Консультация для воспитателей "Развиваем память"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определённый уровень развития памяти детей.

Известные советские психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и П. Я. Гальперин показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляясь в форме внешней речи, и лишь на этой основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Таким образом, необходимо поэтапное формирование у детей различных умственных действий и классификаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развиваем память»

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определённый уровень развития памяти детей.

Известные советские психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и П. Я. Гальперин показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляясь в форме внешней речи, и лишь на этой основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Таким образом, необходимо поэтапное формирование у детей различных умственных действий и классификаций.

С чего же начинается действие запоминания? Прежде всего с ознакомления с материалом, который надо запомнить. Эту первоначальную ориентировку в материале можно назвать простой или предварительной ориентировкой. Ее цель — поочередно выделить и обозначить каждый объект, предмет, картинку, каждый элемент какого-либо целого.

Вначале не только младшие дошкольники, но и некоторые дети среднего дошкольного возраста не умеют планомерно осуществлять такую ориентировку: они беспорядочно переводят взгляд с картинки на картинку и также беспорядочно их называют. Необходимо постоянно побуждать их к деятельности, ставя вопросы: «А что это?», «А это?» и т. п.

Однако в ходе упражнений самостоятельность детей в ознакомлении с материалом возрастает. Старшие и средние дошкольники вскоре легко называют поочередно все элементы материала, выделяя их последовательно. Научаются этому и большинство младших дошкольников, хотя у некоторых из них потребность в элементах практического действия (в показе картинок) сохраняется на протяжении всех занятий.

Вслед за простой ориентировкой нужно обучать детей классификации материала.

Классификация как способ запоминания заключается в использовании названий групп в качестве опорных пунктов при запоминании и воспроизведении входящих в них элементов.

Предположим, ребенок говорит, что он будет запоминать овощи. Следовательно, он уже осознал, что в предложенном материале есть картинки с изображением овощей.

Отыскивая картинки с нарисованными на них луком, морковью, капустой и т. д., ребенок постоянно отдает себе отчет в том, что он ищет, помнит, что он запоминает овощи. Такое «примеривание» к обобщенному названию создает условия для многократного его повторения и тем самым для лучшего запоминания.

Как осуществляется процесс воспроизведения при классификации? Ребенок вспоминает название группы и затем от опорного пункта — названия группы — переходит к раскрытию ее содержания.

Именно успехи детей в овладении классификацией как познавательным действием обеспечивают им возможность использования ее в качестве способа логического запоминания и способствуют значительному повышению продуктивности их памяти. Итак, вначале ребенок учится осуществлять классификацию как практическое действие. Затем, на этапе речевого действия, он в состоянии уже рассказать о том, какие картинки можно отнести к одной группе, какие к другой и т. д. И только после этого ребенок может перейти к осуществлению классификации в уме, хотя и здесь он имеет дело с наглядно представленным материалом.

На этапе умственного действия перед детьми ставится задача сначала найти все группы, обозначить их и лишь потом рассказать о том, какие есть в материале группы картинок. Это требование создает для детей еще большую необходимость в обозначении групп и удержании их в уме.

В совокупности с основными приемами развития логической и ассоциативной памяти можно применять специально построенный курс по мнемотехнике.   

Мнемотехника – это технология развития памяти. 
Задачи: во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений…  На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств. Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:

§  метод «крокирования» (от франц. сroguis – чертеж, схема, набросок);

§  метод, использующий образное мышление (эйдетизм);

§  метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

§  метод трансформации (превращения);

§  метод Цицерона;

§  метод опор.

           В – третьих, необходимо научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным (произвольным). Кроме того, необходим целый ряд упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.

     Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Память надо развивать"

консультация дает советы о том, как развивать память дошкольника....

Консультация "Как развивать память и внимание ребенка"

Подобными вопросами задается все больше родителей. Всем известно, что для детей, а особенно для дошкольников, самая лучшая форма обучения - это обучение с помощью игры. Для того чтобы у вашего ребенка...

Консультация для воспитателей "Память детей дошкольного возраста"

Рекомендации воспитателям по развитию памяти у детей дошкольного возраста...

Консультация "Как тренировать память ребенка 3-4 лет"

Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) – период интенсивного развития и преобразования психических процессов. Внимание, мышление, восприятие, сформированные в раннем возрасте, становятся бол...

Консультация "Как развивать память у ребенка"

Консультация "Как развивать память у ребенка"...

консультация "Как развить память у детей"

Консультация "Как развить память у детей"...

Консультация для родителей "Память"

Цель: познакомить родителей , что такое память и как ее развивать....