

  1. Первичная диагностика.

 Цель – выявление уровня и количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Для обследования детей использовались следующие методики:

1. Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

2. Анкеты обратной связи от педагогов.

3. Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой.)

Проводится  индивидуальная беседа, в ходе которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.

  1. Заключительная диагностика.

Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики.

Цель: Отслеживание эффективности проведенной коррекционной работы.

 Тема

 «Царство царицы Тьмы»

Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми  5-6 лет

Форма работы:  подгрупповая  (5-6 человек)

Цель:

  • Обесценить страх темноты;
  • Повысить самооценку ребенка;
  • Развивать ориентацию в темноте;
  • Формировать коммуникативные навыки;
    Развивать креативное мышление.

Оборудование

  • Волшебный цветок (свеча в форме цветка)
  • Гирлянды
  • фонарик

Ход занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершим путешествие  в необычное царство. Царство царицы Тьмы. Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

Дети  встают в круг, в центре  которого находится цветок. Берутся за руки и произносят «заклинание»:

Волшебный цветок, в сказку веди,

Не дай, Цветок, ослабнуть в пути.

Ты смелость и свет нам скорей подари

И сказку новую оживи!

Вот и оказались мы в царстве Тьмы. Как же здесь темно! Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Темно потому, что царица этой страны не любит свет. Она не сердитая и не страшная, она просто не может жить при свете.

Но, кто это там стоит?

Я – Темнота.

Почему ты плачешь?

Я плачу потому, что очень люблю детей, а они меня почему-то бояться.

Что ты, Темнота, не все дети тебя бояться, а те, кто боится, не зают, как ты переживаешь.

Ребята, кто боится Темноты? (ответы детей)

Милая темнота, хочешь, мы с тобой поиграем?

Игра «Жмурки»

Водящий с завязанными глазами ловит других участников и узнает их на ощупь, психолог координирует движения.

Ой, как весело! Спасибо, ребята. Я хочу познакомить вас со своими друзьями. (Включает гирлянды)

Вы, конечно же, узнали их. Это гирлянды. Гирлянды и салюты очень красиво смотрятся именно в темноте.

Ребята, а чем еще освещают таинственный мир темноты? (фонарями, свечами, светильниками …)

Ребята, я хочу познакомить вас с любимым моим развлечением.  И это развлечение возможно только в темноте.

Просмотр диафильма «Ахи-Страхи»,

обсуждение увиденного.

Ребята, какие вы хорошие, смелые. Но ведь  все остальные ребята так и будут меня бояться!

Милая Темнота, мы расскажем всем, всем, всем ребятам, что ты совсем не страшная.

Я им все время об этом говорю, но они меня не слышат.

Ребята, почему мы боимся темноты? Что можно сделать, чтобы не бояться ее? (ответы детей)

Конечно, меня не стоит бояться, но не забывайте о том, что я иногда сама не вижу, что во мне прячется. Остерегайтесь ямок и других неприятностей, которые можно просто не увидеть в темноте.

Поэтому нужно взять фонарик и посветить. Вот посмотрите (достает фонарик). Пожалуйста, не светите на нашу Темноту – она боиться света. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

При свете я исчезаю. А если исчезну совсем и не спущусь на город вечером, то люди не узнают, что пора ложиться спать, а звездочки и луна не узнают что пора выходить на небосклон.

Давайте поиграем! Ведь со мной  редко кто играет

Игра «Кто поймает зайчика?»

Дети по очереди ловят лучик фонарика под музыку.

Какие вы веселые ребята.  Мне очень понравилось с вами играть!

Тема:

«Путешествие в волшебную страну»

Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми  5-6 лет

Форма работы:  подгрупповая  (5-6 человек)

Цель:

  • Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям
  • Поиск путей преодоления страха
  • Развитие эмпатии, умения сопереживать другим.

 

Оборудование:

  • Декорации – лес
  • Мягкие игрушки: два щенка, медведь, кукла-страшилка
  • Платочек
  • Магнитофон и кассета с записью динамичной музыки.

Ход занятия

Приветствие

Доброе утро! Я рада вас видеть  Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы отправляемся в волшебную страну. Чтобы не сбиться с пути, я принесла волшебный клубок, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов.

Вставайте в круг. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, а теперь я передаю клубок Адель и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент. Вот и опять дошел до меня клубок. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне, приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми!  Готовы к путешествию? Тогда в путь! (Психолог включает динамичную музыку)

Упражнение «Поделись ты смелостью своей»

 

Мы с вами оказались на прекрасной поляне, на которой растут цветы. Они такие  высокие,  что можно играть в прятки. Предлагаю раздвинуть  цветы, может в них кто-то спрятался? Да здесь прячется щенок! Похоже, он нас очень испугался. Поджал хвост, весь съежился, лапами прикрыл голову и со страхом выглядывает из-за цветов.

Покажите, как боится щенок, как он весь трясется от страха.

Но мы,   храбрые ребята! Давайте поделимся храбростью со щенком: «Возьми, щенок, частичку моей храбрости. Она тебе пригодится». (В роли щенка сначала психолог, затем – дети.)

А теперь сделайте так, чтобы смелость осталась у щенка навсегда. Встаньте вместе со щенком прямо, ноги расставьте для устойчивости, руки скрестите на груди, голову гордо поднимите. Взгляд смелый, гордый!

Скажите: «Я - смелый, бесстрашный! Я – сильный!»

Вот теперь я вижу, что вы смелые и сильные (звучит торжественная музыка)

  Дорогой щенок, кто тебя так сильно  напугал?

 - Меня напугала страшилка. А как, я вам сейчас  расскажу.

Игра - драматизация «Одюдюка»

(с использованием мягких игрушек)

Жил-был сказочный лес. В жаркую погоду он укрывал своих жителей и гостей от палящих лучей солнца. В дождь давал всем пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же.

Каждое утро щенок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки и чистил пруд. У него был друг – медвежонок Тимка, который осматривал все деревья и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нужно лечить. А еще в лесу жил дядюшка-медведь – Михаил Иванович. И был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если у кого-нибудь случалась беда, он всегда приходил на помощь.

 И вот однажды идет щенок Пиф по тропинке и слышит: «У-гу-гу». Попятился он, да вдруг прямо перед ним кто-то с ревом пролетел и стал Пифа пугать. От страха шерсть у щенка встала дыбом. Он залаял. Но страшилка не пропала, а продолжала летать вокруг Пифа и толкать его. В страхе Пиф побежал искать друга медвежонка Тима.

А Тим в это время осматривал елочки, которые растил к Новому году. И вдруг позади на него кто-то налетел и толкнул изо всех сил. Медвежонок упал и увидел что-то мохнатое. Оно летало вокруг и завывало страшным голосом. Медвежонок испугался и побежал на поиски друга. Встретились они у дома дядюшки-медведя и  стали думать, что же им дальше делать.

 Тут выходит из дома Михаил Иванович и спрашивает:

- Что с вами произошло?

Стали друзья наперебой рассказывать, а напоследок решили:

- Поймаем того, кто нас напугал, накажем и выгоним из леса.

Так и сделали. Поймали и хотели было взгреть хорошенько. Но Михаил Иванович предложил не наказывать страшилку, а подружиться с ней – может быть, что-то получится. Окружили ее звери и сорвали покрывало, под которым страшилка пряталась. И предстала перед ними страшилка Одюдюка во всей своей красе и давай ругаться:

- Что вам от меня надо? Видно, мало я вас пугала!

- Да погоди ты, не ругайся. Лучше расскажи, зачем в наш лес пожаловала.

Видит Одюдюка – деваться  ей некуда, пришлось рассказать о себе правду. История получилась очень печальная:

- Мама и папа у меня потомственные Одюдюки. Мы всегда всех пугаем. Мама – папу и меня, папа – маму и меня. Мне за всю жизнь слова доброго никто не сказал. Вот и решила я навредить всем в добром лесу. Не хочу, чтобы все здесь жили дружно, чистоту  и порядок наводили… А сейчас делайте со мной что хотите. Хотите – пугайте, хотите – поколотите, а хотите – придумайте что-то страшное, чтобы у меня кровь в жилах застыла.

Стали звери совет держать. Думали-думали, как ее лучше наказать, а потом вдруг кто-то предложил ее пожалеть, ведь никто и никогда не говорил ей добрые слова.

Как вы думаете, какие слова говорили звери Одюдюке? (Ответы детей)

А потом, чтобы Одюдюка  перестала быть злой и страшной, звери научили  ее улыбаться.

А вы можете научить Одюдюку улыбаться? 

Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Молодцы, ребята! Предлагаю вам прогуляться в волшебной стране и познакомиться с его обитателями.

Игра  «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором слова:  «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь». Когда водящий (первоначально им может быть ведущий) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Баба Яга и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, он становится водящим и продолжает игру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции

Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии

         Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и  став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальн...

Возможности "Сказкотерапии" в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Методика Захарова.Полный текст работы пишите на pochuevasveta.77@mail.ruс приложениями с выводами!...

Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохр...

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 лет. Главное – вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним, а кроме то...

Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция

Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...