Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого . Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
- наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
- владение рефлексией , как средством познания себя;
- наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут , как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения , что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения , направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.
Созданная мной программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи.
Возраст: старший дошкольный, младший школьный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая программа коррекции страхов у детей дошкольного возраста | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
"Коррекция страхов и тревожности
у детей дошкольного возраста"
Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого . Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
- наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
- владение рефлексией , как средством познания себя;
- наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут , как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения , что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения , направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.
Созданная мной программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи.
Возраст: старший дошкольный, младший школьный.
Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.
Задачи программы:
- Снизить тревожность.
- Усилить “ Я” ребёнка.
- Актуализировать чувство страха.
- Повысить психический тонус ребёнка.
- Осуществить контроль над объектом страха.
- Повысить уверенность в себе.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Этапы проведения:
1 этап – диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика:
- Тест “Страхи в домиках”
- Тест “ Кактус”
- Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.
- Филипс- тест для младших школьников.
2 этап – информационный.
Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
3 этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Методы и техники, используемые в программе:
- Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. - Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях. - Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. - Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов. - Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. - Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.
Условия проведения занятий:
1) принятие ребёнка таким какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
5) игра не комментируется взрослым;
6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .
В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
1 блок – развлекательные ( контактные) – 1занятие – включает объединение детей , задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе) , обучение.
3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Тематическое планирование занятий
с детьми дошкольного возраста.
№ занятия | Темы программы | Кол.часов |
1 | Занятие 1 “Здравствуйте , это Я!” | 40 мин. |
2 | Занятие 2 “Моё имя” | 40 мин |
3 | Занятие 3 “Настроение” | 40 мин. |
4 | Занятие 4 “ Настроение” | 40 мин. |
5 | Занятие 5 “ Наши страхи” | 40 мин. |
6 | Занятие 6 “ Я больше не боюсь!” | 40 мин |
7 | Занятие 7 “ Волшебный лес” | 40 мин |
8 | Занятие 8 “ Сказочная шкатулка” | 40 мин |
9 | Занятие 9 “ Волшебники” | 40 мин. |
10 | Занятие 10 “Солнце в ладошке” | 40 мин |
ЗАНЯТИЕ 1.
“ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты кочек.
- Разминка: Упражнение “ Росточек под солнцем”
Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
- Упражнение “ Доброе утро…”
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .
- Упражнение “ Что я люблю ?”
Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
- Упражнение “ Качели”
Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
- Упражнение “ Угадай по голосу”
Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.
- Упражнение “ Лягушки на болоте”
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
- Упражнение “ Художники – натуралисты”
Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей” .
ЗАНЯТИЕ 2.
“МОЁ ИМЯ”
Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
см. 1 занятие.
2. Упражнение “ Узнай по голосу”
Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
3. Игра “ Моё имя”
Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твоё имя?
- Хотел бы ты , чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете, и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий т.д.
4. Игра “ Разведчики”
Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
- в зелёном- такими какими они представляются себе;
- в голубом – какими они хотят быть;
- в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение “ Доверяющее падение”
Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
См. 1 занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции
Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии
Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальн...
Возможности "Сказкотерапии" в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Методика Захарова.Полный текст работы пишите на pochuevasveta.77@mail.ruс приложениями с выводами!...
Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 лет. Главное – вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним, а кроме то...
Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий...