Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике

Кравченко Юлия Ивановна

Мозг имеет ключевое значение в организме. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память, мышление и т.д. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.95 МБ
Файл текст к слайдам19.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ (ОНР) Педагог-психолог МБДОУ ЦРР №4 Кравченко Юлия Ивановна

Слайд 2

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Слайд 5

Причины несформированной работы межполушарных связей у детей На что обратить внимание родителям Если ребенок мало ползал или ползал «неправильно» (задом, боком) ; если длительное время не сформировывалась доминантная рука; есть астигматизм; есть логопедические проблемы; если ребенок невнимательный; у ребенка страдает мышление и память. Родовые травмы; общий наркоз в первые годы жизни; длительные и сильные стрессовые ситуации; отсутствие этапа ползания.

Слайд 6

Тест на определение наличия нарушений межполушарного взаимодействия Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. Если неправильных ответов более 30 % - наличие нарушения межполушарного взаимодействия.

Слайд 7

Упражнения Пальчиковая гимнастика ; логоритмика ; дидактические игры и задания; кинезиологические упражнения; арикуляционная и дыхательная гимнастика; самомассаж ; творческие занятия под классическую музыку (Моцарта и других композиторов).

Слайд 8

Комплекс упражнений «Городок ловких пальчиков » « Берег драгоценных камней» . Выложить из камешков фигуры по шаблону, одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно. «Озеро послушных веревочек» . Выложить узор из шнурков (веревочек) на бархатной бумаге (фетре) двумя руками одновременно. « Гаечки» . Ведущей рукой открутить гаечку, другой рукой закрутить. Второй вариант: соотнести болтик и гаечку по форме и цвету, накрутить двумя руками одновременно. Можно использовать также металлические гаечки и болтики разного размера. Упражнение с пластилином. Раскатать двумя руками одновременно «колбаску» из пластилина, затем одной рукой выложить узор, букву и пр. « Дорожки» Провести по дорожке обеими руками одновременно, проговаривая заданный звук (слог) . « Назови и хлопни» . Назвать картинку и хлопнуть по столу левой, правой или обеими руками.

Слайд 17

Результативность занятий Улучшение мыслительной деятельности ребенка Синхронизация работы полушарий Улучшение запоминания Повышение устойчивости внимания Улучшение речи Координационная коррекция Облегчение процесса письма, чтения.

Слайд 18

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Юлия Ивановна Кравченко, я педагог-психолог в детском саду №4 «Ручеек». Тема моего выступления «Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ».

Слайд 2

Мозг имеет ключевое значение в организме. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память, мышление и т.д. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Слайд 3

Отмечу, что работа полушарий ассиметрична и у большинства людей доминантным является левое полушарие. Которое отвечает за правую половину тела.

Слайд 4

 Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

Период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков; у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Эта «база» пригодится, когда ребенок начнет писать, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме.

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдо леворукость;
  • логопедические проблемы (например, задержка фонематического слуха).

Завершающий этап в развитии межполушарных связей приходится на возраст от 7 до 15 лет. На этом этапе межполушарные взаимодействия помогают ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их.

В норме основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Слайд 5

Что может послужить причиной несформированной работы межполушарных связей у детей?

  • родовые травмы
  • общий наркоз в первые годы жизни,
  • длительные и сильные стрессовые ситуации,
  • отсутствие этапа ползания.

На что стоит обратить внимание родителям?

  • Если ребенок мало ползал или ползал «неправильно» (задом, боком);
  • если длительное время не сформировывалась доминантная рука;
  • есть астигматизм;
  • есть логопедические проблемы;
  • если ребенок невнимательный;
  • у ребенка страдает мышление и память.

Слайд 6

Существует тест на определение наличия нарушений межполушарного взаимодействия. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Для детей с ОВЗ характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).

Слайд 7

В нынешней системе дошкольного и школьного образования основной упор идет на развитие левого полушария, сами того не понимая педагоги чаще нагружают, тренируют одну основную руку (это рисование, подготовка руки к письму, вырезания и т.д.) и при этом практически не затрагивается вторая рука, тем самым полушарие, отвечающее за нее, отдыхает и практически не взаимодействует со своим соседом.

Для ознакомления педагогов и родителей с данным направлением в коррекционной работе я подобрала упражнения, которые можно выполнять как в группе, так и дома. Проводить упражнения на развитие межполушарных связей необходимо в первой половине дня и длительность занятий не должна превышать 15 минут.

 Слайд 8

Комплекс упражнений «Городок ловких пальчиков».

  • «Берег драгоценных камней». Выложить из камешков фигуры по шаблону, одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно.
  • «Озеро послушных веревочек». Выложить узор из шнурков (веревочек) на бархатной бумаге (фетре) двумя руками одновременно.
  • Упражнение «Гаечки». Ведущей рукой открутить гаечку, другой рукой закрутить. Второй вариант: соотнести болтик и гаечку по форме и цвету, накрутить двумя руками одновременно. Можно использовать также металлические гаечки и болтики разного размера.
  • Упражнение с пластилином. Раскатать двумя руками одновременно «колбаску» из пластилина, затем одной рукой выложить узор, букву и пр.
  • Упражнение «Дорожки» Провести по дорожке обеими руками одновременно, проговаривая заданный звук (слог).
  • Упражнение «Назови и хлопни». Назвать картинку и хлопнуть по столу левой, правой или обеими руками, в соответствии с направлением стрелочки.
  • Упражнение со счетами. Передвигать костяшки на счетах от центра к краям, влево и вправо двумя руками одновременно.

Слайд 9

На фото представлены некоторые рекомендованные упражнения, например, альтернатива ладони, кулаку и ребру – дом –ежик-замок! Выбор подобных упражнений огромный, их постепенно нужно менять, усложнять и дополнять. Например, к этому упражнению я добавляю речевое сопровождение в виде стихотворения:

Стоит домик на полянке

В доме Ежик том живет

Не стучи к нему ты в двери

Дверь закрыта на замок.

Как раз очень актуально для логопедических групп.

 Слайд 10

Далее также варианты пальчиковых переборов.

Слайд 11

На моих занятия мы также работаем в пособиях на развитие, здесь есть и нейродинамические упражнения, задания на развитие пространственного мышления, различные раскраски и т.д.

Слайд 12

Отличная игра «Попробуй повтори», когда фантазия на жесты, мимику и движения подводит. Всем в помощь! Дети ее любят и с удовольствием играют.

 Слайд 13

Далее блок фотографий непосредственно с занятий. Подключаем сюда сенсорику, световые столы, кубы, музыку. И непосредственно под вашим контролем ребенок выкладывает рисунок по шаблону или фантазирует, сперва одной рукой, потом другой и симметрично обеими руками.

Также как вариант разложи по цвету. Например, правая рука только красные бусины, левая только зеленые. По очереди, потом одновременно обеими руками.

Слайд 14

На этом блоке мы отрабатываем переключение полушарий, через хлопок меняем задачу для рук. Например, правая крутит барабан, левая мельницу, хлопок поменяли – левая барабан, правая мельницу.

Слайд 15

Здесь с использованием графических фигур, цвета и тд.

Слайд 16

Для малышей используем массажные шарики, ленты и тд.

Слайд 17-18

Для детей старшего возраста подключаю графические задания, симметричные рисунки, тренажер письма и т.д.

Слайд 19

И что касаемо результатов

Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Также рекомендую выполнять эти упражнения и взрослым: это поможет вам восстанавливать работоспособность и продуктивность; реализовать свой внутренний потенциал, формировать уверенность при публичных выступлениях, развивать более ясное и позитивное мышление.

Слайд 20

Спасибо за внимание, надеюсь данная информация будет вам полезна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

В презентации представлены упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Презентация будет полезна родителям и педагогам....

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

Предлагаю занимательные и полезные упражнения для развития межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и графомоторных навыков. Видео по ссылке https://youtu.be/OtJWI1SnmgQ...

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

В презентации говорится о том, как разивать межполушарное взаимодействие у дошкольников....

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Игры направлены на формирование и развитие координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей у дошкольников....

Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызы...

"Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с нарушением зрения"

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Данная статья поможет разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи, зачем они нужны и как их развива...

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников кинезиологическими упражнениями

Что такое кинезиология. Для чего нужны данные упражнения. Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений. Примеры упражнений....