Сообщение: «Особый ребёнок: рука помощи»
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobyy_rebenok1.docx25.98 КБ
Файл osobyy_rebenok1.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка».

 

«Особый ребёнок: рука помощи»

из опыта работы

 

                                                                           ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                        ПАВЛОВА ТАТЬЯНА   ГЕННАДЬЕВНА

 

г.о.Электрогорск,2020 год.

В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение. 
В работу с детьми  включены учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники.

Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом.

Инструктор по физкультуре Малахова А.Н. использует такие виды здоровьесберегающих технологий как: подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, релаксация. Также применяет технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка.

В образовательной деятельности с детьми с ОВЗ педагоги ДОУ используют такие психолого-педагогические методики, как предметная, пигментная (изобразительная), телевизионная. 
   Предметная методика
 развивает зрительные представления ребенка о предметах внешнего мира и способах действий с ними. Используются: натуральные предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики, конструкторы. Ребенок выполняет задания на анализ частей, опознание предметов, обобщение их по значимым признакам, моделирование (по образцу, по памяти, по словесному описанию, по представлению. Это создает условия для развития движений рук, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственных представлений и конструктивных навыков; развития памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности.

 Пигментная (изобразительная) методика используется для развития простых и сложных форм зрительного восприятия. Применяются: черно-белые и цветные, контурные, силуэтные и заполненные, предметные и сюжетные изображения. Детям предлагается найти рисунок по словесному описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать изображения по фрагменту, найти ошибки в рисунках-нелепицах. Дети обводят контур трафаретного рисунка через копирку, затем сравнивают трафарет и контур, с помощью педагога находят неточности. В других заданиях ребенок должен дорисовать контурное изображение, воспроизвести по образцу цветовую гамму картинки.

Также в формировании основ мировосприятии я использую презентации по теме занятия, презентации физкультминуток. Данные презентации способствуют концентрации внимания, умению анализировать быстроменяющуюся зрительную информацию, держать в памяти детали сюжета, повышают интерес и мотивацию к познавательной деятельности.

Воспитатели знакомят детей с природой, сменой времен года через экспериментальную деятельность. Развивая познавательную сферу дошкольника, я учитываю специфику мировосприятия ребёнка. Дети играли с водой, песком, магнитом, воздухом, делая при этом простейшие опыты, позволяющие судить о свойствах этих объектов, работали с моделями. Такая планомерная работа способствует расширению детского кругозора, формированию общей и экологической культуры дошкольников, определенных умений и навыков, позволяющих им взаимодействовать с природным и социальным окружением.

В д/с созданы условия для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей. Во всех группах имеются дидактические игры разнообразного содержания, различные настольно-печатные игры, уголки «Мое настроение». Воспитателями подобрана картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей.

Посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной жизни мы воспитываем уважение и терпимость здоровых детей к детям с особенностями в развитии и поведении.

Чтобы способствовать развитию воображения детей, воспитатели привлекают «особых» детей к освоению театрализованной деятельности. Эта работа велась воспитателями совместно с музыкальным руководителем Балашовой Е.С.  и инструктором по физкультуре Малаховой А.Н. Дети участвовали в праздниках, где исполняли разные роли.

В спортивных развлечениях наряду со всеми детьми участвовали в различных играх, эстафетах, перестроениях, что давало возможность почувствовать свою успешность и оценить свои силы в выполнении тех или иных заданий.

Воспитатели предоставляют «особым» детям возможность к проявлению творчества. Проводились выставки, вернисажи, где также участвовали дети с ОВЗ. Конечно, таким детям нужно гораздо больше времени в выполнении той или иной поделки, но и гордость за выполненную работу тоже очень велика. 

Особо стоит отметить такой сложный дефект развития у детей, посещающие наш д/с, как аутизм, умственная отсталость. Интеграция таких детей происходит лишь при совместных мероприятиях – прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в образовательном процессе. Таким детям показана только индивидуальная образовательная деятельность. Педагоги могут и готовы выполнять поставленные перед ними задачи в области инклюзивного образования, но, чтобы и они не испытывали излишней эмоциональной и физической нагрузки в течение дня, необходимо комплектовать группы в соответствии с санитарными правилами (СаНПиН).

Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.  

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Наша задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

 

Использованная литература:

1. Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / Москва. Центр «Школьная книга», 2010

2. Основы специальной психологии/Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2003

3. Психокоррекция и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998

4. Модели организации воспитания и обучения детей с ОВЗ / Н.В. Микляева, Е.В. Досугова /библиотека воспитателя, ТЦ «Сфера». М., 2012

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка».

 

«Особый ребёнок: рука помощи»

из опыта работы

 

                                                                           ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                        ПАВЛОВА ТАТЬЯНА   ГЕННАДЬЕВНА

 

г.о.Электрогорск,2020 год.

В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение. 
В работу с детьми  включены учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники.

Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом.

Инструктор по физкультуре Малахова А.Н. использует такие виды здоровьесберегающих технологий как: подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, релаксация. Также применяет технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка.

В образовательной деятельности с детьми с ОВЗ педагоги ДОУ используют такие психолого-педагогические методики, как предметная, пигментная (изобразительная), телевизионная. 
   Предметная методика
 развивает зрительные представления ребенка о предметах внешнего мира и способах действий с ними. Используются: натуральные предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики, конструкторы. Ребенок выполняет задания на анализ частей, опознание предметов, обобщение их по значимым признакам, моделирование (по образцу, по памяти, по словесному описанию, по представлению. Это создает условия для развития движений рук, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственных представлений и конструктивных навыков; развития памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности.

 Пигментная (изобразительная) методика используется для развития простых и сложных форм зрительного восприятия. Применяются: черно-белые и цветные, контурные, силуэтные и заполненные, предметные и сюжетные изображения. Детям предлагается найти рисунок по словесному описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать изображения по фрагменту, найти ошибки в рисунках-нелепицах. Дети обводят контур трафаретного рисунка через копирку, затем сравнивают трафарет и контур, с помощью педагога находят неточности. В других заданиях ребенок должен дорисовать контурное изображение, воспроизвести по образцу цветовую гамму картинки.

Также в формировании основ мировосприятии я использую презентации по теме занятия, презентации физкультминуток. Данные презентации способствуют концентрации внимания, умению анализировать быстроменяющуюся зрительную информацию, держать в памяти детали сюжета, повышают интерес и мотивацию к познавательной деятельности.

Воспитатели знакомят детей с природой, сменой времен года через экспериментальную деятельность. Развивая познавательную сферу дошкольника, я учитываю специфику мировосприятия ребёнка. Дети играли с водой, песком, магнитом, воздухом, делая при этом простейшие опыты, позволяющие судить о свойствах этих объектов, работали с моделями. Такая планомерная работа способствует расширению детского кругозора, формированию общей и экологической культуры дошкольников, определенных умений и навыков, позволяющих им взаимодействовать с природным и социальным окружением.

В д/с созданы условия для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей. Во всех группах имеются дидактические игры разнообразного содержания, различные настольно-печатные игры, уголки «Мое настроение». Воспитателями подобрана картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей.

Посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной жизни мы воспитываем уважение и терпимость здоровых детей к детям с особенностями в развитии и поведении.

Чтобы способствовать развитию воображения детей, воспитатели привлекают «особых» детей к освоению театрализованной деятельности. Эта работа велась воспитателями совместно с музыкальным руководителем Балашовой Е.С.  и инструктором по физкультуре Малаховой А.Н. Дети участвовали в праздниках, где исполняли разные роли.

В спортивных развлечениях наряду со всеми детьми участвовали в различных играх, эстафетах, перестроениях, что давало возможность почувствовать свою успешность и оценить свои силы в выполнении тех или иных заданий.

Воспитатели предоставляют «особым» детям возможность к проявлению творчества. Проводились выставки, вернисажи, где также участвовали дети с ОВЗ. Конечно, таким детям нужно гораздо больше времени в выполнении той или иной поделки, но и гордость за выполненную работу тоже очень велика. 

Особо стоит отметить такой сложный дефект развития у детей, посещающие наш д/с, как аутизм, умственная отсталость. Интеграция таких детей происходит лишь при совместных мероприятиях – прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в образовательном процессе. Таким детям показана только индивидуальная образовательная деятельность. Педагоги могут и готовы выполнять поставленные перед ними задачи в области инклюзивного образования, но, чтобы и они не испытывали излишней эмоциональной и физической нагрузки в течение дня, необходимо комплектовать группы в соответствии с санитарными правилами (СаНПиН).

Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.  

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Наша задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

 

Использованная литература:

1. Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / Москва. Центр «Школьная книга», 2010

2. Основы специальной психологии/Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2003

3. Психокоррекция и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998

4. Модели организации воспитания и обучения детей с ОВЗ / Н.В. Микляева, Е.В. Досугова /библиотека воспитателя, ТЦ «Сфера». М., 2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей группы "Особый ребёнок" через элементы системы Марии Монтессори".

В статье отражён опыт моей работы в группе"Особый ребёнок".Раскрывается значение использования элементов Марии Монтессори в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно их социализация...

Если в семье «особый ребёнок» (рекомендации педагога родителям по взаимодействию с детьми).

Что такое «особый ребёнок?» Это ребёнок ,который имеет отклонения или ряд отклонений от нормы ,возникших в результате заболеваний центральной нервной системы: это задержка психического и физичес...

Содержание психолого – педагогической работы в группе «Особый ребёнок»

Образовательная  область «Социализация»«Содержание образовательной области ‘’Социализации’’ направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и вклю...

"Особый ребёнок в семье" рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с особенностями в развитии.

Рекомендации для родителей "особенных" детей дошкольного и школьного возраста. Материал можно использовать для проведения групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей  коррекционны...

Приказ об утверждении плана мероприятий по проекту для родителей "Школа особый ребёнок" Аналитические справки Проект "Школа для родителей "Особый ребёнок"

Приказ об утверждении плана мероприятий по проекту для родителей  "Школа для родителей "Особый ребёнок"Аналитические справки за 2020, 2022 год...