КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Учебно-методическое пособие.
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Савко Анжелла Николаевна

КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». Учебно-методическое пособие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Савко А.Н.

КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Учебно-методическое пособие

Уфа, 2017

А.Н.Савко, воспитатель  МБДОУ детский сад №14 г. Туймазы; Э. Н. Абуталипова, канд.псих.наук, доцент, заведующий кафедры коррекционной педагогики  ИРО РБ;Н.А. Бурашникова, заведующий МБДОУ детский сад №14 г. Туймазы.

Кинезиологические практики по лексической теме «Зимующие птицы.»:Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ. – 48 с.

   В помощь педагогам предлагаются игровые кинезиологические практики по лексической теме «Зимующие птицы» Данное пособие является одним из звеньев авторской программы «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кинезиологических практик».

   Пособие адресовано воспитателям, учителям – логопедам, учителям – дефектологам, педагогам – психологам, родителям.

Рецензенты: И.А. Киреева, преподаватель высшей категории ГБПОУ ТПК; И.А. Латыпова, кандидат филологических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО "УГАТУ" в г. Туймазы, заведующий заочным отделением ГБПОУ ТПК;                                             

СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка         4-6  

Двигательный режим в ДОУ        7-8  

Практический материал

Подвижные игры во время утреннего приема детей        9-12                                                      

Утренняя гимнастика        11-13  

Дыхательная гимнастика        13-15  

Физкультминутки на НОД         15-17  

Артикуляционная гимнастика        18-20  

Пальчиковая гимнастика        20-23  

Релаксация после НОД        23

Подвижные игры во время  прогулки        23-27  

Закаливающие мероприятия        27-28  

Релаксация в сухом бассейне        28-29  

Психогимнастика        29  

Су Джок         29-30  

Пальчиковый массаж        30-31

Коррекционная ритмика        31

Час игры        31-35  

Занятия на детских тренажерах        35-37  

Дыхательно-звуковая гимнастика        37-39  

Музыкально-ритмические упражнения         39-40

Корригирующая гимнастика        40-41  

Профилактика и коррекция плоскостопия        41-42

Фитболгимнастика        42-46

Литература        47-48

Пояснительная записка.

    Проблема развития интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Существует острая потребность в изменении или дополнении форм организации педагогического процесса; в поиске нестандартных подходов и новых возможностей интеллектуального развития детей данной категории; разработке новых механизмов, направленных на расширение интеллектуальных возможностей детей. В практике накоплен большой опыт новых форм организации жизнедеятельности детей, но в современном обществе появляются и новые методики, помогающие решать проблемы здоровья и развития детей.

  Наиболее известными и актуальными в современном обществе являются кинезиологические методы:

- психогимнастика (развивает психомоторику);

- динамические паузы, физкультминутки (повышает или удерживает умственную работоспособность детей на занятиях; обеспечивает кратковременный активный отдых дошкольников;

- подвижные игры (развивают и совершенствуют разнообразные движения, формируют физические и нравственные качества);  

- коррекционная ритмика (корректирует и развивает двигательную сферу с помощью музыки, пластических этюдов, дыхательных упражнений, основных движений);

- пальчиковые игры (развивают мелкую моторику рук);

- разные виды массажа (лечебно-оздоровительный, логопедический, антистрессовый, точечный и т.д.);

- упражнения для релаксации (расслабляют, снимают напряжение);

- артикуляционная гимнастика (вырабатывает полноценные движения и определенное положение органов артикуляционного аппарата, умеющие объединять  простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков);

- дыхательные упражнения (укрепляют иммунную систему, стимулируют обмен веществ);

 - утренняя гимнастика (создает хорошее, бодрое настроение; подготавливает детский организм к различным видам  деятельности);  

-игры-занятия в сухом бассейне  (корректируют зрительно-пространственные

ориентировки через тактильное восприятие);

- фитбол-гимнастика (развивает двигательные, вестибулярные, зрительные и тактильные анализаторы через занятия на больших упругих мячах);

- гимнастика пробуждения (устраняет некоторые последствия сна (вялости, сонливости); увеличивает тонус нервной системы; усиливает работу основных систем организма);  

- корригирующая гимнастика (формирует правильную осанку и исправляет ее дефекты);

- занятия на детских тренажерах (повышают двигательную активность, совершенствуют координацию движений, укрепляют суставной аппарат, улучшают гибкость позвоночника, совершенствуют осанку, укрепляют сосуды сердца и мозга);

- упражнения на коррекцию плоскостопия (предупреждают и устраняют дефекты);

- су-джок (стимулируют кровообращение, снимаю усталость и напряжение).

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Пособие включает в себя игровые кинезиологические упражнения по лексической теме «Зимующие птицы».

Модель  двигательного режима в ДОУ определяет двигательную нагрузку в течение дня, недели, месяца, квартала, года.

Упражнения могут быть  частью непрерывной образовательной деятельности или проводиться в специально отведенные для этого режимные моменты.

Двигательный режим в ДОУ

Формы работы

Количество времени

Сроки выполнения

1.

 Подвижные игры во время  утреннего приема детей

6 – 10 мин.

ежедневно

2.

 Утренняя гимнастика

6 – 10 мин.

ежедневно

3.

 Дыхательная гимнастика

3 – 5  мин.

ежедневно

4.

 Физкультурные занятия

15 – 30 мин.

2 раза в неделю

5.

 Фитбол – гимнастика

15 – 20 мин.

1 раз в неделю

6.

 Физкультурный  досуг

15 – 25 мин.

4 раз в год

7.

 Спортивный праздник

30 - 40 мин.

2 раз в год

8.

 Коррекционная ритмика

15 – 20 мин.

1 раз в неделю

9.

 Музыкально - ритмические упражнения

 5 – 10 мин.

2 раза в неделю

10.

 Физкультминутка на НОД

 2 – 3  мин.

ежедневно

11.

 Артикуляционная гимнастика

2 – 3  мин.

ежедневно

12.

 Пальчиковая гимнастика

2 – 4  мин.

ежедневно

13.

 Пальчиковый массаж

 3 – 5 мин.

1 раз в неделю

14.

 Психогимнастика

 3 – 5 мин.

ежедневно

15.

 Су Джок

 3 – 5  мин.

1 раз в неделю

16.

 Дыхательно - звуковая гимнастика

 2 – 3 мин.

2 раза в неделю

17.

 Релаксация после НОД

 1 – 3 мин.

ежедневно

18.

 Час игры

15 – 20 мин.

1 раз в неделю

19.

 Подвижные игры во время прогулки

 7 – 9 мин.

ежедневно

20.

Игровые упражнения по основным движениям на прогулке

  7 – 9 мин.

ежедневно

21.

 Оздоровительный бег

  3 – 4 мин.

ежедневно

22.

 Закаливающие мероприятия: гимнастика пробуждения, босохождение, «дорожки здоровья»

  6 – 8 мин.

ежедневно

23.

 Корригирующая   гимнастика (вторник, четверг)

   7 – 9 мин.

2 раза в неделю

24.

 Профилактика и коррекция плоскостопия

 (понедельник, среда, пятница)

  8 – 10 мин.

3 раза в неделю 3 месяца в год

25.

Занятия на детских  тренажерах

(пятница по 2 месяца в год)

  20 мин.

1 раз в неделю

26.

 Релаксация в сухом бассейне

  7 – 9 мин.

ежедневно

27.

 Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

инд. с каждым ребенком под руководством воспитателя

ежедневно

не менее  45 мин.

28.

Итого

3 ч 40 мин.

6 ч 15 мин.

Практический материал.

Инвариантная часть (ежедневно).

Подвижные игры во время утреннего приема детей

Игра «Птички в гнёздышках»

Цель: выполнять движения в соответствии со стишком;  развивать реакцию на сигнал.

Ход: по считалке выбирается Кот (он прячется). Птички (дети) сидят на корточках в гнёздышках (обручи). Воспитатель читает стишок и все выполняют движения в соответствии со стишком.

Птички в гнёздышках крепко, крепко спят     (Сидят на корточках.)

Птички в гнёздышках проснулись,                  (Встают.)

Потянулись, наклонились, улыбнулись,        

(Потягиваются, наклоняются, смотрят друг на друга и улыбаются.)

Чик-чирик всем «Привет»                                 (Машут рукой.)

Мы летим выше всех!                                      

(Вылетают из гнёздышек.)

(Интернет-ресурс. maam.ru)        

Все птички врассыпную летят по залу.

По сигналу «Мяу!», Птички улетают в гнёздышки, а Кот их ловит.

Игра продолжается с новым Котом.

Игра «Птички-невелички»

Цель:  выполнять движения в соответствии со стишком;  развивать реакцию на сигнал.

Мы птички-невелички

Любим по небу летать

Ты попробуй нас поймать!

Игра «Воронята»

Цель: выполнять движения в соответствии со стишком; развивать реакцию на сигнал.

Ход: по считалке выбирают Пёсика. Пёс спит в одном конце зала. На каждого ребёнка выделяется гнёздышко (обруч). Обручи раскладывают в другом конце зала. Птички (дети) сидят в гнёздышках (обручах). Воспитатель читает стишок и выполняет движения вместе с птичками (детьми).

Воронята, крепко спят,                          

(Сложив ладошки под щёчку, сидят на корточках в гнёздышках.)

Все по гнёздышкам сидят.

А проснутся на заре                                

(Просыпаются и потягиваются.)

Будут каркать во дворе.

Кар-кар, кар-кар, полетели, полетели.   (Машут крыльями и летают.)

Вышла тётя на дорожку                        

(Воспитатель зовёт воронят и сыплет крошки.)

Воронятам сыплет крошки.

Клю-клю-клю, клю-клю-клю,                

(Дети садятся на корточки и ударяют об пол пальчиками.)

Очень крошки я люблю.

Пёсик по двору гулял                              

(Выходит Пёсик и разгоняет Воронят.)

Вороняток испугал!

Гав-гав, гав-гав, гав-гав!                          

(Воронята улетают в свои гнёзда.)

(Интернет  ресурс. tak-to-ent.net)

Игра продолжается с новым Пёсиком.

Игра «Воробьи, вороны»

Цель: развивать внимание, умение действовать с командой.

Группа делится на две команды. Они встают спиной кдруг другу в середине зала.

По команде воспитателя: «Во - ро - ны»,

Вороны улетают на свою сторону, а Воробьи их ловят. Пойманные уходят с поля. Снова выстраиваются спинками.

По команде: «Во - ро - бьи!»,

Вороны улетают, а Воробьи их ловят.

И так продолжают до тех пор, пока не выловят до последнего участника. Кто остался последним, тот выиграл.

Игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне -воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя: «Воробушки полетели»,  дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя: «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.

После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Игра «Поймай воробья поясом»

Цель: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».

Ход игры: дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:

«Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона стой! Воробей лети!»

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Игра «Птички в гнездышках»

Цель: упражнять в беге врассыпную.

Ход игры: дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая

корм», снова летают, размахивая руками - крыльями. По сигналу: «Птички, в гнездышки!», малыши должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались бы только в свое «гнездышко».

Эту подвижную игру для дошкольников можно проводить и на улице. Тогда «гнездышком» станет начерченный на земле круг, в котором ребенок должен присесть на корточки.

Игра «Совушка»

Цель: учить детей бегать врассыпную по площадке, изображая птиц, по сигналу принять статическое положение. Развивать умение действовать по сигналу, менять движения.

Ход игры:

1 вариант.

Все играющие птички, один ребёнок - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу - «день», птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал - «ночь»,  все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо.через 15 - 20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети - птички летают по площадке.

2 вариант.

Выбирается две совы. Принимать интересные позы.

Утренняя гимнастика

Комплекс «Зимующие птицы»

Вводная часть: ходьба друг за другом, с заданиями для рук (в стороны, вверх). Бег врассыпную, бег  друг за другом. Ходьба обычная. Взять кубики. Построение в круг.

Инвентарь: по два кубика, на каждого ребенка.

Основная  часть:

 «Воробушки летали, крылышками махали».

И.п. - ноги слегка расставлены, руки с кубиками внизу. На счет 1 - 3 - руки с кубиками в стороны, помахать ими, сказать «чик-чирик»; 4 - и.п. (Повторить 4 - 5 раз.)

«Попить они захотели и к водичке полетели».                                                    

И.п.- ноги на ширине плеч, руки с кубиками внизу. На счет 1 - 2 - наклон вперед, руки с кубиками отвести назад; 3 - 4 - и. п.  (Повторить 4 - 5 раз.)

«Вот летать они устали, сели, зернышки склевали».

И.п. - ноги слегка расставлены, руки с кубиками внизу. На счет 1 - 2 - присесть, постучать кубиками по полу, сказать «клю - клю»; 3 - 4 - и.п.  (Повторить 5 раз.)

 «Поклевали и попили, и друг друга веселили».

И.п. - ноги вместе, руки с кубиками в согнутых перед грудью руках. На счет 1 - 4 - прыжки на двух ногах на месте; 5 - 8 - ходьба на месте. (Повторить 4 раза.)

«Сели, отдохнули, и на перышки подули».

И.п. - ноги вместе, руки с кубиками внизу. На счет 1 - 2 - на вдохе развести руки с кубиками в стороны; 3 - 6 - на выдохе махать руками с кубиками вверх - вниз; 7 - 8 - и.п. (Повторить 2 раза.)

 «Непоседа-воробей прыгает и кружится, очень радуется он - не замерзли лапки».

(Интернет-ресурс. maam.ru)

Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой.                                    

Заключительная часть: ходьба друг за другом; положить кубики; выход из зала.

Комплекс «Зимующие птицы»

Вводная часть: ходьба друг за другом, с заданиями для рук (в стороны, вверх). Бег врассыпную, бег  друг за другом. Ходьба обычная. Построение в колонны.

Основная  часть:

«Вдруг мы громкое КАР - КАР услыхали,

И на ветке мы ворону увидали:

Я морозов не боюсь - КАР - КАР.

В городе я остаюсь - КАР - КАР.

Крылья вверх и крылья вниз. Зарядку делай - не ленись!».

 (Интернет-ресурс .maam.ru)

И.п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки  в стороны - и. п. (Выполнить 6 раз.)

«Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.

И  гули - гули, гуль-гуль-гуль друзьями говорит».

И.п. - сидя, ноги скрестно, руки на пояс. Поворот вправо, правую руку отвести назад, коснуться пола - и. п. То же в левую сторону.

(Выполнить по 3 раза в каждую сторону.)

«Солнце меньше светит, и лапки замерзают. Наш знакомый голубок их греет, подгибает».

И.п. - сидя, ноги вместе, выпрямлены; опора на кисти рук, поставленных с боков или за спиной. Согнуть ноги, обхватить колени руками («крылышками греем лапки») - и.п. (Выполнить 4 раза.)

 «И воробушки тут как тут, зернышки с земли клюют»                                                                      

(Интернет-ресурс. maam.ru)

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки за спину. Наклон (руки остаются за спиной) - и.п. (Выполнить 4 раза.)

Игра «Непоседа-воробей»

Непоседа-воробей прыгает и кружится,

Очень радуется он - не замерзли лапки.

Хорохорится, храбрится!

Только «Мяу» он боится!

 (Интернет-ресурс. maam.ru)

 На первые 2 строки дети прыгают на двух ногах на месте. На вторые 2 строки - шагают на месте. С окончанием слов ребенок - кот произносит «Мяу», а дети убегают в установленное место или просто бегают - «летают высоко, котику их не поймать». Игра проводится 2 раза.

Заключительная часть:

Вот и закончилась в птичек игра.(Ходьба в колонне друг за другом.)

Нам завтрак, ребята, давно уже пора.

Мы бегали, прыгали, вместе играли.

На завтрак все дружно теперь зашагали!

(Интернет-ресурс. maam.ru)

Дыхательная гимнастика

  1. Игровые упражнения для развития речевого дыхания с движениями.

«Крылья»  

Цель: согласование движений рук с дыхательными движениями; формирование углубленного дыхания.

Крылья вместо рук у нас,
Так летим - мы высший класс.
И.п. - ноги слегка расставлены.
1 - руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 - опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

«Птица»    

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха, согласование движений рук с дыхательными движениями.

И.п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1. поднять руки через стороны вверх - вдох, задержать дыхание.

2. медленно опустить руки через стороны - выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф-сссс.

Носо - ротовое дыхание.

«Найти в гнезде птенца»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

(Интернет-ресурс. edu35.ru)

Соорудить гнездо из перышек, внутрь поместить картинку с изображением птенца. Дети раздувают гнездо.

Носо-ротовое дыхание.

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Ход игры: птичек ставят на стол у самого края. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).

  1. Игровые упражнения для развития дыхания с движениями.

«Птичка»  

Цель: согласование движений рук с дыхательными движениями; формирование углубленного дыхания.

Оборудование: игрушка птичка, маски птичек.

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди не улетай.

Улетела птичка…Ай!

(А.Барто)

На глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе - опускать. Повторить 4 - 5 раз.

Физкультминутки на НОД

Упражнение «Снегири»

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.                          (Пощипывают щёки.)

Это красные фонарики                       («Фонарики».)

Засветили снегири.                             (Взмахи руками, как крыльями.)

Чистят пёрышки пунцовые,               («Чистят пёрышки».)

Воду пьют из родника.                       («Пьют».)

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.                      (Ритмичные хлопки в ладоши.)

(Л.Татьяничева)

Упражнение «Зимующие птицы»

Клёст сидит в своём гнезде,              (Раскачиваются в стороны.)

А снегирь на ветке.                             (Присели-встали.)

Мимо голуби летят,                            (Руки-крылья.)

Кушать все они хотят.                        (Наклоны головы.)

(Интернет-ресурс. nsportal.ru)

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Птицы»

1. Мимические упражнения.

Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

2. Упражнения для мышц шеи.

«Сонная сова»

Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

«Сова проснулась и вертит головой»

Повороты головы влево-вправо.

3. Упражнения для жевательно - артикуляцнонных мышц.

«Голодные птенчики»Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам - ам - ам - ам - ам».

«Птенчики глотают пищу»Сглатывание слюны.

4. Упражнения для щек и губ.

«Клювы разных птиц»Медленно всасывать щеки в зазор между губами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу»Всасывать верхнюю губу поднижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье). 

5. Упражнения для языка.

«Птенчики ждут пищу»

Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!»

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

«Дятел» Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд - тдд - тдд - тдд».

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

(Интернет ресурс. teremoc.ru)

«Аист»

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счет до «шести - восьми».

6.Развитие речевого дыхания и голоса.

«Птицы  поют»

Удод: «Уп - уп - уп - уп».

Щегол: «Пить - пиль - пить».

Снегирь: «Фью - фью - фью».

Осоед: «Кине - е - кине - е».

Перепелятник: «Кик - кик - кик».

Коростель: «Крэк - крэк - крэк».

Камнешарка: «Тюке - тюке, тюке - тюке».

Вальдшнеп: «Хорк - хорк - хорк - хорк».

Поморник: «Кри - кри - кри, кр - р - р».

Клуша (чайка): «Га - ак - аг - аг, гре, гри ».

Произнести названия четырех - шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж...

7. Речевая зарядка.

«О чем поют воробушки?»

О чем поют воробушки

В последний день зимы? -

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы!

Живы мы!

(В. Берестов)

- Воробей, чего ты ждешь? Хлебных крошек не клюешь.

- Я давно заметил крошки,

- Да боюсь сердитой кошки.

(А.Тараскин)

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Птичья кормушка»

Мы повесили кормушки,          (Дети имитируют движения.)

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою       (Имитируют движения.)

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,     

(Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.)

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

(Е.Анищенкова)

Упражнение «Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц -        

(Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.)

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей -

Вот кормушка у дверей.           

(Показывают одной рукой на кормушку.)

Дам им булки, пшенной каши,   

(Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.)

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.                   

(Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.)

(Н.Нищева)

Зимовать у нас остались           

(Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.)

Дятлы, совы, воробьи,                 

(Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки.)

Галки, голуби, синицы…           

(Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки.)

Прилетели снегири.

(Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными   пальцами совершать колебательные движения.)

(О.Крупенчук)

Мы кормушку смастерили,       (Удары кулачками друг о друга сверху.)

Мы столовую открыли…           (Раскрыть ладошки.)

В гости в первый день недели   

(Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.)

К нам синицы прилетели.

А во вторник - посмотри -

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев -

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье         

(Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.)

Было общее веселье.

(З.Александрова)

Ну - ка, посчитай - ка!                     (Хлопки в ладоши.)

Десять птичек - стайка.                 

 (Ладони открыты, пальцы растопырены.)

Здесь воробушки живут.

Вот ворона, галка тут,                     (Загибать пальцы поочередно.)

Здесь воробышки живут,

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

(Н.Нищева)

Релаксация после НОД

Игра «Воробышки»

Цель: поочередное напряжение и расслабление мышц рук.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают, ищут корм. Вот они присели на край кормушки и клюют крошки, а теперь полетели и сели на ветку дерева. А вот подул холодный ветер, и птички полетели под крышу дома, чтобы там распушив перышки погреться на жердочке. (Выполняют имитирующие действия птиц.)

Подвижные игры во время  прогулки

(не менее 2 игр):сюжетные, бессюжетные,  игры-забавы, соревнования, эстафеты, аттракционы

игровые упражнения по основным движениям на прогулке

Игра «Совушка»Цель: учить быстро реагировать на сигнал.                                                                                                                                                                Ход игры: выбирается совушка, остальные дети изображают бабочек, птичек и т.д. По сигналу «день» дети бегают по всему залу, на сигнал «ночь» все замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. Совушка выходит из своего гнезда и тех, кто пошевелится, забирает к себе.                                                                                      

Пособие: маска совы.

Игра «Воробушки и автомобиль»
Цель
: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.                                                                                                                                      

Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне площадки. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне - воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои места.                                                                                                                                       После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Пособие: руль.

Игра «Летает, не летает»
Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.                                                                                                                             Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре - воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает. Возможен вариант с мячом.                                                                          

Пособие:мяч.
Игра «Птицелов»

Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.                                                                                                           Ход игры: играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами.

Птицы водят хоровод                                                                                        

Во лесу в лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ах, птицелов идет,
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!

(Интернет-ресурс. tarologiay.ru)

Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.                                            

Пособие: платочек

Игра «Птички в гнёздышках»

Цель: выполнять движения в соответствии со стишком;  развивать реакцию на сигнал.

Ход: по считалке выбирается Кот (он прячется) Птички (дети) сидят на корточках в гнёздышках (обручи). Воспитатель читает стишок и все выполняют движения в соответствии со стишком.

Птички в гнёздышках крепко, крепко спят      (Сидят на корточках.)

Птички в гнёздышках проснулись,                    (Встают.)

Потянулись, наклонились, улыбнулись,          

(Потягиваются, наклоняются, смотрят друг на друга и улыбаются.)

Чик-чирик всем «Привет»                                  (Машут рукой.)

Мы летим выше всех!                                        

(Вылетают из гнёздышек.)

Все птички врассыпную летят по залу.

По сигналу «Мяу!», Птички улетают в гнёздышки, а Кот их ловит.

Игра продолжается с новым Котом.

Игра «Птички-невелички»

Цель:  выполнять движения в соответствии со стишком;  развивать реакцию на сигнал.

Мы птички-невелички

Любим по небу летать        

Ты попробуй нас поймать!

(Интернет-ресурс. http://mariya.my1.ru)

Игра «Воронята»

Цель: выполнять движения в соответствии со стишком; развивать реакцию на сигнал.

Ход игры: по считалке выбирают Пёсика. Пёс спит в одном конце зала. На каждого ребёнка выделяется гнёздышко (обруч). Обручи раскладывают в другом конце зала. Птички (дети) сидят в гнёздышках (обручах). Воспитатель читает стишок и выполняет движения вместе с птичками (детьми).

Воронята, крепко спят.                          

(Сложив ладошки под щёчку, сидят на корточках в гнёздышках.)

Все по гнёздышкам сидят.

А проснутся на заре                                

 (Просыпаются и потягиваются.)

Будут каркать во дворе.

Кар-кар, кар-кар, полетели, полетели.  (Машут крыльями и летают.)

Вышла тётя на дорожку                        

(Воспитатель зовёт воронят и сыплет крошки.)

Воронятам сыплет крошки.

Клю - клю - клю, клю - клю - клю,        

(Дети садятся на корточки и ударяют об пол пальчикам.)

Очень крошки я люблю.

Пёсик по двору гулял                              

(Выходит Пёсик и разгоняет Воронят.)

Вороняток испугал!

Гав-гав, гав-гав, гав-гав!                        

(Воронята улетают в свои гнёзда).

(А.Ануфриева)

Игра продолжается с новым Пёсиком.

Игра «Воробьи, вороны»

Цель: развивать внимание, умение действовать с командой.

Ход игры: группа делится на две команды. Они встают спиной кдруг другу в середине зала.

По команде воспитателя: «Во - ро - ны»,

Вороны улетают на свою сторону, а Воробьи их ловят. Пойманные уходят с поля. Снова выстраиваются спинками.  По команде: «Во - ро - бьи!»,  Вороны улетают, а Воробьи их ловят.

И так продолжают до тех пор, пока не выловят до последнего участника. Кто остался последним, тот выиграл.

Игра «Поймай воробья поясом»

Цель: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».

Ход игры: дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:

Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона стой! Воробей лети!

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Закаливающие мероприятия: гимнастика пробуждения, босохождение, «дорожки здоровья» и др.

Комплекс  «Зимующие птицы»

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1-2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3-4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1-2, выдох на счет 3-4. Повторить 4-5 раз.
  2. «Голубь клюет пшено». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1 поднять правую ногу вверх. На счет 2 опустить. Насчет 3 поднять левую ногу вверх. На счет 4 опустить. Повторить 4-6 раз.

3.«Снегири прилетели ». И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед. На счет 1-2 руки описывают дугу. На счет 3-4 вернуться ви.п. Повторить 7-8 раз.

4. «Воробей». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. Насчет 1 руки развести через стороны назад, не касаясь кровати. Насчет 2 делать махи руками («воробушек полетел»). На счет 3 вернуться ви.п. Повторить 6-7 раз.

 5. Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

 6. Ходьба по массажным дорожкам.

Релаксация в сухом бассейне

Комплекс «Птицы»

«Большой  - маленький».

Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.

«Угадай-ка»

Цель: развивать у детей логическое мышление, сообразительность, смекалку.

Загадать ребенку загадки о птицах и предложить найти  в «сухом» бассейне отгадку.

«Найди пару»

В  футляр  поместить разные по звучанию предметы  (песок, мелкие камешки, бусинки, сахар, горох, рис, пуговицы). Предложить ребенку отыскать их в сухом бассейне   и разложить  по парам. Усложнение: предложить разложить футляры  от  самого глухого до самого звонкого звука.

«Закопай-ка» (игра-контакт, невербальное общение) - педагог «закапывает» детям  шариками сначала только ручки или ножки, потом всего ребенка (по желанию)

«Дорожки»

предложить ребенку выложить на полу цепочки из шариков, чередуя  цвета, простые цветовые варианты, для детей старшего возраста задания усложняются.

Самостоятельные игры-забавы детей (по желанию).

Вариативная часть

Психогимнастика (1 раз в неделю)

Игра «Сова»  

Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается.

Су Джок

Упражнение «Зимующие птицы»

Снегири и свиристели                

(Сжимать шарик сначала  в левом, потом в правом кулаке.)
В старый парк к нам прилетели,
На рябинку дружно сели,          
 (Катать шар между ладонями.)
Поклевали и запели…                
(Постучать шариком по ладони.)
И на сосны, и на ели
Тоже гости прилетели,              

(Сжимать шарик сначала  в левом, потом в правом кулаке.)
Ищут шишки с семенами
Дятлы бойкие с клестами.          
(Постучать шариком по ладоням.)
Светит солнце, снег искрится,
Стайка птичья веселится.          

(Сжимать и разжимать шарик сначала  в левом, потом в правом кулаке.)

(Л.Кламбоцкая)

Упражнение «Воробушки»

О чём поют воробушки
В последний день зимы?          
(Катать шар между ладонями.)
- Мы выжили!
- Мы выжили!
- Мы живы, живы мы!              

(Сжимать и разжимать шарик сначала  в левом, потом в правом кулаке.)

(В.Берестов)

Пальчиковый массаж

Упражнение «Птичка»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Выполнение: соединять поочерёдно все пальцы руки с большим и выполнять массаж подушечек пальцев.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

(Интернет-ресурс. maam.ru)

Коррекционная ритмика

Игра «Автомобиль и воробьи»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь  друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.                                                                                                                                      

И.п. Дети сидят на стульчиках на одной стороне зала.

 Дети - «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне - педагог. Он изображает автомобиль. После слов педагога: «Воробышки полетели»,  дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу педагога: «Автомобиль»,  дети убегают на свои стульчики.  После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Час игры (1 раз в неделю)

Игра «Совушка»Цель:  учить быстро реагировать на сигнал.                                                                                                                                                                Ход игры: выбирается совушка, остальные дети изображают бабочек, птичек и т.д. По сигналу «день» дети бегают по всему залу, на сигнал «ночь» все замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. Совушка выходит из своего гнезда и тех, кто пошевелится, забирает к себе.                                                                                      

Пособие: маска совы.

Игра «Летает, не летает»
Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.                                                                                                                             Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре - воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает. Возможен вариант с мячом.                                                                          

Пособие: мяч.
Игра «Птицелов»

Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.                                                                                                           Ход игры: играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами.

Птицы водят хоровод                                                                                        

Во лесу в лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ах, птицелов идет,
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!

(Интернет-ресурс. maam.ru)

Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.                                            

Пособие: платочек

Игра «Птички в гнёздышках»

Цель: выполнять движения в соответствии со стишком;  развивать реакцию на сигнал.

Ход игры: по считалке выбирается Кот (он прячется) Птички (дети) сидят на корточках в гнёздышках (обручи). Воспитатель читает стишок и все выполняют движения в соответствии со стишком.

Птички в гнёздышках крепко, крепко спят    (Сидят на корточках.)

Птички в гнёздышках проснулись,                  (Встают.)

Потянулись, наклонились, улыбнулись,          

(Потягиваются, наклоняются, смотрят друг на друга и улыбаются.)

Чик-чирик всем «Привет»                                 (Машут рукой.)

Мы летим выше всех!                                        

(Вылетают из гнёздышек.)

Все птички врассыпную летят по залу.

По сигналу «Мяу!», Птички улетают в гнёздышки, а Кот их ловит.

Игра продолжается с новым Котом.

Игра «Птички-невелички»

Цель:  выполнять движения в соответствии со стишком; развивать реакцию на сигнал.

Мы птички-невелички

Любим по небу летать        

Ты попробуй нас поймать!

(Интернет-ресурс. http://mariya.my1.ru)

Игра «Воронята»

Цель: выполнять движения в соответствии со стишком; развивать реакцию на сигнал.

Ход игры: по считалке выбирают Пёсика. Пёс спит в одном конце зала. На каждого ребёнка выделяется гнёздышко (обруч). Обручи раскладывают в другом конце зала. Птички (дети) сидят в гнёздышках (обручах). Воспитатель читает стишок и выполняет движения вместе с птичками (детьми).

Воронята, крепко спят.                          

(Сложив ладошки под щёчку, сидят на корточках в гнёздышках.)

Все по гнёздышкам сидят.

А проснутся на заре                                

(Просыпаются и потягиваются.)

Будут каркать во дворе.

Кар-кар, кар-кар, полетели, полетели.  

 (Машут крыльями и летают.)

Вышла тётя на дорожку                          

(Воспитатель зовёт воронят и сыплет крошки.)

Воронятам сыплет крошки.

Клю - клю - клю, клю - клю - клю,        

(Дети садятся на корточки и ударяют об пол пальчикам.)

Очень крошки я люблю.

Пёсик по двору гулял                              

(Выходит Пёсик и разгоняет Воронят.)

Вороняток испугал!

Гав-гав, гав-гав, гав-гав!                        

(Воронята улетают в свои гнёзда).

(А.Ануфриева)

Игра продолжается с новым Пёсиком.

Игра «Воробьи, вороны»

Цель: развивать внимание, умение действовать с командой.

Ход игры: группа делится на две команды. Они встают спиной кдруг другу в середине зала.

По команде воспитателя: «Во - ро - ны»,

Вороны улетают на свою сторону, а Воробьи их ловят. Пойманные уходят с поля. Снова выстраиваются спинками.

По команде: «Во - ро - бьи!»,

Вороны улетают, а Воробьи их ловят.

И так продолжают до тех пор, пока не выловят до последнего участника. Кто остался последним, тот выиграл.

Игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне - воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.

После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Игра «Поймай воробья поясом»

Цель: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».

Ход игры: дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:

Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона стой! Воробей лети!

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Занятия на детских тренажерах

Тематический блок «Я и природа. Зима.»

Цель: общее оздоровление организма.                                                                                                                      

Оборудование: велотренажер «Велосипед», мини – степпер, мини – батут, беговая дорожка, тренажер равновесия, вестибулярный тренажер, коврики массажные.

Ход:

Вводная часть:

В ледовый городок,                (Ходьба на носках, руки на поясе. (1 мин.)                                                                                          

Поскорей шагай дружок.

Тут горка, там овраг –            (Ходьба по гимнастической палке.)                                                                                            

Поскорее сделай шаг.

Саночки свои мы взяли,          (Бег  парами.)                                                                                                        

И друзей своих катали.

В городок идем мы дружно.      (Ходьба.)                                                                                                                              

Поиграть нам очень нужно.

Основная часть:

Работа на тренажерах.                                                                                                

1.Батут.                                                                                                                            

Раз прыжок, два прыжок.

Прыгаю я на сугроб.

 2. Степпер.

По сугробу я иду.

Ни за что, не упаду.

3. Беговая дорожка.                                                                                                              

На коньках я пробегаю.

Всех друзей я удивляю.

4. Велотренажер.                                                                                                                

По лабиринту я бежал.

В догонялки я играл.

 5. Равновесие.

По дорожке проскользил.

В снежный ком я угодил.

Подвижная игра  «Гном, Мороз и Ёлочки».

Заключительная часть.

Упражнение на дыхание в соответствии с лексической темой.

«Лыжник»(Имитация ходьбы на лыжах  в течении 1,5 - 2 мин. На выдохе произносить «м - м - м»).                                                                                    

Мы на лыжи встанем дружно.             (Ходьба лыжным шагом.)                                                                                                                      

Нам домой вернуться нужно.

В городке мы побывали,                       (Спокойная ходьба.)

Очень весело играли.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Дыхание, звук и образ»

Упражнение  «Ворона»

Упражнение укрепляет мышцы шеи иязыка.

И.п.-стоя. Руки слегка расставлены встороны.

Взрослый: Представим, что мыпревратились вворону. Села ворона на забор, гордо приподняла голову нрешила спеть всем своюпрекрасную воронью песню, Произносим «кар - кар» и 5-6раз поворачиваем голову вверх-вниз, вправо-влево.

Так громко каркала ворона, так ей хотелось, чтобы все услышалиее песню,что совсем охрипла. Широко беззвучно открываем рот

5-6раз, словно пытаясь произнести «кар - кар».

Кричит ворона: «Кар - кар - кар!
Может, где-нибудь пожар?
Чтобы не было беды,
Нужно принести воды!»

Кричит ворона: «Кар - кар - кар!
Скорей спешите на пожар!»
Ворона так кричала,

Что голос потеряла!

(Интернет-ресурс. http://nsportal.ru)

Ощущения.Какая тыворона? Что ты чувствовал, когда был вороной? Какое настроение утебя сейчас?

«Дыхание, звук и образ»

Упражнение  «Воробей»

Упражнение способствует снижению психоэмоционального напряжения.

И.п.- стоя на носочках. Руки в стороны.
Взрослый: Представим, что мы превратились вворобушка, который ищет крошки изернышки. Произносим «чик - чирик» и легко прыгаем на носочках, продвигаясь вперед. Руками - крылышками поддерживаем положение тела.        

Воробьишка - воробей,
Спой мне песенку скорей!

Чик чирик, чик - чирик

К этой песне я привык!

Эту песенку мою

Во дворе сутра пою.

Всем жильцам большого дома
Песенка моя знакома.

Если слышится она,
Скоро кнам придет весна!

(Интернет-ресурс. maam.ru)

Ощущения.Какой ты воробей? Какие мышцы были напряжены во время прыжков?Какое утебя настроение сейчас?

«Дыхание, звук и образ»

Упражнение  «Филин и сова»

Упражнение укрепляет мышцы шеи,языка игуб.

И.п.-стоя. Руки слегка расставлены встороны.

Взрослый:Водной лесной чаще живут филин исова, которые очень любятходить друг кдругу вгости. Представим, что мыпревратились вфилина, который сидит на суку изовет в гости сову. Резко поворачиваем из стороны в сторону голову, произнося низко отрывисто «ух - ух - ух».

Вот прилетела сова: плавно поворачиваем из стороны всторону голову, произнося более высоко  «ху - ху - ху».

Сидит филин на суку,
Филин стонет: «Ух - ху - ху!»
Узнаю тебя, сова,
Пребольшая голова,

Сидишь тоже на суку
И кричишь: «Ху - ху, ху - ху!»

(Интернет-ресурс. maam.ru)

Ощущения.Кем тебе понравилось быть больше -совой или филином? Почему? Что ты чувствовал, когда был филином? Акогда был совой? Какое настроение утебя сейчас?

Музыкально-ритмические упражнения

Игра «Воробьи, воробушки»

Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения в сочетании с музыкой. Правильно выполнять ритмический рисунок.

Ход: дети выполняют ритмичные движения под музыку Е. Яновицкой.

Воробьи-воробушки                                      

(Стучат палочками по полу два раза, двумя руками справа, слева.)

Скачут под окном                                          (По очереди скачут по полу.)

Воробьи-воробушки                                      

(Стучат палочками по полу два раза, двумя руками справа, слева.)

Кормятся зерном                                          

 (Палочки держат вертикально и три раза  стучат перед собой.)

Мы зимой холодною                                    

(Стучат палочкой по полу два раза  справа и слева.)

За ними приглядим                                        

(Встречные удары палочек три раза в горизонтальном положении.)

Воробьям-воробушкам                                

 (Стучат палочками по полу два  раза, двумя  руками справа, слева.)

Зернышек дадим                                            (Перед собой.)

(Интернет-ресурс. http://nsportal.ru)

Корригирующая гимнастика

Комплекс  «Зимующие птицы»  

Цель: формировать правильную осанку, исправлять дефекты осанки.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая»…(сорока)

1) «Сорока здоровается»

И.п. - основная стойка.
Выполнение: на счет 1- резко опустить подбородок на грудь, на счет 2- и.п.
2)
«Какие красивые перышки»

И.п. - основная стойка.
Выполнение: на счет 1-2 - отвести локти назад со сведением лопаток, на счет 3-4 - и.п.

3) «Ворона клюет зернышки»

И.п. – ноги на ширине плеч.
Выполнение: на счет 1-2 - наклон вперед, коснуться руками пола, на счет 3-4 – и.п.
4)
«Сова»

И.п. - руки на поясе.
Выполнение: на счет 1, 3 - отставить ногу вперед на носок, на счет 2 - поднять ее вверх, на счет 4 - и.п. То же другой ногой.
5)
«Воробьи на веточке»

И.п. - стоя на коленях, руки на поясе.
Выполнение: на счет 1-2 – сесть на пятки, на счет 3-4 - и.п.
6)
«Птички полетели»

И.п. - руки на поясе.
Выполнение: на счет 1, 3 руки к плечам, на счет 2 - руки вверх, на счет 4 и.п.
7)
«Скачут воробьишки»

И.п. - основная стойка.
Выполнение: на счет 1-8- прыжки на двух ногах на месте, на счет 9-16 - ходьба на месте.

Профилактика и коррекция плоскостопия

Комплекс «Зимующие птицы»

Цель: коррекция и профилактика плоскостопия.

Оборудование: гимнастические палки, стульчики, обручи, платочки.

Ход:

Вводная часть:

Вот ворона важно шагает                   (Ходьба, высоко поднимая колени.)

И лапки свои поднимает.

Вот голубь идет                                  (Ходьба в полуприседе.)

И голубят за собой ведет.

Вот сорока шагает                             (Ходьба, не сгибая колени.)

И лапки  свои не сгибает.

Вдруг откуда не возьмись                               (Легкий бег.)

Снегири вылетают

И все птички улетают.

Основная часть:

Общеразвивающие упражнения.

1. «Сорока взлетает»

И.п. - стоя на набивном мяче, руки  в стороны (1мин.), сохранять равновесие.

2. «Маленькие воронята»

И.п. -основная стойка, руки на поясе. Присесть на носочках (8-10раз).
3. «Птички купаются в снегу»

И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Левая нога скользит по правой голени. То же правой стопой по левой голени (8-10раз).
4.
«Голуби в гнездышке»

И.п. -упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12раз).
5. «Снегири на веточке»

И.п. - приседание на гимнастической палке, опираясь на спинку стула (1мин).

6. «Веселые воробьшки»

Прыжки на двух ногах и с небольшим продвижением вперед - бесшумно, на носках.

7. «Птичье перышко»

Поднять пальцем ноги с пола носовой платок.

Подвижная игра  «Птички в гнездышках».

Заключительная часть:

Спокойная ходьба.

Игра малой подвижности «Запрещенное движение».

Фитбол-гимнастика

Комплекс «Зимующие птицы»

Цель:формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

Задачи:

1. Активизировать представления детей по теме «Зимующие птицы».

2.  Упражнять в прыжках на фитболе.

3. Укреплять мышечный корсет ребёнка.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

Оборудование:фитбол.

Ход:

Вводная часть:

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зимний лес, посмотрим, какие птицы остались зимовать, не улетели в теплые края. А для начала отгадайте загадки.

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка…

                               (Ж.Зудрагс)

Дети. Дятел!

Педагог.

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица?

Называется…

                        (Л.Шкилева)

Дети. Синица!

Педагог.

Птички на деревья сели,

Посчитай: раз, два, три…

На зимовку прилетели,

С красной грудкой…

                       (Ю.Светлова)

Дети. Снегири!

 Педагог.

Под карнизом слышен крик:

«Чик-чирик да чик-чирик!»

Это песенкам  детей

Учит серый…

                           (А.Гарьковенко)

Дети. Воробей!

Педагог.

По лесу летает трещотка,

Хвост длинный, сама белобока.

Шустра и вертлява красотка,

Такая вот птица…

                                                              (А.Измайлов)

Дети. Сорока!

Педагог.

Серая птица

Ночью летает.

28

Мышек и птичек

Всюду хватает.

                    (А.Гарьковенко)

Дети. Сова!

Педагог. Молодцы, ребята все загадки отгадали. Теперь давайте изобразим с вами этих птичек и покажем их походку.

«Ворона» - ходьба на носках, руки на поясе.

«Голуби» - ходьба напятка, руки полочкой за спиной.

«Воробьи» - ходьба в полуприседе, руки на бедрах.

«Совы» - медленный бег с взмахами рук.

«Синичка» - быстрый бег на носках.

Педагог. А теперь давайте сделаем зарядку. Ведь чтобы не замерзнуть зимой, не болеть, птичкам тоже необходимо заниматься физкультурой. Займите свои места.

Основная часть:

Общеразвивающие упражнения.

1. И.п. - стоя лицом друг к другу с фитболом в руках. Поднять его вверх, посмотреть на него.
2. И.п. - то же. Поворачивать фитбол в разные стороны.
3. И.п. - то же. Поочередно выпрямлять руки.
4. И.п. - то же. Выполнять поочередные приседания.
5. И.п. - сидя, лицом друг к другу, фитбол расположить между стопами. Поднять ноги с фитболом (невысоко), опустить. Попрыгать друг за другом вокруг фитбола.

Игровые задания.

«Разминаем лапки».  Лежа на фитболе, руки в упоре на полу, выполнять шаги руками вперед и назад.

«Птичка отдыхает».  Лежа спиной на фитболе,  руки расставить в стороны, угол между голенью и бедром 900.

Педагог. А вы знаете, птицы тоже умеют и любят играть.

Подвижная игра «Сова».

В одном из углов площадки очерчивается кружком гнездо совы. Все дети изображают бабочек, жуков. Одного  из играющих назначают «совой».

По сигналу «День!» дети прыгают на фитболах по всему залу. По сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда сова. Бабочки, жуки замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал, а сова смотрит, не шевелится ли кто. Того кто пошевелился, сова отводит к себе в гнездо. Ведущий снова говорит «День!» сова улетает к себе в гнездо, а бабочки и жуки опять начинают летать (прыгать). Вылет совы повторяется 2-3 раза. После этого подсчитывается число пойманных,  выбирается новая сова, и игра возобновляется.

Заключительная часть:

Игровое задание «Найди, где спрятано» - дети ищут птичку-игрушку.
Педагог. Наша прогулка в зимний лес подошла к концу. С какими птицами вы встретились?

Дети. С воробьями, синицами, дятлами, совами.

Педагог. Что вам больше всего особенно запомнилось?

Итог. Поименный анализ.

Физкультурный досуг

Не планируется.

Спортивный праздник

Не планируется.

Литература:

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2012.  

Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. – М.: 1987.

Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.  

Гуськова А.А. Подвижные и речедвигательные игры для детей. Волгоград.: Учитель, 2012.  

Дубровский В.Н., Дубровская Н.М.Практическое пособие по массажу.  – М.: Шаг,  1993.  

Дыхательная  и звуковая гимнастика./Т.В Нестерюк.–М.: «Книголюб», 2007.  

Картушина. М.Ю.Конспектылогоритмических занятий с детьми 3-4  лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2008.  

Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973.  

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом  «Литера», 2006.  

Морозова И.А. «Ознакомление с окружающим миром» Мозаика-Синтез, 2006г.

Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3- 5 лет. – М.: Владос, 2001.  

Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия / авт.-сост. Е.Е.Михеева. – Волгоград.: Учитель, 2011.  

Солодова  Ю. В.  Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» // Логопед. 2008. № 3.  

Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок/авт.- сост. Е. И. Подольская. Волгоград.: Учитель, 2009.  

http://coollib.net/b/101161/read#t8

http://do.gendocs.ru/docs/index-292145.html

http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10-1.htm.

http://mama.darievna.ru/page/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-detej

http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/korrektsiya-dykhatelnoi-funktsii-u-detei-doshkolnogo-voz

http://www.7ya.ru/article/Zaryadka-dlya-yazychka-artikulyacionnaya-i-dyhatelnaya-gimnastika-dlya-malyshej/

http://www.dou13.caduk.ru        

http://www.e-reading.biz/chapter.php/1008233/2/Ermolaev-Tomin_ Dyhanie_na_kazhdyy_den.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Учебно-методическое пособие

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»Учебно-методическое пособие...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» Учебно-методическое пособие

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»Учебно-методическое пособие...