Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Долгова Елена Валерьевна

АОП для ребенка с ОВЗ включает все необходимые структурные компоненты, отражающие содержание работы с ребенком с ОВЗ специалистами службы ППС сопровождения в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_dlya_rebenka_s_zpr.docx130.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

……………………………………………………………

        

УТВЕРЖДАЮ:

  Заведующий ………… –

            детский сад «…………….»

____________ ………........

      Приказ от ______ 20___г. № ____

 Адаптированная образовательная программа (индивидуальная)

для обучающегося с ОВЗ

……………………………………………..

Дата рождения ……………………

Срок реализации: 3 года

Заключение ПМПК – обучение ребенка с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (АОП/АООП) для детей с задержкой психического развития

Согласовано______________ (ФИО родителя / законного представителя)

Пояснительная записка

По заключению ТПМПК от ……………. года ребенку, ……………….., 2015 года рождения, рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Сопутствующий диагноз – ОНР (системное нарушение речи), обусловленное двуязычием.

АОП для ребенка составлена на 3 года обучения с опорой на адаптированную  образовательную программу дошкольного учреждения с учетом Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Авторы: JI. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др./ СПб. – 2010.; Программы Н. Ю. Боряковой Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР). Парциально используется «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет Нищевой Н. В.), методические разработки О.С. Гомзяк, Ю. А. Кирилловой и др. Подробное методическое обеспечение АОП отражено в рабочих программах педагогов службы сопровождения.

Основным способом деятельности для ребенка являются совместная игровая коррекционно-развивающая деятельность со взрослыми (индивидуальные и подгрупповые занятия), в процессе которой реализуются задачи и достигаются целевые ориентиры АОП.

Логопедическое заключение – общее недоразвитие речи I-II уровня (системное нарушение речи)

Заключение учителя-дефектолога – уровень познавательного развития значительно ниже возрастной нормы

Заключение педагога-психолога – уровень актуального (психического) развития ниже возрастной нормы.

Результаты педагогической диагностики воспитателей по освоению ООП – осваивает частично.

По результатам рекомендаций ТПМПК, коллегиального заключения ППк ДОО и заявления родителей ребенка с ОВЗ решено включить в число специалистов ППС сопровождения …………………………..:        

Учителя-дефектолога …………………………

Учителя-логопеда …………………………….

Педагога-психолога …………………………..

Воспитателей …………………………………….

  1. Целевой раздел
  1. Общие сведения о ребенке

Ф.И.О. ребенка ……………………….

Возраст ребенка ………………………

Домашний адрес  …………………….

Общая характеристика. Ребенок  воспитывается в полной семье.

Физическое развитие: по возрасту, группа здоровья - 2, редко болеет, сон спокойный, ест избирательно.

Мелкая моторика и общая моторика: недостаточно развита медлителен; отказ от выполнения и участия в физкультурных и музыкальных занятиях.  Ограничен объем активных движений, отстает в темпе переключаемости движений. 

Ведущая рука - правая.  

Навыки самообслуживания сформированы по возрасту.

Эмоционально-волевая сфера: ………………. спокойный мальчик; с незнакомым окружением осторожен. Настроение устойчивое. Во взаимоотношениях с педагогом: на контакт идет, но чаще молчит, используя жесты и мимику. На просьбы – откликается  и с удовольствием их выполняет. Случаи агрессии со стороны мальчика отсутствуют. Подчиняется правилам принятым в коллективе. В отношениях со сверстниками закрыт, но по отношению к ним вежлив, чаще играет один или в паре.

Игровая деятельность:  предпочитает настольно-печатные игры, действия с предметами-игрушками, игры с конструктором. Игровые действия обогащает полученными знаниями. Использование предметов-заместителей не  вызывает затруднения. В сюжетных играх берет на себя второстепенные роли, чаще роль зрителя.

Математические представления развиты недостаточно: не сформированы сенсорные эталоны, знает название цифр, не показывает их по слову взрослого,  путает геометрические фигуры,  не соотносит объемную и плоскостную фигуру.

Сформированность пространственно-временных отношений. Ориентируется в пространстве и времени не в полном объеме (путает понятия право-лево, при назывании времен года, частей суток, дней недели допускает ошибки).

Изобразительная деятельность развита на среднем уровне, владеет основными приемами лепки, кистью – неуверенно, не умеет складывать бумагу по инструкции, штриховку и закрашивание фигуры выполняет неточно, выходит за границы, нажим неравномерный.

Развитие познавательной деятельности: учебную задачу не всегда принимает, допускает ошибки в выполнение заданий. Познавательный интерес ограничен программным материалом, недостаточно устойчивый. Отмечается низкий уровень учебной мотивации. При возникновении трудностей, самостоятельно не обращается за помощью, но с желанием ее принимает. Темп работы: медленный. Переключаемость с одного вида деятельности на другой низкая. К неудачам относится спокойно.  Навыки конструирования: владения карандашом и кистью в стадии формирования.

Речь: проявляет речевой негативизм. Голос: тихий, монотонный, слабомодулирован. Дыхание: объем дыхания нормальный, диафрагмальный тип. Темп речи обычный. Понимание речи: речь окружающих понимает в пределах ситуации. Фонетические представления: находятся в зачаточном состоянии. Слоговая структура: допускает незначительные ошибки. Грамматический строй: недостаточно развит (ребенок - из двуязычной среды). Активный словарь: ниже возрастной нормы. Пассивный словарь: достаточно развит. Связная речь: в стадии формирования, отвечает одн, употребляет не все части речи, отмечаются аграмматизмы.

Звукопроизношение: звуки раннего онтогенеза восстановлены, но есть замены; смягчение свистящих звуков. Парасигматизм  свистящих и шипящих.  Отсутствие звуков позднего онтогенеза [Л], [Р], [Р’].

1.2 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка по образовательным областям и задачи коррекционной работы

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Цели, задачи и содержание образовательной деятельности подробно отражено в Рабочей программе воспитателей группы, в которой обучается ребенок с ОВЗ.

Для оптимизации коррекционной образовательной деятельности определяется исходный уровень актуального развития педагогом-психологом, уровень познавательного развития учителем-дефектологом, уровень речевого развития ребенка учителем-логопедом и задачи коррекционной работы.

Задачи коррекционной работы учителя-дефектолога по развитию ВПФ и познавательных способностей ребенка с ОВЗ.

1. Обучать концентрации внимания на 15-20 минут.

2. Находить отличия и сходства в предметах, картинках.

3. Копировать рисунки, движения.

4. Запоминать до 5-7 слов, предметов или картинок.

5. Складывать пазлы, создавать из конструктора фигуры в соответствии с образцом.

6. Учить выделять общие признаки предметов и отличительный признак предмета в игре «4 лишний».

7. Учить запоминать небольшие тексты с помощью мнемотаблиц и других методов наглядного моделирования.

8. Учить определять и узнавать предмет среди наложенных, зашумленных изображений, части или контура предмета.

9. Развивать координированность общих и мелких движений пальцев рук.

10. Учить решать логические задания.

Задачи логопедической коррекции речи.

1. Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям.

2. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1. Узнавание неречевых звуков

а) развитие слухового внимания

б) развитие слуховой памяти

2. Развитие одинаковых слов, звуковых комплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

З. Развитие слов близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем родного языка.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Формирование первичных умений правильного произношения звука

а) постановка и автоматизация поставленных звуков

б) формирование навыков их правильного произношения в речи

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в речи. Работа над словом и предложением

а) согласование

б) словоизменение (ед. мн. число существительных) словообразование

- образование слов при помощи суффиксов

- образование глаголов при помощи приставок

в) практическое усвоение слов

2. Работа над предложением и его грамматическим оформлением

- понимание и различие существительных мужского и женского рода

- согласование глагола, сказуемого, существительного, прилагательного в числе и падеже.

З. Работа над простым распространенным предложением

4. Предлоги с сушествительными: на, в, с, за, без, из, у, около, между.

Сложные предложения:

- составление сложных предложений по демонстрируемому действию с союзами «на», «потому что».

5. (Пересказы). Интонационная законченность предложения

6.  Описательный рассказ. Пересказ небольшого произведения

а)  с опорой на картинки

б)  опорным вопросам

в)  составление описательного рассказа.

Задачи педагогической деятельности педагога-психолога по развитию социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ:

  1. Помочь адаптироваться в коллективе сверстников, учить включаться в социальные и внутриколлективные отношения.
  2. Развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне.
  3. Способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим.
  4. Формировать позиции партнёрских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность.
  5. Формировать адекватную самооценку ребенка.
  6. Развивать коммуникативные навыки.
  7. Укреплять положительные нравственные начала в личности ребенка.

2 Содержательный раздел

2.1 Цели программы коррекционной работы с обучающимся с ЗПР и ее структурные компоненты

Цель – реализация общеобразовательных задач дошкольного образования в совокупности с преодолением недостатков познавательного, речевого, эмоционально-личностного развития детей с ЗПР. Следует понимать тесную взаимосвязь образовательной деятельности и коррекционно-развивающей работы.

Согласно ФГОС ДО, п. 2.11.2. коррекционно-образовательная работа осуществляется в группах компенсирующей и комбинированной направленности, что предполагает организацию всего педагогического процесса с учетом особенностей развития детей с ОВЗ. Специфика работы заключается в том, что коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми при ЗПР пронизывает все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО.

Содержание коррекционной работы определяется как с учетом возраста детей, так (и прежде всего) на основе выявления их индивидуальных достижений, образовательных трудностей и недостатков в развитии. Специфика содержания коррекционной работы определяется тематической направленностью в рамках КТП.

Структурные компоненты коррекционной работы

  1. Диагностический модуль. Работа в рамках этого модуля направлена на выявление недостатков в развитии ребенка, индивидуальных особенностей познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
  2. Коррекционно-развивающий модуль включает следующие направления:
  • коррекция недостатков и развитие двигательных навыков и психомоторики;
  • коррекция недостатков и развитие сенсорных функций, всех видов восприятия и формирование эталонных представлений;
  • коррекция недостатков и развитие всех свойств внимания и произвольной регуляции;
  • коррекция недостатков и развитие зрительной и слухоречевой памяти;
  • коррекция недостатков и развитие мыслительной деятельности на уровне нагляднодейственного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • формирование пространственных и временных представлений;
  • преодоление речевого недоразвития, и формирование языковых средств и связной речи; подготовка к обучению грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма;
  • развитие коммуникативной деятельности;
  • развитие предметной и игровой деятельности, формирование предпосылок к учебной деятельности во всех структурных компонентах;
  • предупреждение и преодоление недостатков в эмоционально-личностной, волевой и поведенческой сферах;
  • стимуляция познавательной и творческой активности.
  1. Социально-педагогический модуль ориентирован на работу с родителями и вопросы преемственности в работе педагогов детского сада и школы.
  2. Консультативно-просветительский модуль направлен на расширение сферы профессиональной компетентности педагогов, повышение их квалификации в целях реализации АООП при работе с детьми с ЗПР.

Содержание коррекционной работы реализуется в каждой образовательной области, предусмотренной ФГОС ДО. При этом учитываются рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и результаты углубленной психолого-педагогической диагностики.

Образовательные

области

Содержание коррекционной работы

Специалисты, которые ведут коррекционную работу

Виды деятельности по коррекции

Социально-

коммуникативное

развитие

Формирование навыков невербальной коммуникации

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед Педагог-психолог

Повседневное общение, специально организованные занятия, образовательные ситуации и игры, обучение родителей способам невербальной коммуникации

Общение и речевое развитие

Воспитатель

Учитель-дефектолог Учитель-логопед

Педагог-психолог

Повседневное общение, специально организованные занятия, образовательные ситуации и игры, вариативные формы работы

Элементарные навыки культуры поведения

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Повседневное общение, специально организованные занятия, образовательные ситуации и игры

Познавательное

развитие

Знакомство с окружающим миром

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед Педагог-психолог

Повседневная деятельность, НОД, образовательные ситуации и игры, вариативные формы работы

Мышление: алгоритмы деятельности, причинно-следственные связи

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

НОД, образовательные ситуации и игры, повседневная деятельность

Сенсорное развитие всех видов восприятия. Создание целостного образа окружающего

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

НОД, специально организованные занятия, образовательные ситуации и игры, повседневная деятельность

Речевое развитие

Формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи ребенка

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Воспитатель

Педагог-психолог

НОД, специально организованные занятия, образовательные ситуации и игры, повседневная деятельность

Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы

Воспитатель

Педагог-психолог

Повседневная деятельность, СОД, образовательные ситуации и игры, вариативные формы работы

Художественно-

эстетическое

развитие

Формирование интереса к рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Обучение способам действий в различных видах продуктивной

деятельности

Воспитатель

НОД, специально организованные занятия, образовательные ситуации и игры, организованная педагогом деятельность в режимных моментах

Интерес к прослушиванию песен и музыкальных произведений. Формирование элементарных певческих и музыкально -ритмических и хореографических навыков

Музыкальный руководитель

Воспитатель

НОД, специально организованные занятия, образовательные ситуации и игры, организованная педагогом деятельность в режимных моментах

Физическое

развитие

Создание условий, побуждающих к двигательной активности. Стимуляция двигательной активности. Развитие основных двигательных навыков

Воспитатель

Инструктор по физической культуре

НОД, специально организованные занятия, образовательные ситуации и игры, организованная педагогом деятельность в режимных моментах

Дополнительные

направления

Содержание коррекционной работы

Специалисты, которые ведут коррекционную работу

Виды деятельности по коррекции

Труд

Одевание и раздевание. Навыки туалета.

Навыки приема пищи. Элементарные трудовые навыки

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Специально организованные занятия, образовательные ситуации и игры, организованная педагогом деятельность в режимных моментах, вариативные формы работы

Игра

Переход от неспецифических манипуляций к специфическим. Формирование простых и составных игровых действий. Обучение игровому взаимодействию

Воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Включение в игровое взаимодействие детей в условиях группы.

Специально организованные игры-занятия

Карта индивидуального развития и освоения ОП обучающегося с ЗПР 4-5 лет

……………………………… учебный год (1 год обучения)

Показатели

Степень проявления

I. Физическое развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе

2

Умеет ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа

3

Ходит и бегает на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону

4

Ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в

медленном темпе 200 метров

5

Выполняет по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами

6

Прыгает на двух ногах с продвижением вперед, с места на 60 сантиметров

7

Умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя

руками

8

Может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие

9

Ползает на четвереньках по прямой, между предметами, змейкой; по горизонтальной доске, гимнастической скамейке на животе

10

Может лазать по гимнастической стенке верх и вниз, не пропуская реек

11

Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность,  выразительность движений

12

Проявляет интерес к активной двигательной активности

13

Сформированы начальные представления о здоровом образе жизни, о значении правильного питания, движения, пребывания на свежем воздухе и солнце, гигиены для здоровья человека.

14

Сформированы элементарные представления о факторах, оказывающих негативное влияние на здоровье.

II. Социально-коммуникативное развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Принимает активное участие в коллективных играх

2

Проявляет потребность в общении со сверстниками

3

Знает элементарные нормы и правила поведения и соблюдает их

4

Регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил

5

Проявляет волевые усилия в сложных ситуациях

6

Проявляет симпатию и доброжелательность к окружающим

7

Имеет представление о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем, будущем (я был маленьким, я расту и буду взрослым)

8

Имеет первичные гендерные представления (мальчики сильные и смелые; девочки нежные и женственные)

9

Имеет первичное представление о своих правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома и на улице

10

Имеет первичные представления о родственных отношениях. Знает имя и фамилию, возраст, имена родителей и других членов семьи

11

Умеет свободно ориентироваться в помещении детского сада, знаком с его традициями (замечает изменения в

оформлении группы и зала, участка детского сада)

12

Сформированы представления о некоторых профессиях, трудовых действиях их представителей

13

Сформированы  первичные представления о государственных праздниках (Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, 9 мая).

14

Ответственно относится к порученным заданиям воспитателя (раскладывает ложки, ставит салфетки, убирает на место игрушки, книги) выполняет индивидуальные и коллективные поручения, понимает значимость своего труда для других

15

Самостоятельно одевается и раздевается, складывает и убирает одежду, при помощи взрослого приводит ее в порядок  

16

Знаком с правилами поведения с незнакомыми людьми

17

Сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду.

18

Выполняет элементарные правила поведения на улице, имеет представления о необходимости соблюдать правила дорожного движения

19

Выполняет правила поведения в природе, имеет представления о способах взаимодействия с животными и растениями

III. Художественно-эстетическое развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Лепка

1

Владеет различными приемами лепки (разминает, разрывает на крупные куски, отщипывает мелкие куски, раскатывает прямыми и круговыми движениями, соединяет, защипывает, оттягивает, расплющивает)

2

Создает лепные поделки отдельных предметов по образцу и словесному заданию, играет с ними

3

Дает элементарную оценку своей работе и работам сверстников

4

Участвует в создании коллективных лепных поделок

Аппликация

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

5

Аккуратно наклеивает, составляя  аппликацию из готовых форм

6

Правильно держит ножницы,  умеет резать по прямой, знаком с приемами вырезания круга из квадрата, овала из прямоугольника, срезать и закруглять углы

7

Участвует в создании коллективной аппликации

Рисование

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

8

Правильно держит карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, правильно использует их при создании изображения

9

Правильно закрашивает изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения

10

Создает несложные сюжетные композиции, передает в рисунке расположение частей, соотнеся их по величине

11

Ориентируется на плоскости листа (низ, верх, середина)

12

Знаком с приемами декоративного рисования (хохлома, городецкая и др.)

IV. Речевое развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Ознакомление с художественной литературой

1

Эмоционально реагирует на чтение художественных текстов

2

Может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут

3

Умеет импровизировать на основе литературных произведений

4

Запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки

5

Умеет отвечать на вопросы по содержанию знакомых произведений

V. Познавательное развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры

2

Ориентируется в пространстве и схеме собственного тела

3

Складываеткартинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу исловесной инструкции

4

Может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в

порядке возрастания или убывания

5

Может сложить простые предметные картинки из четырех частей

6

Владеет навыками счета в пределах пяти

7

Владеет обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам

8

Может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде

9

Сформированы представления о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.

10

Узнает и различает времена года по существенным признакам сезона. Сформированы представления о смене времен года, их очередности

11

Узнает деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов

12

Сформированы представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, местах их произрастания, цвете, форме, размере; о блюдах, которые можно из них приготовить

13

Сформированы представления о диких и домашних животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни, о труде людей по уходу за домашними животными

14

Сформированы представления о разнообразии птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни

Степень проявления

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью все предложенные задания.

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Образовательные области

Не сформирован

Находится в стадии формирования

Частично сформирован

Близкий к сформированному

Сформирован

I. Физическое развитие

II. Социально-коммуникативное развитие

III. Художественно-эстетическое развитие

IV. Речевое развитие

V. Познавательное развитие

Диагностическая карта речевого развития

 2019-2020 год (1 год обучения)

Раздел

обследования

Критерии оценки

Баллы

н/г

к/г

1.

Понимание речи

В полном объёме.

4

Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется  помощь взрослого.

3

Понимание грамматических форм, предложно-падежных  конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы.

2

Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов.

1

Обращённая речь малопонятна для ребёнка, он не может выполнить поручений.

0

2.

Звукопроизношение

Звукопроизношение не нарушено.

4

Нарушено произношение одной группы звуков.

3

Нарушено произношение двух групп звуков.

2

Нарушено произношение трёх групп звуков.

1

Нарушено произношение четырёх и более групп звуков; дефекты звонкос-ти, мягкости; нетрадиционные замены.

0

3.

Слоговая  структура

Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок

4

Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах.

3

Нарушения в предложениях, в словах- незначительные

2

Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобле-ния слогов и т.д.)

1

Звукокомплексы,  звукоподражания.

0

4. Фонематические представления

Сформированы соответственно возрасту.

4

Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого.

3

Только половину заданий на свой возраст выполняет верно.

2

Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется

1

Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания.

0

5.

Лексический запас

Лексический запас сформирован по возрасту.

4

Запас в пределах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы).

3

Лексический запас беден. Выполняет только  половину заданий.

2

Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий.

1

Лексика отсутствует.

0

6. Грамматический строй

Грамматические категории использует без затруднений.

4

Редки  аграмматизмы.

3

Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные.

2

Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невоз-можность образовать формы слов.

1

Грамматический строй не сформирован.

0

7.

Связная речь

Без затруднений.

4

Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность.

3

Синтаксические конструкции фраз бедные.

Нарушена последовательность в передаче сюжета.

2

Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями.

1

Связной речи нет.

0

Профиль речевого развития обучающегося с ОВЗ

             начало года                               конец года

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

             

Карта индивидуального развития и освоения ОП обучающегося с ЗПР 5-6 лет

…………………… учебный год (2 год обучения)

Показатели

Степень проявления

I. Физическое развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе

2

Умеет ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа

3

Имеет навыки ходьбы в колонне по одному, по двое, по трое, с выполнениемзаданий педагога, имитационные движения

4

Бросает и ловит мяч,умеет отбивать мяч о землю правой и левой рукой до 15 раз

5

Попадает в цель с расстояния 5 м

6

Умеет строиться в колонну по одному, парами, по трое, в круг, в одну шеренгу

7

Выполняет повороты направо, налево, кругом

8

Умеет выполнять ведущую роль в подвижной игре и выполняет правила игры, умеет выполнять действие по сигналу

9

Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, футбол, бадминтон и др.

10

Выполняет по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами

11

Проявляет организованность, самостоятельность и инициативность во всех формах организованной двигательной деятельности

12

Умеет принимать правильное исходное положение при метании,  бросать и ловить мяч кистями рук (не прижимая его к груди)

13

Ходит по гимнастической скамейке, удерживая равновесие

14

Умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, по гимнастической  стенке с одного пролета на другой (вправо- влево)

15

Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность,  выразительность движений

16

Сформированы представления о здоровом образе жизни, о значении правильного питания, движения, пребывания на свежем воздухе и солнце, гигиены для здоровья человека.

17

Сформированы представления о факторах, оказывающих негативное влияние на здоровье.

II. Социально-коммуникативное развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты

2

Регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил

3

Положительно оценивает себя и свои возможности

4

Владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами

5

Знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов

6

Знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет

7

Выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их

8

Убирает игровое оборудование, закончив игры

9

Имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых

10

Бережно относится к объектам трудовой деятельности, материалам и инструментам

11

Выражает свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах

12

Выражает свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях

13

В играх передает различные виды социальных отношений

14

Участвует в хозяйственно-бытовой деятельности, наводит

порядок в группе и на участке, выполняет обязанности дежурного по столовой, на занятиях, в уголке природы

15

Соблюдает правила культурного поведения в быту (замечает неполадки в одежде, обуви, и находит сам или с

помощью взрослого способ их устранения), моет руки перед едой, после туалета, аккуратен во время еды, умеет

пользоваться носовым платком, столовыми приборами (ложка, вилка)

16

Соблюдает технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в общественных местах, за городом, в лесу, вблизи водоемов

17

Знает и соблюдает правила дорожного движения, знаком с некоторыми дорожными знаками

18

Сформированы гендерные представления

19

Имеет представление о своих правах и обязанностях

20

Имеет представления о родственных отношениях. Знает имя и фамилию, возраст, имена родителей и других членов семьи

21

Сформированы гендерные представления

22

Имеет представление о своих правах и обязанностях

23

В повседневной жизни вступает в речевое  общение со сверстниками, обсуждает волнующие темы, использует речь  в совместных играх, сюжетно-ролевых, режиссерских, речевых

24

Знаком с правилами поведения с незнакомыми людьми

25

Сформированы  представления о государственных праздниках (Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, 9 мая  и т.д.).

26

Выполняет правила поведения в природе, имеет представления о способах взаимодействия с животными и растениями

III. Художественно-эстетическое развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Лепка

1

Владеет различными приемами лепки (разминает, разрывает на крупные куски, отщипывает мелкие куски, раскатывает прямыми и круговыми движениями, соединяет, защипывает, оттягивает, расплющивает)

2

Лепит предметы и объекты с натуры и по представлению из различных материалов (глина, пластилин, соленое тесто), передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции

3

Лепит мелкие детали, украшает подделки с помощью стеки

4

Создает образы знакомых предметов или персонажей

5

Создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и предметы в небольшие группы

6

Предает движения животных и людей

7

Лепит людей, животных, птиц по типу народных игрушек

8

Дает оценку своей работе и работам сверстников

9

Участвует в создании коллективных лепных поделок

Аппликация

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

10

Сформированы навыки работы с ножницами, умеет разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники — в полоски и т. п.).

11

Создает композициииз вырезанных форм, аккуратно наклеивает их

12

Участвует в создании коллективной аппликации

13

Создает изображения предметов, декоративные и сюжетные композициииз геометрических фигур.

Рисование

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

14

Пользуется изобразительными средствами и приспособлениями - карандашами, акварелью, гуашью, фломастерами, мелом, мелками, кистью

15

Создает образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки

16

Создает многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты

17

Использует цвет для передачи эмоционального состояния

18

Передает в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений

19

Передает пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов

20

Знает способы получения оттеночных цветов, различает насыщенность цвета (светлый – темный)

21

Знакомить с народным декоративно-прикладным искусством

(Полхов-Майдан, Городец, Гжель)

Конструирование и ручной труд

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

22

Готовит рабочее место к выполнению того или иного задания в соответствии с определенными условиями деятельности - на столе или на ковре

23

Различает и называет строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), соотносит их по величине и форме

24

Сооружает постройки по образцу, схеме, описанию —

из разнообразных по форме и величине деталей

25

Выделяет и называет части построек, определяет их назначение и пространственное расположение

26

Заменяет одни детали другими

27

Умеет складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка), работать по готовой

выкройке

28

Выполняет поделки из природного материала

29

Выполняет постройки по предварительному замыслу

30

Участвует в выполнении коллективных построек

31

Рассказывает о последовательности выполнения работы

32

Дает оценку своим работам и работам сверстников

IV. Речевое развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Ознакомление с художественной литературой

1

Эмоционально реагирует на чтение художественных текстов

2

Проявляет интерес к художественной литературе, различает разные жанры – сказку, рассказ, стихотворение

3

Умеет отвечать на вопросы по содержанию знакомых произведений

4

Выразительно рассказывает наизусть небольшие стихотворения

5

Участвует в коллективных драматизациях известных литературных произведений

6

Пересказывает произведения по данному плану

7

Оценивает поступки главных героев, высказывает свое отношение к ним

V. Познавательное развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Знает, различает, соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус)

2

Ориентируется в пространстве и схеме собственного тела показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся

вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)

3

Складывает картинку из 4—8 частей, всех видов разрезов

4

Умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали

5

Сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт,

игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель

6

Умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их

7

Умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы

8

Знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.

9

Может рассказать о своем родном городе, знает и называет  свою страну,  ее столицу, государственные праздники

10

Сформированы представления о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.

11

Сформированы представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике

12

Узнает и различает времена года по существенным признакам сезона. Сформированы представления о смене времен года, их очередности

13

Знает части суток, сформированы представления о смене частей суток и их очередности

14

Сформированы первичные представления о космосе, звездах, планетах

15

Считает (отсчитывает в пределах 10)

16

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

17

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы)

18

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет точность путем наложения и приложения

19

Знаком с составом числа из единиц в пределах 5

20

Сформированы представления о таком временном отрезке, как

неделя, об очередности дней недели

21

Сформированы навыки ориентировки по простейшей схеме, плану

Степень проявления

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью все предложенные задания.

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Образовательные области

Не сформирован

Находится в стадии формирования

Частично сформирован

Близкий к сформированному

Сформирован

I. Физическое развитие

II. Социально-коммуникативное развитие

III. Художественно-эстетическое развитие

IV. Речевое развитие

V. Познавательное развитие

Диагностическая карта речевого развития

 2020-2021 год (2 год обучения)

Раздел

обследования

Критерии оценки

Баллы

н/г

к/г

1.

Понимание речи

В полном объёме.

4

Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется  помощь взрослого.

3

Понимание грамматических форм, предложно-падежных  конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы.

2

Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов.

1

Обращённая речь малопонятна для ребёнка, он не может выполнить поручений.

0

2.

Звукопроизношение

Звукопроизношение не нарушено.

4

Нарушено произношение одной группы звуков.

3

Нарушено произношение двух групп звуков.

2

Нарушено произношение трёх групп звуков.

1

Нарушено произношение четырёх и более групп звуков; дефекты звонкос-ти, мягкости; нетрадиционные замены.

0

3.

Слоговая  структура

Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок

4

Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах.

3

Нарушения в предложениях, в словах- незначительные

2

Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобле-ния слогов и т.д.)

1

Звукокомплексы,  звукоподражания.

0

4. Фонематические представления

Сформированы соответственно возрасту.

4

Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого.

3

Только половину заданий на свой возраст выполняет верно.

2

Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется

1

Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания.

0

5.

Лексический запас

Лексический запас сформирован по возрасту.

4

Запас в пределах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы).

3

Лексический запас беден. Выполняет только  половину заданий.

2

Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий.

1

Лексика отсутствует.

0

6. Грамматический строй

Грамматические категории использует без затруднений.

4

Редки  аграмматизмы.

3

Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные.

2

Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невоз-можность образовать формы слов.

1

Грамматический строй не сформирован.

0

7.

Связная речь

Без затруднений.

4

Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность.

3

Синтаксические конструкции фраз бедные.

Нарушена последовательность в передаче сюжета.

2

Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями.

1

Связной речи нет.

0

Профиль речевого развития обучающегося с ОВЗ

             начало года                                 конец года

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

       

Карта индивидуального развития и освоения ОП обучающегося с ЗПР 6-7 лет

…………………. учебный год (3 год обучения)

Показатели

Степень проявления

I. Физическое развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе

2

Умеет ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа

3

Бросает и ловит мяч,умеет отбивать мяч о землю правой и левой рукой до 15 раз

4

Попадает в цель с расстояния 5 м

5

Выполняет по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами

6

Проявляет организованность, самостоятельность и инициативность во всех формах организованной двигательной деятельности

7

Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки,  метание, лазание)

8

Выполняет физические упражнения  из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции

9

Участвует  в играх с элементами спорта

10

Прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами

11

Ходит по гимнастической скамейке приставным шагом

12

Сформированы навыки разнообразных способов ползания и лазания

13

Умеет переходить с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаясь и спускаясь по диагонали

14

Умеет прыгать на двух ногах разными способами, на одной

ноге, с чередованием с ходьбой, с поворотом кругом

15

Умеет перестраиваться (в колонну по одному, по двое, по трое, по четыре, в полукруг, в круг, в шеренгу, врассыпную; из одного круга в несколько) на месте и в движении

16

Умеет рассчитываться «по порядку», на «первый-второй», равняться в колонне, в шеренге

17

Выполняет повороты направо, налево, кругом на месте и в движении

18

Играет в разнообразные подвижные игры, в игры с

элементами соревнования

19

Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность,  выразительность движений

20

Знает о здоровом образе жизни, о значении правильного питания, движения, пребывания на свежем воздухе и солнце, гигиены для здоровья человека

II. Социально-коммуникативное развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты

2

Регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил

3

Положительно оценивает себя и свои возможности

4

Владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами

5

Уважительно относится к окружающим, заботливо относится к малышам, пожилым людям

6

Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес

7

Знает историю своей семьи, знает имена и отчества родителей, их профессии  

8

Знает названия своего города, страны, столицы, свой флаг, герб

9

Знает семейные праздники, некоторые государственные праздники (Новый год, Рождество, День Победы и т.д.)

10

Знает номера телефонов специальных служб: 01- при пожаре, 02- вызов полиции, 03- скорая помощь

11

Знает о работе МЧС, пожарной службы, правила поведения при пожаре

12

Знает правила поведения в ситуациях: «один дома», «потерялся», «заблудился», умеет обратиться за помощью к взрослым

13

Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирает свое рабочее место

14

Знает о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых

15

Бережно относится к объектам трудовой деятельности, материалам и инструментам

16

Выражает свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах

17

Выражает свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях

18

В играх передает различные виды социальных отношений

19

Участвует в хозяйственно-бытовой деятельности, наводит

порядок в группе и на участке, выполняет обязанности дежурного по столовой, на занятиях, в уголке природы

20

Соблюдает правила культурного поведения в быту (замечает неполадки в одежде, обуви, и находит сам или с

помощью взрослого способ их устранения), моет руки перед едой, после туалета, аккуратен во время еды, умеет

пользоваться носовым платком, столовыми приборами

21

Соблюдает технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в общественных местах, за городом, в лесу, вблизи водоемов

22

Знает и соблюдает правила дорожного движения, знаком с дорожными знаками

23

В повседневной жизни вступает в речевое  общение со сверстниками, обсуждает волнующие темы, использует речь  в совместных играх, сюжетно-ролевых, режиссерских, речевых

24

Знает правила поведения с незнакомыми людьми

25

Проявляет интерес к учебной деятельности, хочет  учиться в школе

III. Художественно-эстетическое развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Лепка

1

Умеет создавать объемные и рельефные изображения, используя разнообразные материалы и разные приемы лепки

2

Умеет передавать в лепке движения изображаемых объектов

3

Умеет создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок

4

Умеет лепить фигуру человека, животного, передавать характерные движения объектов

5

Дает оценку своей работе и работам сверстников

6

Участвует в создании коллективных лепных поделок

Аппликация

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

7

Сформированы навыки работы с ножницами, умеет разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники — в полоски и т. п.).

8

Создает композиции из вырезанных форм, аккуратно наклеивает их

9

Участвует в создании коллективной аппликации

10

Умеет составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур.

11

Создает аппликацию по мотивам народного искусства

Рисование

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

12

Пользуется изобразительными средствами и приспособлениями - карандашами, акварелью, гуашью, фломастерами, мелом, мелками, кистью

13

Умеет рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать

форму, величину, цвет в рисунке.

14

Умеет изображать линию горизонта, линейную перспективу в

сюжетном рисовании

15

Умеет передавать движения людей и животных

16

Создает многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты

17

Использует цвет для передачи эмоционального состояния

18

Передает в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений

19

Передает пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов

20

Знает способы получения оттеночных цветов

Конструирование и ручной труд

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

21

Сооружает постройки по образцу, схеме, описанию —

из разнообразных по форме и величине деталей

22

Выделяет и называет части построек, определяет их назначение и пространственное расположение

23

Заменяет одни детали другими

24

Умеет складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка), работать по готовой

выкройке

25

Выполняет поделки из природного материала

26

Выполняет постройки по предварительному замыслу

27

Участвует в выполнении коллективных построек

28

Рассказывает о последовательности выполнения работы

29

Дает оценку своим работам и работам сверстников

30

Умеет совместно планировать сооружение постройки, трудиться над сооружением сообща, следовать общему плану

31

Умеет работать с пластмассовыми, деревянными и

металлическими конструкторами по схеме и инструкции

IV. Речевое развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Ознакомление с художественной литературой

1

Проявляет интерес к художественной литературе, различает разные жанры

2

Отвечает на вопросы по содержанию произведений

3

Высказывает суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги

4

Умеет выразительно декламировать стихи

5

Пересказывает небольшие рассказов и знакомые сказок по

данному или коллективно составленному плану

6

Участвует в коллективных драматизациях литературных произведений

V. Познавательное развитие

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Знает, различает, соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус)

2

Ориентируется в пространстве и схеме собственного тела показывает предметы, которые находятсявверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)

3

Складывает картинку из 4—8 частей, всех видов разрезов

4

Умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали

5

Сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт,

игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель

6

Умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их

7

Умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы

8

Знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.

9

Может рассказать о своем родном городе, знает и называет  свою страну,  ее столицу, государственные праздники

10

Сформированы представления о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны

11

Сформированы представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике

12

Сформированы представления о школе, об учебе. Сформирован интерес к учебе, желания учиться в школе

13

Знает времена года, о смене времен года, их очередности, знает о  сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных

14

Знает части суток, о смене частей суток и их очередности

15

Сформированы представления о космосе, звездах, планетах

16

Считает до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20)

17

Соотносит цифру (0-9) и количество предметов

18

Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание

19

Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предмета), и способы их измерения

20

Измеряет и сравнивает длины и объемы

21

Умеет делить предмет /фигуру на равные части, сравнивает целое и часть

22

Уравнивает неравные группы предметов разными способами

23

Знаком с составом числа из единиц в пределах 10

24

Умеет называть дни недели и месяцы года

25

Определяет время по часам

Степень проявления

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью все предложенные задания.

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Образовательные области

Не сформирован

Находится в стадии формирования

Частично сформирован

Близкий к сформированному

Сформирован

I. Физическое развитие

II. Социально-коммуникативное развитие

III. Художественно-эстетическое развитие

IV. Речевое развитие

V. Познавательное развитие

Диагностическая карта речевого развития

 …………………… год (3 год обучения)

Раздел

обследования

Критерии оценки

Баллы

н/г

к/г

1.

Понимание речи

В полном объёме.

4

Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется  помощь взрослого.

3

Понимание грамматических форм, предложно-падежных  конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы.

2

Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов.

1

Обращённая речь малопонятна для ребёнка, он не может выполнить поручений.

0

2.

Звукопроизношение

Звукопроизношение не нарушено.

4

Нарушено произношение одной группы звуков.

3

Нарушено произношение двух групп звуков.

2

Нарушено произношение трёх групп звуков.

1

Нарушено произношение четырёх и более групп звуков; дефекты звонкос-ти, мягкости; нетрадиционные замены.

0

3.

Слоговая  структура

Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок

4

Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах.

3

Нарушения в предложениях, в словах- незначительные

2

Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобле-ния слогов и т.д.)

1

Звукокомплексы,  звукоподражания.

0

4. Фонематические представления

Сформированы соответственно возрасту.

4

Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого.

3

Только половину заданий на свой возраст выполняет верно.

2

Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется

1

Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания.

0

5.

Лексический запас

Лексический запас сформирован по возрасту.

4

Запас в пределах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы).

3

Лексический запас беден. Выполняет только  половину заданий.

2

Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий.

1

Лексика отсутствует.

0

6. Грамматический строй

Грамматические категории использует без затруднений.

4

Редки  аграмматизмы.

3

Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные.

2

Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невоз-можность образовать формы слов.

1

Грамматический строй не сформирован.

0

7.

Связная речь

Без затруднений.

4

Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность.

3

Синтаксические конструкции фраз бедные.

Нарушена последовательность в передаче сюжета.

2

Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями.

1

Связной речи нет.

0

Профиль речевого развития обучающегося с ОВЗ

             начало года                             конец года

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

             

3 Организационный раздел

3.1 Организация режима пребывания обучающегося с ОВЗ в ДОО

Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.

Организованная образовательная деятельность преимущественно проводится в первой половине дня, для детей среднего и старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера.

Продолжительность НОД регламентирована СанПиН. В середине времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность, проводится динамическая пауза.

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Подгрупповые занятия

- учитель-дефектолог

- воспитатель

- физ.инструктор

- музыкальный руководитель

12

5

4

1

2

14

5

5

2

2

16

5

7

2

2

В соответствии с расписанием НОД

Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом

5

Ежедневно

Индивидуально-подгрупповые занятия с учителем-логопедом

3-4

В соответствии с расписанием

Индивидуально-подгрупповые занятия с педагогом-психологом

1-2

В соответствии с расписанием

На основании коллегиального заключения ТПМПК и решения ППк ДОО:

  • учитель-дефектолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности;
  • учитель-логопед организует работу по возникновению и формированию речи, развитию речевой функциональной системы, коммуникативных умений в соответствии с планом индивидуально-подгрупповой работы;
  • педагог психолог организует работу по развитию эмоционально-волевой сферы, навыков коллективной коммуникации в соответствии с планом индивидуально-подгрупповой работы.

Перспективный план индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога

Ф.И. ребенка ________________________________________20____-20_____учебный год

Ноябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения

Задачи на развитие:

1. Зрительной, слуховой памяти, осязательной памяти.

2. Внимания.

3. Умения проводить ассоциации между цветом и словом.

«Какой фигуры не стало?»

«Что изменилось?»

«Логические цепочки»

 «Что лишнее?»

Игры и упражнения на развитие связной речи

Задачи на развитие:

1. Связной речи и воображения.

2. Умения выражать свои мысли полным предложением.

Ответь на вопрос по картинке

«Закончи предложение»

«Что сначала, что потом»

«Добавь словечко»

Дыхательно-координационные, глазодвигательные упражнения

Задачи:

1. На активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

2. Активизация межполушарных связей работы КГМ.

«Мишки»

«Совушка»

«Мишки»

«Совушка»

«Мишки»

«Совушка»

«Мишки»

«Совушка»

Симметричные рисунки

Задачи на развитие:

1. Координации движений и графических навыков.

2. Сенсомоторики.

«Два круга»

«Два квадрата»

«Два треугольника»

«Тучка солнце»

Графические диктанты

Задачи на развитие:

1. Слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц рук.

2. Пространственной и количественной ориентации.

графический узор

графический узор

графический узор

графический узор

Пальчиковая гимнастика

Задачи на развитие:

1. Внимания, мышления, памяти, речи.

2. Овладения навыками письма.

«Разминка»

«Пальчики здороваются»

«Моя семья»

«Пальчики здороваются»

Декабрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения

- задания с установкой;

 «Хлоп-топ»

задания с установкой;

«4 лишний»

-задания с установкой;

«Картинка-слово»

 «Назови одним словом»

Игры и упражнения на развитие связной речи

«Составь предложение  по картинке» (2-3 сл.)

«Подбери словечко»

«Сосчитай-ка»

«Добавь словечко»

Дыхательно-координационные упражнения

«Бабочка»

«Вдох-выдох»

«Бабочка»

 «Дерево»

«Бабочка»

 «Точки мозга»

«Бабочка»

 «Дышим свежим воздухом»

Симметричные рисунки

«Кораблики»

«Яблочко»

«Восьмерки»

 «Пружинки»

Графические диктанты

графический узор/диктант

графический узор/диктант

графический узор/диктант

графический узор/диктант

Пальчиковая гимнастика

«Разминка»

«Солнышко-тучка»

«Гармошка»

«Здравствуйте»

Январь

II неделя

III неделя

IV неделя

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения

«Подбери словечко»

«Назови отличия»

«Найди пару»

Игры и упражнения на развитие связной речи

 

«Назови детенышей животных»

«Подбери слово-признак»

«Опиши предмет по схеме»

Дыхательно-координационные упражнения

«Мишки»

«Совушка»

«Мишки»

«Совушка»

«Мишки»

«Совушка»

Симметричные рисунки

«Обводки»

«Дорисуй»

«Штриховка»

Графические диктанты

графический диктант

 графический диктант

графический диктант

Пальчиковая гимнастика

«Зайчики»

«Курочка»

«Коза рогатая»

Февраль

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения

«Разрезные круги»

«Разрезные треугольники»

«Разрезные квадраты по вертик./гориз.»

 «Разрезные квадраты по диаг.»

Игры и упражнения на развитие связной речи

 «Скажи наоборот»

«Закончи предложение»

«Составь предложение  по картинке»

«Сосчитай»

Дыхательно-координационные упражнения

«Совушка»

 «Певец»

«Бабочка»

 «Вдох-выдох»

«Совушка»

 «Певец»

«Бабочка»

«Вдох-выдох»

Симметричные рисунки

«Два снежка»

«Два сугроба»

«Две снежинки»

«Два снеговика»

Графические диктанты

графический диктант

графический диктант

графический диктант

графический диктант

Пальчиковая гимнастика

«Разминка»

«Пальчики здороваются»

«Разминка»

«Пальчики здороваются»

Март

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения

 «5 картинок»

 «На что это похоже?»

 «Разрезные предложения»

«Изобрази так-же» (пиктограммы)

Игры и упражнения на развитие связной речи

Ответь на вопрос по картинке

«Закончи предложение»

«Что сначала, что потом»

«Добавь словечко»

Дыхательно-координационные упражнения

«Совушка»

 «Лево-право»

«Бабочка»

 «Ухо-нос»

«Совушка»

«Бабочка»

«Вдох-выдох»

Симметричные рисунки

«Буква А»

«Буква О»

«Буквы М»

«Буквы  П»

Графические диктанты

графический диктант

 графический диктант

 графический диктант

 графический диктант

Пальчиковая гимнастика

 «Кулак- ладонь ребро»

«Кулак-ладонь-кольцо»

 «Кулак- ладонь ребро»

«Кулак-ладонь-кольцо»

Апрель

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения

 «Сравни предметы»

Нарисуй слово

«Цепочка слов»

«Какие фигуры пропущены?»

Игры и упражнения на развитие связной речи

Составь рассказ по картинке (2-4 предл.)

«Добавь предлог»

«Кому что дадим?»

«Скажи  наоборот»

Дыхательно-координационные упражнения

«Мишки»

«Совушка»

«Мишки»

«Совушка»

«Мишки»

«Совушка»

«Мишки»

«Совушка»

Симметричные рисунки

«Буква О»

«Буква И»

«Буквы Н»

«Буквы А»

Графические диктанты

графический диктант

графический диктант

графический диктант

графический диктант

Пальчиковая гимнастика

«Кулак-ладонь-кольцо»

«Кулак-ладонь-ребро-хлопок»

«Кулак-ладонь-кольцо»

«Кулак-ладонь-ребро-хлопок»

Перспективный план индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда

Ф.И. ребенка ________________________________________20____-20_____учебный год

Дата

Содержание занятия

Примечание

Диагностика на начало года _________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сентябрь. Тематика занятий:«До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!»

Задачи логокоррекционной работы: Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, развитие просодических компонентов голоса

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Артикуляционная гимнастика Видеокомплекс №1

2. Развитие речевого дыхания Д/у «Дождик», «Идем по лужам», «Ветерок»

3. Развитие фонематического слуха Д/и «Две корзинки», «Поймай звук»

4. Лексико-грамматическое задание Д/и «Жадина», «Один-много», «Сосчитай»

Октябрь. Тематика занятий:«Краски осени»

Задачи логокоррекционной работы: __________________________________________  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Артикуляционная гимнастика Видеокомплекс для свистящих / шипящих звуков

2. Развитие речевого дыхания     Д/у «Эхо», «Ветер», «Ветерок»

3. Развитие фонематического слуха «Раздели слова на слоги», «Будь внимательным»

4. Лексико-грамматическое задание «Узнай предмет», «Подбери слово-признак»

Ноябрь. Тематика занятий:«Мир вокруг нас»

Задачи логокоррекционной работы: __________________________________________  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Артикуляционная гимнастика Видеокомплекс для сонорных звуков

2. Развитие речевого дыхания «Красивая игрушка», «Летят мячи», «Баюкаем куклу»

3. Развитие фонематического слуха«Правильный банан», ЗАС: КОТ, КИТ

4. Лексико-грамматическое задание Д/И «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Сосчитай»

Декабрь. Тематика занятий:«Здравствуй, гостья - зима!»

Задачи логокоррекционной работы: __________________________________________  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Артикуляционная гимнастика Видеокомплекс №1

2. Развитие речевого дыхания Д/у «Снег идет», «Вьюга», «Погреемся», «Снежки»

3. Развитие фонематического слуха «Умный самолет»  ЗАС: ЗИМА, САНИ

4. Лексико-грамматическое задание Д/и «Подбери слово-признак», «Подбери слово-действие»

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ ______________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Январь. Тематика занятий: «В мире животных»

Задачи логокоррекционной работы: __________________________________________  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Артикуляционная гимнастика Видеокомплекс для свистящих / шипящих звуков

2. Развитие речевого дыхания Д/у «Кошка мяукает», «Кошка сердится», «Котенок»

3. Развитие фонематического слуха «В каком слове заданный слог», «Место звука»

4. Лексико-грамматическое задание «Кто кем был», «Кто кем стал», «Узнай»

Февраль. Тематика занятий:«Кем быть?»

Задачи логокоррекционной работы: ___________________________________ ______ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Артикуляционная гимнастика Видеокомплекс для сонорных звуков

2. Развитие речевого дыхания  Д/у «Дровосек», «Дворник», «У врача», «Кузнец»

3. Развитие фонематического слуха «Распредели картинки по двум корзинкам»

4. Лексико-грамматическое задание «Назови одним словом», «1-2-5-9»

Март. Тематика занятий: «Весна пришла!»

Задачи логокоррекционной работы: __________________________________________  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Артикуляционная гимнастика Видеокомплекс №1

2. Развитие речевого дыхания «Сосульки звенят», «Капель стучит по крыше»

3. Развитие фонематического слуха  «Твердые и мягкие согласные», «Поймай слог»

4. Лексико-грамматическое задание «Отгадай загадку – раздели на слоги отгадку»

Апрель. Тематика занятий:«Человек и природа»

Задачи логокоррекционной работы: __________________________________________  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Артикуляционная гимнастика Видеокомплекс для свистящих / шипящих звуков

2. Развитие речевого дыхания Д/у «Расту большой», «Большой и маленький»

3. Развитие фонематического слуха «Умная машина», «Умный самолет»

4. Лексико-грамматическое задание «Планеты»,«Кому что дадим для работы»

Май. Тематика занятий:«Моя Родина – Россия!»

Задачи логокоррекционной работы: __________________________________________  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Артикуляционная гимнастика Видеокомплекс для сонорных звуков

2. Развитие речевого дыхания  «Семафор», «Паровоз», «Дышим свежим воздухом»

3. Развитие фонематического слуха «Звонкие и глухие согласные», ЗАС: Я, ТЫ, МЫ

4. Лексико-грамматическое задание Д/и «Мы по улице шагаем», «Назови улицу»

Результаты на конец года __________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения  курсов повышения квалификации  по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...