КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» Учебно-методическое пособие
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Жарикова Галина Иосифовна

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Учебно-методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura._zharikova._dom.ptitsy.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Жарикова Г.И.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Учебно-методическое пособие

Уфа, 2017

Г.И.Жарикова воспитатель МБДОУ детский сад №14 г. Туймазы; Э. Н. Абуталипова, канд.псих.наук, доцент, заведующий кафедры коррекционной педагогики  ИРО РБ;Н.А. Бурашникова, заведующий МБДОУ детский сад №14 г. Туймазы. Кинезиологические практики по лексической теме «Домашние птицы»: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ. – 49с.

   В помощь педагогам предлагаются игровые кинезиологические практики по лексической теме «Домашние птицы». Данное пособие является одним из звеньев авторской программы «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кинезиологических практик».

   Пособие адресовано воспитателям, учителям – логопедам, учителям – дефектологам, педагогам – психологам, родителям.

Рецензенты: И.А. Киреева, преподаватель высшей категории ГБПОУ ТПК;  И.А. Латыпова, кандидат филологических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО "УГАТУ" в г. Туймазы, заведующий заочным отделением ГБПОУ ТПК.      

                                         

СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка        4-6

Двигательный режим в ДОУ        7-8

Практический материал

Подвижные игры во время утреннего приема детей        9-11

Утренняя гимнастика        13-16

Дыхательная гимнастика        16-18

Физкультминутки на НОД……………………………………………18-19

Артикуляционная гимнастика        19-21

Пальчиковая гимнастика        21-26

Релаксация после НОД        26

Подвижные игры во время  прогулки        26-30

Закаливающие мероприятия        30-31

Релаксация в сухом бассейне        31

Психогимнастика        32

Су Джок        32

Пальчиковый массаж        33

Коррекционная ритмика        33-34

Занятия на детских тренажерах        34-36

Час игры        36-40

Дыхательно-звуковая гимнастика        40-41

Музыкально-ритмические упражнения        41-42

Профилактика и коррекция плоскостопия        42-44

Литература        45-49

Пояснительная записка.

    Проблема развития интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Существует острая потребность в изменении или дополнении форм организации педагогического процесса; в поиске нестандартных подходов и новых возможностей интеллектуального развития детей данной категории; разработке новых механизмов, направленных на расширение интеллектуальных возможностей детей. В практике накоплен большой опыт новых форм организации жизнедеятельности детей, но в современном обществе появляются и новые методики, помогающие решать проблемы здоровья и развития детей.

  Наиболее известными и актуальными в современном обществе являются кинезиологические методы:

- психогимнастика (развивает психомоторику);

- динамические паузы, физкультминутки (повышает или удерживает умственную работоспособность детей на занятиях; обеспечивает кратковременный активный отдых дошкольников;

- подвижные игры (развивают и совершенствуют разнообразные движения, формируют физические и нравственные качества);

- коррекционная ритмика (корректирует и развивает двигательную сферу с помощью музыки, пластических этюдов, дыхательных упражнений, основных движений);

- пальчиковые игры (развивают мелкую моторику рук);

- разные виды массажа (лечебно-оздоровительный, логопедический, антистрессовый, точечный и т.д.);

- упражнения для релаксации (расслабляют, снимают напряжение);

- артикуляционная гимнастика (вырабатывает полноценные движения и определенное положение органов артикуляционного аппарата, умеющие объединять  простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков);

- дыхательные упражнения (укрепляют иммунную систему, стимулируют обмен веществ);

- утренняя гимнастика (создает хорошее, бодрое настроение; подготавливает детский организм к различным видам  деятельности);  

-игры-занятия в сухом бассейне  (корректируют зрительно-пространственные

ориентировки через тактильное восприятие);

- фитбол-гимнастика (развивает двигательные, вестибулярные, зрительные и тактильные анализаторы через занятия на больших упругих мячах);

- гимнастика пробуждения (устраняет некоторые последствия сна (вялости, сонливости); увеличивает тонус нервной системы; усиливает работу основных систем организма);  

- корригирующая гимнастика (формирует правильную осанку и исправляет ее дефекты);

- занятия на детских тренажерах (повышают двигательную активность, совершенствуют координацию движений, укрепляют суставной аппарат, улучшают гибкость позвоночника, совершенствуют осанку, укрепляют сосуды сердца и мозга);

- упражнения на коррекцию плоскостопия (предупреждают и устраняют дефекты);

- су-джок (стимулируют кровообращение, снимаю усталость и напряжение).

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Пособие включает в себя игровые кинезиологические упражнения по лексической теме «Домашние птицы».

Модель  двигательного режима в ДОУ определяет двигательную нагрузку в течение дня, недели, месяца, квартала, года.

Упражнения могут быть  частью непрерывной образовательной деятельности или проводиться в специально отведенные для этого режимные моменты.

Пример двигательного режима.

Формы работы

Количество времени

Сроки выполнения

1.

 Подвижные игры во время утреннего приема детей

6 – 10 мин.

ежедневно

2.

 Утренняя гимнастика

6 – 10 мин.

ежедневно

3.

 Дыхательная гимнастика

3 – 5  мин.

ежедневно

4.

 Физкультурные занятия

15 – 30 мин.

2 раза в неделю

5.

 Фитбол – гимнастика

15 – 20 мин.

1 раз в неделю

6.

 Физкультурный  досуг

15 – 25 мин.

4 раз в год

7.

 Спортивный праздник

30 - 40 мин.

2 раз в год

8.

 Коррекционная ритмика

15 – 20 мин.

1 раз в неделю

9.

 Музыкально - ритмические упражнения

 5 – 10 мин.

2 раза в неделю

10.

 Физкультминутка на НОД

 2 – 3  мин.

ежедневно

11.

 Артикуляционная гимнастика

2 – 3  мин.

ежедневно

12.

 Пальчиковая гимнастика

2 – 4  мин.

ежедневно

13.

 Пальчиковый массаж

 3 – 5 мин.

1 раз в неделю

14.

 Психогимнастика

 3 – 5 мин.

ежедневно

15.

 Су Джок

 3 – 5  мин.

1 раз в неделю

16.

 Дыхательно - звуковая гимнастика

 2 – 3 мин.

2 раза в неделю

17.

 Релаксация после НОД

 1 – 3 мин.

ежедневно

18.

 Час игры

15 – 20 мин.

1 раз в неделю

19.

 Подвижные игры во время прогулки

 7 – 9 мин.

ежедневно

20.

Игровые упражнения по основным движениям на прогулке

  7 – 9 мин.

ежедневно

21.

 Оздоровительный бег

  3 – 4 мин.

ежедневно

22.

 Закаливающие мероприятия: гимнастика пробуждения, босохождение, «дорожки здоровья»

  6 – 8 мин.

ежедневно

23.

 Корригирующая   гимнастика (вторник, четверг)

   7 – 9 мин.

2 раза в неделю

24.

 Профилактика и коррекция плоскостопия

 (понедельник, среда, пятница)

  8 – 10 мин.

3 раза в неделю 3 месяца в год

25.

Занятия на детских  тренажерах

(пятница по 2 месяца в год)

  20 мин.

1 раз в неделю

26.

 Релаксация в сухом бассейне

  7 – 9 мин.

ежедневно

27.

 Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

инд.с каждым ребенком под руководством воспитателя

ежедневно

не менее  45 мин.

28.

Итого

3 ч 40 мин.

6 ч 15 мин.

Инвариантная часть (ежедневно)

Подвижные игры во время утреннего приема детей  

Игра «Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры: одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

Игра «Курочки в огороде» (с ползанием и лазанием)

Цель: упражнять в подлезании.

На площадке с помощью стоек и шнура отгораживается небольшое пространство - «огород». Дети - курочки находятся по одну сторону забора, на другой стороне инструктор-сторож. Когда инструктор садится на стул, куры пробираются в огород, подлезая под ограду. Они бегают, клюют, кудахчут. Сторож замечает курочек, гонит их из огорода - хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш, кыш! ». Курочки убегают; при этом они снова подлезают под ограду. Сторож обходит огород и возвращается на свое место. Затем игра возобновляется.

Игра «Курочка - хохлатка»

Цель: учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь, не мешая друг другу, действовать по сигналу, выполнять имитационные движений. Развивать внимание, память, быстроту.

Ход игры: воспитатель изображает курицу, дети - цыплята. Один ребёнок  сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица - мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

«Вышла курочка - хохлатка

с нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка ко-ко,

Не ходите далеко».    

Приближаясь к кошке, он говорит:

«На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

(Русская народная потешка)

(Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.)

2 вариант.

Можно произносить слова:

Вышла курочка гулять

Свежей травки поклевать

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки

Съели толстого жука дождевого червяка,

выпили водицы целое корытце, ко-ко-ко

Не ходите далеко»

(Т.Негрей)

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Игра «Наседка и цыплята»

Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не  задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры: дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.

Игра «Лиса и куры»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: на одной стороне зала находится курятник (можно использовать скамейки). На насесте сидят куры. На другой стороне - нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насестов и свободно передвигаются по свободному пространству. Со словами «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в сою нору. Когда водящий поймает 2-3 кур, выбирается другой ловишка.

Игра «Лиса в курятнике»

Цель: учить детей спрыгивать с возвышения на обе ноги, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Бегать врассыпную не наталкиваясь. Развивать воображение, ловкость. умение подражать повадкам курочек, действовать по сигналу.

Ход игры: на одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте  (скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Всё остальное место двор.

Один из игроков назначается лисой, остальные куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходя и бегают по двору, клюют зёрна, хлопают крыльями. По сигналу «лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит в свою нору. Игра повторяется.

Игра «Лиса и Цыплята»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; убегать услышав последние слова текста. Развивать ловкость, внимание.

По считалке выбирается Лиса. Она прячется за кубом. Остальные дети (цыплята) стоят в конце зала.

Воспитатель: Впереди из-за куста,

Смотрит хитрая лиса.

Цыплята: Мы лису обхитрим,

Тихо, тихо убежим.  (Очень быстро убежим)

Дети (цыплята) убегают, а Лиса их догоняет.

(Г.Григорьева)

Игра продолжается с новой Лисой.

Игра «Гуси - лебеди»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.

Ход игры: на одном краю зала обозначается дом в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от  дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

Пастух: гуси, гуси!

Гуси: останавливаются и отвечают хором: га-га-га.

Пастух: есть хотите!

Гуси: да, да, да!

Пастух: так летите же домой.

Гуси: нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит съесть нас хочет.

Пастух: так летите, как хотите только крылья берегите!

(Русская народная  потешка)

Гуси, расправив крылья летят через луг домой, а волк выбежав из логова, старается поймать гусей. Затем после 2-3 перебежек выбирается новый пастух и волк.

Утренняя гимнастика

Комплекс «Домашние птицы»  

Мы - пушистые комочки,

Мамины сынки и дочки,

Желтые цыплятки -

Веселые ребятки.

Любим мы играть,

Червячков копать.

Как домой вернемся с улицы,

Нас обнимет мама-курица.

 (Т. Костюк)

Вводная часть: ходьба в колонне, ходьба с высоким подниманием ног, ходьба с выпадами вперед. Бег, ходьба.

Основная часть:

 «Цыплята»

И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны; помахать ими - крылышки машут; опустить руки. Вернуться в и. п. Опускать руки медленно и говорить «пи, пи, пи». Повторить 5 раз.

 «Цыплята пьют водичку».

И.п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки отвести назад, сказать «пьют». Вернуться в и. п. Голову приподнимать. Повторить 5 раз.

«Мы - пушистые комочки».

И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Присесть, руками обхватить колени. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

«Шалуны».

И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 2-3 - «пружинки»; 4 - 6 подпрыгиваний; 6 - 8 шагов со взмахом руками. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

 «Цыплятам спать пора».

И.п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «спа-а-ать». Повторить 3 раза.

Подвижная игра «Наседка и цыплята»

На игровой площадке обозначается чертой  дом для цыплят и наседки. Дети изображают цыплят, а педагог - наседку. Цыплята и наседка находятся перед началом игры за чертой - в домике. Первой из дома выходит наседка, она идет искать корм. Через 5-10 секунд она поворачивается к цыплятам, приглашает их тоже поискать корм, червячков, крошки:

Милые ребятушки, Ко-ко-ко!

Желтые цыплятушки, Ко-ко-ко!

Выходите вы гулять,

Крошки, червячков искать.

(Русская народная потешка)

Заключительная часть:  ходьба.

Комплекс «Домашние птицы»    

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем гусями. Гуси, гуси.

Дети. Га-га-га.

Воспитатель. Ну, летите же сюда!

Ребята собираются около воспитателя.

Вводная часть:

Гуси гуляют по лужайке.                  (Ходьба врассыпную.)

Гуси подняли крылышки вверх.      (Ходьба на носочках, руки вверх.)

Гуси радуются солнышку.                (Бег врассыпную.)

Построение в колонны.

Основная часть:

 «Гуси гогочут».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, сказать: «га-га!». Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз.

«Гуси шипят».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклониться вперед, сказать: «ш-ш-ш». Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз.

Указание детям: «Голову не опускайте, руки сильно отведите назад».

 «Гуси тянутся к солнышку»

И.п.: сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, руки поднять вверх и сцепить кисти «в замок». Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз.

«Спрятались гуси».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Низко присесть, голову повернуть и положить на колени, руки опустить. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз.

«Радуются гуси».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Несколько пружинок со взмахом рук (вперед - назад), чередовать с ходьбой.

Повторить 3 раза.

«Гуси устали»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Заключительная часть:

Перестроение в колонну по одному.

Воспитатель. Гуси, гуси!

Дети. Га-га-га!

Воспитатель. Есть хотите?

Дети. Да-да-да!

Воспитатель. Ну, летите же домой!    (Бег в колонне по одному. Ходьба мелким шагом.)

Дыхательная гимнастика

Игровые упражнения для развития речевого   дыхания с движениями.

«Гуси летят»

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха, согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками; руки-крылья; на вдохе поднять, на выдохе опустить, признося «га-а-а, гу-у-у» (8-10 раз).

Гуси по небу летят:  «Га-а!Га-а!Га-а!»

Гуси ослику гудят: «Гу-у! Гу-у! Гу-у! Гу-у!»

(Русское народное творчество)

«Помаши крыльями, как петух»

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха, согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

И.п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, хлопая ими по бедрам, сделать выдох и произносить: «Ку-ка-ре-ку!»

Носовое дыхание.

Упражнение «Носики и клювы»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох через нос.

Оборудование: картинки с изображением носов и клювов разных животных и птиц.

Носиком дышу свободно,

Тише, громче, как угодно.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Н.Панова)

Детям предлагается рассмотреть на картинках изображения носов и клювов. затем произносит инструкцию: «Вдыхать через нос, и выдыхать через нос».

Носо-ротовое дыхание.

Упражнение «Лети, перышко!»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

Упражнение «Цыплята»

Цель: формирование направленного ротового выдоха.

1 вариант. На столе расположена фигурка (игрушка, картинка) курицы. У каждого ребенка небольшой бумажный цыпленок.

Задание: помогите цыплятам попасть к маме.

2 вариант. На столе выставлены фигурки - курица, утка…

Задание: помогите цыпленку найти свою маму.

В нашем дворике, ребята,

Гомон с самого утра.

У мамы-курицы цыплята

Разбежались кто куда.

Помогите квочке

Собрать «желтые комочки».

(Л.Луканова).

Упражнение «Курочка Ряба»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

Курочка Ряба яички снесла,

Ребятишек к себе позвала.

Нужно яички срочно поймать,

Не уронить, в корзину собрать.

(О.Гомзяк)

Ведущий должен корзинкой поймать все яйца  от киндер-сюрприза, сдуваемые игроками со стола.

Физкультминутки на НОД

Упражнение «Хватит спать!»

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!                            

 (Одна прямая рука поднята, другая   опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.                    

(Руки перед грудью, рывки руками   в стороны.)

Вправо - влево наклонились,

И вперёд - назад прогнулись.      

(Наклоны влево - вправо, вперёд - назад.)

По команде приседаем -

Раз - два - три - четыре - пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать!            

 (Приседания.)             

(О.Узорова, Е.Нефедова)

Упражнение «Котята и утята»

Шесть утят уплыть хотят                                  

 (Показать руками волны.)

И зовут с собой котят.                                      

(Движения руками к себе.)

Крылышками помахать,                            

(Машут руками как крыльями.)

Поиграть и понырять.                                        

(Подпрыгнуть и присесть.)

Лень котятам в воду лезть:

Лучше б выспаться, поесть                  

 (Руки лодочкой под правой щекой,  потом руки чашечкой,  

изображать лакающих котят.)

(О.Узорова, Е.Нефедова)

Артикуляционная гимнастика

Комплекс «Домашние птицы»

1.Мимические упражнения.

Сердитый индюк. Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна. Испуганный цыпленок. Трусливый гусенок боится плавать. Петух готовится петь.

Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть.

2. Упражнения для мышц шеи.

«Цыплята пьют водичку»

Опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.

Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали.

Вытягивать шею, а затем возвращать в исходную позицию.

3. Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц.

«Цыплята клюют зернышки».

 Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.

4. Упражнения для губ и щек.

«Индюк»

Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.

«Уточка пропускает водичку через клюв»

Выдувать воздух по очереди каждым углом рта.

«Широкий клюв утки и селезня»

Вытянуть вперед сомкнутые губы.

5.Упражнения для языка.

«Клювы домашних птиц»

Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.

«Индюшонок учится «болботать», «Индюки «болбочут»

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с на¬ружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий на звук л.

«Индюк из города идет, индюшку за собой ведет» Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить:

«Бл-бл-бл-бл-бл ».

6. Развитие речевого дыхания и голоса.

«Птичьи голоса»

Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»

7. Речевая зарядка.

«Цыпленок»

Не хочу один клеваться!

Пусть скорей приходят братья!

- Где ж они?

- Под старой липой!

- Как зовут их?

- Цыпа-цыпа!          

(Т.Виеру)

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,                

(Большие пальцы поочерёдно касаются   остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки - индюшонок,

А у утки есть утёнок,

У каждой мамы малыши                

 (Показывают пальчики, играя ими.)

Все красивы, хороши!

(В.Цвынтарный)

Упражнение «Курочка»

Вышла курочка гулять                    

(Шагают двумя пальцами – указательным                                                                 и средним – каждой руки.)

Свежей травки пощипать                                      

(Щиплющие движения всеми  пальцами каждой руки.)

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки                                          

(Бегут всеми пальцами обеих рук.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко                                                            

 (Хлопают в ладоши.)

Не ходите далеко                                            

(Грозят пальцем ведущей руки.)

Лапками гребите                              

 (Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют   ладони у края стола.)

Зернышки ищите».                          

 (Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно:  большой  - указательный, большой - средний и т.д.)

(Т.Негрей)                                        

Упражнение «Уточки»

Ути-ути, полетели                            

 (Машем руками ребенка.)

На головушку сели.                        

 (Кладем ладони ребенка ему на голову.)

Поклевали, поклевали                      

(«Клюём» голову ребенка его пальцами.)

И домой улетали                              

(Руки с головы «слетают».)

(О.Крупенчук )

Упражнение «Утята»        

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут…

Трое утят плывут…

Двое утят плывут…

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

(Е.Железнова)

(Одна из рук - «мама утка» - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к  «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем»  кистью руки

(«мамой - уткой».)

Упражнение «Петушок»

Петя, Петя-петушок                                        

 (Соединяем большой и указательный палец в «клюв».)

Золотой гребешок,                                          

 (Скрещиваем пальцы двух рук.)

Шелкова головушка,                                        

(Гладим по голове.)

Масляна бородушка,                                        

 (Гладим по подбородку.)

Что ты рано встаешь,                                        

(Вытягиваемся на носочках, руки вверх.)

Голосисто поешь, детям спать не даешь.        

(Руки складываем под щекой.)

(Русская народная потешка)

Упражнение «Две курицы»

В сарае две курицы жили,                                

(Большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста.)

Цыплят на прогулку водили,

Цыплят на прогулку водили,                          

 (Постепенно разгибаем остальные пальцы.)

За каждой ходили четыре ребёнка,

Четыре красивых послушных цыплёнка.

Четыре красивых цыплёнка.                          

 (Дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме  текста.)

Цыплята любили все вместе гулять,

Толкаться, пищать, червячков искать.

Толкаться, пищать, червячков искать.            

 (Пальцы переплетаем, быстро ими шевелим.)

Как только стемнеет - все к мамам бегут,      

(Пальцы сгибаем, прижимаем к ладони.)

Прижмутся друг к другу и сразу заснут.        

(Ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение.)

(Сергей и Екатерина Железновы)

Упражнение «Цыпы»

Цыпы по двору гуляли,                                  

(Стучать пальчиками по спине.)

Цыпы крошки собирали:                                

(Легкие щипки пальцами.)

«Клю-клю-клю-клю,

Клю-клю-клю-клю…»

За жуком бежали:                                              

(Перебирать пальцами по спине.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,                              

 (Стучать кулачками по спине.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

В лужицу упали - шлеп!                                  

(Гладить по спине)(шлепок)

Встали, отряхнулись,                                      

 (Поставили ребенка, потрясли.)

К солнцу потянулись…                                    

(Руки подняли вверх.)

И пошли опять

По двору гулять!                                                

(Стучать пальчиками по спине.)

(Н.Филоненко)

Упражнение «Утята»

Раз, два - шли утята.

Три, четыре - за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напутал:

Громко, громко запищал:

- Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

(Л.Савина)

(Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (идо конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

Релаксация после НОД

Игра «Спящий цыпленок»

Цель: расслабление мышц живота.

«Представьте себе, что вы весёлые, озорные цыплята. Цыплята ходят, машут крылышками. Но вот цыплята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У цыплят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 - 3 раза).»

подвижные игры во время  прогулки

(не менее 2 игр):

сюжетные, бессюжетные,  игры-забавы, соревнования, эстафеты, аттракционы

Игровые упражнения по основным движениям на прогулке

Игра «Курочка - хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увёртыванием.  

Ход игры: воспитатель выполняет роль курицы, дети - цыплят. Один ребёнок (более активный) - кошка. Кошка садится на стул в сторонке. Воспитатель ходит с детьми по всей площадке и говорит:

Вышла курочка - хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка:  «Ко - ко, не ходите далеко».                                                                                                          

Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

(Русское народное творчество)

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, они убегают в противоположную сторону комнаты, где чертой обозначен их дом. Кошка не ловит цыплят. Воспитатель защищает их, разводит руки в стороны и говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят». Затем назначается новая кошка, и игра повторяется.                                                      

Пособие: маска кошки, курочки.

Игра «Куры в огороде»

Цель: упражнять детей в подлезании, беге, приседании, учить ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на сигнал.                                                                       Ход игры: на середине комнаты ограничивают небольшую площадь – огород. Недалеко от него с одной стороны комнаты ставят стул - это дом сторожа, с другой стороны на уровне груди ребёнка на стойках укрепляют рейку или натягивают ленту - дом для кур. Роль сторожа вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети. Остальные - куры. По сигналу воспитателя «идите, курочки, гулять» куры подлезают под ограду (рейку), пробираются в огород, бегают, ищут корм, кудахчут. Сторож замечает кур и гонит их - хлопает в ладоши, приговаривая: «кыш, кыш!» Куры убегают, подлезают под рейку и прячутся в дом. Сторож обходит огород и снова садится. Игра повторяется. Если игра проводится в начале года, то площадь огорода не обозначается. Дети бегают, используя всё помещение.                                                                                                    

Пособие: стульчик, рейки с ленточкой.

Игра «Наседка и цыплята»

Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры: дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята, подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.                                                                                                                                

Пособие: маска курочки.

Игра «Гуси-лебеди»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.                                      

Ход игры: на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной - стоит пастух. Сбоку - логово, в котором живет волк. Остальное - луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные - гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.                                                                                                            

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси: Га-га-га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Пастух: Так летите.

Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!      

(Русское народное творчество)                                                                            

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных.                                                                                   Пособие: шапочка волка.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.                                                                                                                             Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает. Возможен вариант с мячом.                                                                          

Пособие: мяч.

Игра «Птицелов»

Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.                                                                                                           Ход игры: играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами.

Птицы водят хоровод                                                                                        

 Во лесу, в лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ах, птицелов идет,

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!

(Русское народное творчество)

Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.                                            

Пособие: платочек.

Игра «Птицы»

Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры.                                                                                                                                           Ход игры: играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит:  

- Зачем пришел?

- За птицей!

- За какой?    

 Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.                                                                

Пособие: маска ястреба.

Закаливающие мероприятия: гимнастика пробуждения, босохождение, «дорожки здоровья» и др.

Комплекс «Домашние птицы»

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1-2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3-4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1-2, выдох на счет 3-4. Повторить 4-5 раз.

2.«Петушок кукарекает». И.п.: лежа на животе, руки в упоре на уровне плеч. На счет 1-2, выпрямляя руки, голову откинуть назад, про¬гнуться в спине. На счет 3-4 вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.

3.«Курочка с хвостиком». И.п.: стоя на коленях и руках, голо¬ва поднята, смотреть вперед. «Курочка подняла хвостик» - прогнуться в по¬яснице, голову поднять, смотреть вперед, вверх. «Курочка опустила хвостик» - голову опустить, спина дугой. Повторить 3-4 раза.

4.«Гусь машет крыльями». И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Махи прямыми руками в стороны, вниз.

5. Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

6. Ходьба по массажным дорожкам.

Релаксация в сухом бассейне

Комплекс «Птицы»

«Большой  - маленький»

Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.

«Угадай-ка»

Цель: развивать у детей логическое мышление, сообразительность, смекалку.

Загадать ребенку загадки о птицах и предложить найти  в «сухом» бассейне отгадку.

«Найди пару»

В  футляр  поместить разные по звучанию предметы  (песок, мелкие камешки, бусинки, сахар, горох, рис, пуговицы). Предложить ребенку отыскать их в сухом бассейне   и разложить  по парам. Усложнение: предложить разложить футляры  от  самого глухого до самого звонкого звука.

«Закопай-ка» (игра-контакт, невербальное общение) - педагог «закапывает» детям  шариками сначала только ручки или ножки, потом всего ребенка (по желанию)

«Дорожки»

предложить ребенку выложить на полу цепочки из шариков, чередуя  цвета, простые цветовые варианты, для детей старшего возраста задания усложняются.

Самостоятельные игры-забавы детей (по желанию).

Вариативная часть 1 раз в неделю

Психогимнастика        

Игра «Поссорились два петушка»      

Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.

Упражнение «Идем за Синей птицей»              

Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки и произнося многократно слова:

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей.

(М.Метерлинк)

Су Джок        

Упражнение «Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки - индюшонок,

А у утки есть утенок.                    

(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!                  

(Дети катают Су - Джок между ладонями.)

(В.Цвынтарный)

Пальчиковый массаж        

Упражнение «Гусь»

Цель: учить соотносить движение рук, пальцев рук с речью.

Выполнение: потереть ладошки, затем поглаживать каждый палец начиная с большого или массажировать массажным колечком.

Где ладошка? Тут? - Тут!

-На ладошке - пруд? - Пруд!

Палец большой - гусь молодой.

Указательный - поймал,

Средний - гуся ощипал.

Этот палец - суп варил.

Полезай гусь, в рот,

А оттуда - в живот! Вот!

(Русское народное творчество)

Упражнение «Птичка»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Выполнение: соединять поочерёдно все пальцы руки с большим и выполнять массаж подушечек пальцев.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

(И.Кант)

Коррекционная ритмика

Игра «Петушок»

Цель: воспроизведение эмоций в соответствии с текстом.

И.п. На стуле сидит ребенок - «петушок». Дети подходят к «петушку», поют песенку и выполняют движения по тексту.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, громко песни поешь,

Детям спать не даешь?

(Русское народное творчество)

«Петушок» кричит «Ку-ка-ре-ку!» и догоняет детей.

Занятия на детских тренажерах        

Тематический блок «Я и природа. Осень.» (комплекс 2)

Занятия на детских тренажерах.

Тематический блок «Я и природа. Осень.» (комплекс 2)

Цель:  общее оздоровление организма.                                                                                                                      

Оборудование: велотренажер «Велосипед», мини – степпер, мини – батут, беговая дорожка, тренажер равновесия, вестибулярный тренажер, коврики массажные.

Ход:

Вводная часть:

Дети входят в зал и встречают кролика - футболиста.                                                                    

Кролик: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали?                                                                                                    

Дети: Да, Кролик.                                                                                                                                            

Кролик: Я непростой кролик, я  кролик– футболист. Вы хотите быть такими же сильными, ловкими, быстрыми, как я?

Дети: Да.                                                                                                                              

Кролик:

Тогда я приглашаю вас в гости на спортивную поляну, на осенний марафон. Но для этого нужно вам превратиться в животных.                                                                                                                    

«Покружись, покружись и в животных превратись».                                                                                                                                                                                                                                       Дети встают  друг за другом и шагают по залу, выполняют движения по тексту.                                                                                                                     Кролик:

Животные весело шагают,                                                                                                                    

Ножки выше поднимают.

И на пяточках шагают,

Кверху носик поднимают.                                                                                                            

Животные прыгают и скачут,                                                                                                                            

По дорожке словно мячики.

На носочки животные встали,                                                                                                                                        

И в ладоши хлопать стали.

Не жалея ножек побежали животные по дорожке.

Побежали веселей и потопали дружней!

Дыхательное упражнение «Ау».

Основная часть:

Кролик. По дорожке мы пойдем,                                                                                            

И на стадион попадем (ходьба по массажным коврикам).                                           

1. Батут 

На батуте лошадь скачет,

Ловко прыгает как мячик.

2. Степпер  

А здесь козленочек идет,                                                                                                    

Пробирается вперед.

3.Беговая дорожка 

Здесь корова пробегает,                                                                                          

И следы хвостом сметает.

4. Велотренажер. 

Кот  на педали нажимает,

Друзей своих он догоняет.

5. Равновесие. 

Щенок тихонечко шагает,

Никому он не мешает.

После каждого тренажера выполняется дыхательное упражнение  «Ау».                                                                  

Кролик:

А сейчас по дорожке обратно пойдем,                                                                

И снова на полянку мы попадем.  

Заключительная часть:

Релаксация. Упражнение «Спящий котёнок».

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 - 3 раза).

Кролик: Ну как появилась у вас сила? (осматривает детей).                                                                                                              

Вы не ленились, вы не скучали.                                                                                

Задания все выполняли.                                                                                      

Сильными, ловкими, смелыми стали.                                                                      

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.                                                          

Покружись, покружись и в ребяток превратись.

(Интернет-ресурс. http://www.maam.ru/stati/konspekty-zanjatii-v-detskom-sadu/fizkulturnoe-zanjatie-v-mladshei-grupe.html)                                                      

Час игры

Игра «Курочка - хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увёртыванием.  

Ход игры: воспитатель выполняет роль курицы, дети - цыплят. Один ребёнок (более активный) - кошка. Кошка садится на стул в сторонке. Воспитатель ходит с детьми по всей площадке и говорит:

Вышла курочка - хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка:  «Ко - ко,

Не ходите далеко».                                                                                                          

Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

(Русское народное творчество)

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, они убегают в противоположную сторону комнаты, где чертой обозначен их дом. Кошка не ловит цыплят. Воспитатель защищает их, разводит руки в стороны и говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят». Затем назначается новая кошка, и игра повторяется.                                                      

Пособие: маска кошки, курочки.

Игра «Куры в огороде»

Цель: упражнять детей в подлезании, беге, приседании, учить ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на сигнал.                                                                       Ход игры: на середине комнаты ограничивают небольшую площадь - огород. Недалеко от него с одной стороны комнаты ставят стул - это дом сторожа, с другой стороны на уровне груди ребёнка на стойках укрепляют рейку или натягивают ленту - дом для кур. Роль сторожа вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети. Остальные - куры. По сигналу воспитателя «идите, курочки, гулять» куры подлезают под ограду (рейку), пробираются в огород, бегают, ищут корм, кудахчут. Сторож замечает кур и гонит их - хлопает в ладоши, приговаривая: «кыш, кыш!» Куры убегают, подлезают под рейку и прячутся в дом. Сторож обходит огород и снова садится. Игра повторяется. Если игра проводится в начале года, то площадь огорода не обозначается. Дети бегают, используя всё помещение.                                                                                                    

 Пособие: стульчик, рейки с ленточкой.

Игра «Наседка и цыплята»

Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры: дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята, подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.                                                                                                                                

Пособие: маска курочки.

Игра «Гуси-лебеди»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.                                      

Ход игры: на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной - стоит пастух. Сбоку - логово, в котором живет волк. Остальное - луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные - гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.                                                                                                            

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси: Га-га-га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Пастух: Так летите.

Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!  

(Русское народное творчество)

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных.                                                                                   Пособие: шапочка волка.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.                                                                                                                             Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре - воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает. Возможен вариант с мячом.                                                                          

Пособие: мяч.

Игра «Птицелов»

Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.                                                                                                           Ход игры: играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами.

Птицы водят хоровод                                                                                        

 Во лесу в лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ах, птицелов идет,

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!

(Русское народное творчество)

 Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.                                            

Пособие: платочек

Игра «Птицы»

Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры.                                                                                                                                           Ход игры: играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит:  

- Зачем пришел?

- За птицей!

- За какой?    

 Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.                                                                

Пособие: маска ястреба.

        2-3 раза в неделю

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Дыхание, звук и образ»

Упражнение  «Гусь»

Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.

И.п. - стоя, ноги вместе. Руки опущены.

Взрослый: Представим, что мы превратились в гуся, гуляющего во дворе.

Немного вытягиваем вперёд шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны. Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим «ш-ш-ш…».

Во дворе гуляет гусь,

Выступает важно:

Никого я не боюсь-

Я гусак отважный!»

«Ш-ш-ш.., - шипит сердито гусь.

- Уходите, я сержусь!»

(Н. Нагорная)

Ощущения. Что ты чувствовал, когда был гусем? Какой ты гусь? Что изменилось в  твоем настроении?

Примечание. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 3-4 раза.

Музыкально-ритмические

Упражнения        Игра «Петушок»

Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.

Игровой материал: большой и маленький петушок.

Ход игры: спеть песню «Петушок». Во время пения показать  жестом восьмые длительности коротким движением  руки вправо, а четверти - более длинным движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и  показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка  – длинным движением.

корригирующая гимнастика        Комплекс  «Домашние птицы»  

Цель: формировать правильную осанку, исправлять дефекты осанки.

Наши уточки с утра:

Кря - кря - кря!

Наши гуси у пруда:

Га - га - га!

Ходьба обычная, ходьба на носочках, на пятках. Бег врассыпную. Ходьба построение в 2 колонны.

1) «Гуси»

И.п. - ноги слегка расставлены, руки опущены. Повернуть голову направо, вернуться в и.п., повернуть голову налево, вернуться в обратную сторону.Повторить в каждую сторону.

2) «Уточка»

И.п. - сидя на пятках, руки за спиной. Встать на колени, потянутся, посмотреть вверх, вернуться в и.п.                                 

3) «Цыплята»

И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, повернутся на правый бок, прижать ноги к животу и вернуться в и.п. То же в левую сторону.

4) «Гуси шипят»

И.п. - ноги на ширине плеч.

На счет 1- 2 - наклон вперед, руки развести в стороны, произнести «ш - ш - ш», на счет 3 - 4 - и.п.

                                        

Профилактика и коррекция плоскостопия

Комплекс «Цыплята»

Цель: коррекция и профилактика плоскостопия.                                                                              

Оборудование: игрушечная кошка, водно - солевая дорожка, массажные дорожки.

Ход:

Вводная часть:

Педагог. Дети, угадайте, в кого мы сегодня с вами превратимся.

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, а оттуда

Живое выбежало чудо.

Дети. В цыплят.

Вышла курочка - хохлатка            

(Ходьба на носках, на пятках (в среднем темпе).

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка ко-ко,                  

(Ходьба по канату боком приставным шагом.)

Не ходите далеко.

У мамы-курицы цыплята              

 (Легкий бег на носочках (до 1 мин.)

Разбежались кто куда.

Основная часть:

Общеразвивающие упражнения.

1. «Цыплята идут мимо спящей кошки»

И.п. стоя на носках, руки внизу. Ходьба на носках.

Примечание: для создания у детей игровой мотивации в определенном месте зала ставят ориентир - большую игрушечную кошку. Проходя мимо кошки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к губам) показывают друг другу - «Тише!».

2. «Цыплята греют на солнышке лапки»

И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть.

1 - согнуть вперед правую стопу; 2  - и.п.; 3-4 - то же левой.

3. «Лапки замерзли»

И.п. - то же.

Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот.

4. «Лапки танцуют»

И.п. то же.

1 - носки в стороны, пятки вместе; 2 - и.п.; 3 - пятки в стороны, носки вместе; 4 - и.п.

5. «Цыплятки показывают лапки»

И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади.

1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы; 2 - и.п.; 3 - 4 - то же левой.

6. «Цыплята бегают по лужам»

И.п. о.с. - ходьба по водно - солевой дорожке.

Подвижная игра «Курочка - хохлатка».

Заключительная часть:

Как домой вернемся с улицы,          

(Ходьба по массажным дорожкам. Дыхательные упражнения.)

Нас обнимет мама - курица.

Фитбол-гимнастика.  

Не планируется.

Физкультурный досуг.

Не планируется.

Спортивный праздник.

Не планируется.

Литература

Абрамова Л. П., Бадыршева Т. Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке.  – М.: Карапуз,  2004.  

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.  

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2012.  

Бирюков А.А. Массаж спутник здоровья: кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.

Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. – М.: 1987.

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:   Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1983.

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:   Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1983.  

Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г. Занятия по  физкультуре с детьми 3 – 7  лет. – М.: Сфера, 2007.  

Васичкин В.И. Справочник по массажу. 3-е изд. СПб., 1996.

Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология  физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004.  

Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.  

Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и

программные требования. – М.: ВЛАДОС, 1999.  

Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: 1996.

Горячева Т.В. Веселые зимние игры // Игра и дети, 2005. № 6.

Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003.  

Гуськова А.А. Подвижные и речедвигательные игры для детей. Волгоград.: Учитель, 2012.  

Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. –  М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.  

Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. – М.: Физкультура и спорт,  1993.  

Дубровский В.Н., Дубровская Н.М.Практическое пособие по массажу.  – М.: Шаг,  1993.  

Дыхательная  и звуковая гимнастика./Т.В Нестерюк.–М.: «Книголюб», 2007.  

Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 2003.  

Йог РамачаракаХатха-Йога М.: Т.3. Издательско-библиографическое агентство «Моя библиотека», 1991.

Изард К. Е. Эмоции человека: Пер. с англ. — М.: Директ-Медиа, 2008.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6  лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2007.  

Картушина. М.Ю.Конспектылогоритмических занятий с детьми 3-4  лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2008.  

Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973.  

КольцоваМ.М.Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. – М.: Педагогика, 1973.  

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом  «Литера», 2006.  

Кузнецова Е.В.Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Лысова В. Я. и др. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. – М.: АРКТИ, 2000.  

Метлов Н.А. Музыка для утренней гимнастики в детском саду [Ноты]: музыкальное произведение, вокально-инструментальное / сост. Н. А. Метлов. – М.: Советский композитор, 1970.   

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987.  

Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3- 5 лет. – М.: Владос, 2001.  

Подольская Е.И. «Комплекс лечебной гимнастики для детей 5-7 лет»

Издательство: Учитель. Волгоград. 2014.

Потапчук А.А., Лукина Г.Г.Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учебно-метод. пособие/ под ред. С.П.Евсеева. – СПб.:1999.  

Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия / авт.-сост. Е.Е.Михеева. – Волгоград.: Учитель, 2011.  

Рунова М.А.  Движение день за днём. – М.: Линка – Пресс, 2007.

Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду: Методическое     пособие. М.: 2003.  

Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. – АРКТИ – ИЛЕКСА., М.: 1999.  

Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.  

Солодова  Ю. В.  Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» // Логопед. 2008. № 3.  

Солодова Ю.В. Самомассаж в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Челябинск, 2007.

 Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986.  

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя.М.: Просвещение, 1986.  

Трясорукова Т.П. «Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста». – Ростов н/Д : Феникс, 2010.  

Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. – М.: Просвещение, 1984.

Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок/авт.- сост. Е. И. Подольская. Волгоград.: Учитель, 2009.  

Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983.  

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.  

Чистякова М.И.Психогимнастика. /Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.  

Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии.

       Санкт- Петербург. 2002.  

Шершнева Ю. Занятия на тренажерах. Дошкольное воспитание. 2012. №7.

Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. Для воспитателя детсада.- М.:   Просвещение. 1992.

Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь.: ООО ИД «Белый ветер», 2002.  

http://coollib.net/b/101161/read#t8

http://do.gendocs.ru/docs/index-292145.html

http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10-1.htm.

http://mama.darievna.ru/page/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-detej

http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/korrektsiya-dykhatelnoi-funktsii-u-detei-doshkolnogo-voz

http://www.7ya.ru/article/Zaryadka-dlya-yazychka-artikulyacionnaya-i-dyhatelnaya-gimnastika-dlya-malyshej/

http://www.e-reading.biz/chapter.php/1008233/2/Ermolaev-Tomin_ Dyhanie_na_kazhdyy_den.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"

домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние птицы"

Данное задание поможет закрепить знания детей и развить навыки составления загадки по теме "Домашние птицы"....

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовле...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Учебно-методическое пособие

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»Учебно-методическое пособие...

КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Учебно-методическое пособие.

КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». Учебно-методическое пособие....

Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиатеке по лексической теме «Домашние птицы»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...