Главные вкладки

    Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
    рабочая программа (подготовительная группа) на тему

    Майорова Ирина Александровна

      Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

    Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого . Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

    • наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
    • владение рефлексией , как средством познания себя;
    • наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

      Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут , как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения , что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения , направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.

    Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

      Созданная мной программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи.

    Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа

    "Коррекция страхов и тревожности

    у детей дошкольного возраста"

      Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

    Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого . Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

    • наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
    • владение рефлексией , как средством познания себя;
    • наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

      Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут , как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения , что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения , направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.

    Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

      Созданная мной программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. 

    Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

     Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

    Задачи программы:

    1. Снизить тревожность.
    2. Усилить “ Я” ребёнка.
    3. Актуализировать чувство страха.
    4. Повысить психический тонус ребёнка.
    5. Осуществить контроль над объектом страха.
    6. Повысить уверенность в себе.

    Критерии эффективности программы:

    • повышение уверенности в себе;
    • снижение тревожности;
    • снижение количества страхов;
    • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

    Этапы проведения:

    1 этап – диагностический.

    Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

    Диагностика:

    1. Тест “Страхи в домиках”
    2. Тест “ Кактус”
    3. Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.
    4. Филипс- тест для младших школьников.

    2 этап – информационный.

    Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

    3 этап – практический.

    Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

    4 этап – контрольный.

    Цель: определение эффективности коррекционной работы.

    Методы и техники, используемые в программе:

    1. Релаксация.
      Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
    2. Концентрация.
      Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
    3. Функциональная музыка.
      Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
    4. Игротерапия.
      Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
    5. Телесная терапия.
      Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
    6. Арт-терапия.
      Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
       

    Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

    Условия проведения занятий:

    1) принятие ребёнка таким какой он есть;

    2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

    3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

    4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

    5) игра не комментируется взрослым;

    6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

    Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .

    В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

    1 блок – развлекательные ( контактные) – 1занятие – включает объединение детей , задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

    2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе) , обучение.

    3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

    Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

    Структура игрового занятия.

    Ритуал приветствия – 2 минуты.

    Разминка - 10 минут.

    Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

    Подведение итогов- 6 минут.

    Ритуал прощания – 2 минуты.

    Тематическое планирование занятий

    с детьми дошкольного возраста.

    № занятия

    Темы программы

    Кол.часов

    1

    Занятие 1 “Здравствуйте , это Я!”

    40 мин.

    2

    Занятие 2 “Моё имя”

    40 мин

    3

    Занятие 3 “Настроение”

    40 мин.

    4

    Занятие 4 “ Настроение”

    40 мин.

    5

    Занятие 5 “ Наши страхи”

    40 мин.

    6

    Занятие 6 “ Я больше не боюсь!”

    40 мин

    7

    Занятие 7 “ Волшебный лес”

    40 мин

    8

    Занятие 8 “ Сказочная шкатулка”

    40 мин

    9

    Занятие 9 “ Волшебники”

    40 мин.

    10

    Занятие 10 “Солнце в ладошке”

    40 мин

    ЗАНЯТИЕ 1.

    “ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”

    Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

    Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты кочек.

    1. Разминка: Упражнение “ Росточек под солнцем”

    Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

    Все движения выполняются под музыку.

    1. Упражнение “ Доброе утро…”

    Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .

    1. Упражнение “ Что я люблю ?”

    Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

    1. Упражнение “ Качели”

    Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

    1. Упражнение “ Угадай по голосу”

    Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.

    1. Упражнение “ Лягушки на болоте”

    Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

    1. Упражнение “ Художники – натуралисты” 

              Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей” .

    ЗАНЯТИЕ 2.

    “МОЁ ИМЯ”

    Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

    Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.

    1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

    см. 1 занятие.

    2. Упражнение “ Узнай по голосу”

    Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

    3. Игра “ Моё имя”

    Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают.

    • Тебе нравится твоё имя?
    • Хотел бы ты , чтобы тебя звали по-другому? Как?

    При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

    Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете, и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий т.д.

    4. Игра “ Разведчики”

    Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

    5. Рисование самого себя.

    Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

    • в зелёном- такими какими они представляются себе;
    • в голубом – какими они хотят быть;
    • в красном – какими их видят друзья.

    6. Упражнение “ Доверяющее падение”

    Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

    7. Упражнение “ Горячие ладошки”

    См. 1 занятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

    Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

    Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции

    Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...

    Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик

    Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...

    Арт-терапия как средство коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления подчас возникают от вовремя не ушедш...

    Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии

             Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и  став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальн...

    Возможности "Сказкотерапии" в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Методика Захарова.Полный текст работы пишите на pochuevasveta.77@mail.ruс приложениями с выводами!...

    Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"

    Проблема страхов у детей дошкольного возраста  приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...